Возникновение и развитие сознания
Соотношение житейской и научной психологии
Человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми.
Характеристики: 1. конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
2.интуитивность (неосознанность происхождения и функционирования)
3.ограниченность (слабые представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов)
4.опора на наблюдения и размышления, обозначающая (ненаучное осмысление)
Но свои представления о психике человек стремится систематизировать и объяснить. Это научная психология - устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.
Характеристики: 1. Обобщенность (осмысленность); 2. Рационализм; 3.Неограниченность
Житейская и научная психологии взаимосвязаны; житейская П развивает психологические представления, научная П систематизирует психологические представления.
История представлений о предмете психологии.
- психология – наука о душе (до начала 18 века);
- психология – наука о сознании (английская психология: Миль, Герберт, Спенсер);
- психология – наука о поведении (бихевиоризм-наука о поведении - Джон Уотсон);
- психология – наука, изучающая основные факты, закономерности и механизмы психики.
Возникновение и развитие психики в филогенезе
Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека. Филогенез – историческое развитие организмов.
Психика возникла с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется с помощью активных движений в окружающей среде, поиска необходимых предметов для существования. С эволюционным развитием живых существ качественно изменяется и психика, так как взаимоотношения живых существ с окружающей средой усложняются. Данные изменения происходят на биологической и общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.
Развитие психики:
возникновение и развитие психики в животном мире;
возникновение и развитие человеческого сознания;
развитие психики в онтогенезе человека.
Возникновение и развитие сознания
В процессе биологического этапа развития психики образовались предпосылки для появления высших, специфически человеческих форм психики - сознания. На протяжении исторического развития в разных видах деятельности у человека постепенно формировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивно психической деятельности животного.
Предпосылки: труд (орудийная деятельность), общественный образ жизни (совместная деятельность, требующая общения). Человек способен изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания.