Педагогика как теория обучения и воспитания

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась на самом раннем этапе возникновения общества. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

Педагогические мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются у различных народов в древних памятниках письменности. Вопросы образования и воспитания привлекали к себе внимание писателей, философов, ученых. Педагогические научные идеи находятся в работах древних философов.

Педагогика (греч. paidagogos – детоводитель, греч. pais – дитя, род. пад. – paidos ) – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Предметом педагогики является исследование закономерных связей, существующих между воспитанием, обучением и развитием личности, форм и методов воздействия на человека; определение общественно-политических и методических основ воспитания как специально организованного процесса.

Первой формой педагогической культуры была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т.д.

Основной формой педагогической практики на ранних стадиях возникновения государств Древнего Востока являлось семейное воспитание.

Потребность общества в образованных людях, необходимых для организации работы государственного аппарата, потребовала особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения – школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Наиболее ранними формами учебной работы были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение.

Очередной этап в истории воспитания и педагогической мысли связан с возникновением античной цивилизации (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и присущими ей основными воспитательными системами – спартанской, афинской и римской.

Утверждение феодального строя на Западе, распространение христианства повлияли на смену педагогической парадигмы и возникновение форм массового обучения. Основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные (кафедральные). Содержание средневекового образования сводилось к постижению «семи свободных искусств», программа которых делилась на 2 части: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка).

Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств способствовали бурному развитию образования и просвещения. В XVII – XVIII вв. появляются новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы, происходит выделение высшего образования – на основе школ возникают независимые университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский).

В XVII в. появляется научная педагогика, создателем которой был Я. А. Коменский (1592 – 1670). Я. А. Коменский определил системы школ и содержание обучения в них, создал классно-урочную систему обучения, обосновал основные дидактические принципы, разработал возрастную периодизацию, составил первые учебники для школ, снабженные иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.

школа (греч. schole) – досуг

гимназия – (греч. gymnasion) – общественная школа физического развития; позднее – место собрания философов, ученых

лицей – (греч. Likeion – название рощи при храме Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель) – тип среднего учебного заведения

каникулы (лат. Canikula – название Сириуса – наиболее яркой звезды созвездия Большого Пса) – перерыв занятий в учебных заведениях

В XVIII в. в Европе начинают создаваться специальные учебные заведения для подготовки учителей. Прогресс в развитии общества обусловливал и стимулировал развитие педагогической теории.

Определение предмета педагогики как теоретической и прикладной науки позволяет вычленить основные проблемы, которыми она занимается:

1) закономерности развития и формирования личности;

2) цели воспитания и обучения;

3) содержание воспитания и обучения;

4) методы воспитания и обучения.

Факторами, оказывающими влияние на разработку основных педагогических проблем, являются:

1) объективные требования общества к развитию и формированию личности;

2) возрастные особенности формирования личности;

3) интересы и политика общества.

Достижению этих целей и подчиняется содержание и методика обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «образование», «обучение», «воспитание».

Образование обусловливает стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества.

Идеал образования тесно связан с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, в свою очередь образование воздействует на жизнь. Культура представляется целью существования современного человека (схема 17).

     
    Педагогика как теория обучения и воспитания - student2.ru
 
  Педагогика как теория обучения и воспитания - student2.ru
 
    Педагогика как теория обучения и воспитания - student2.ru

Схема 17

Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям. Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой куль­туры (И. Я. Лернер) понимают как совокупность:

• системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскры­вающей картину мира;

• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечиваю­щей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыта ценностного отношения к миру.

Таким образом, обра­зование – это социокультурный феномен, выполняющий социокультурные функции, поскольку является:

1) одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

2) практикой социализации человека и преемственности поколений; механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства;

3) процессом трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности;

4) фактором развития региональных систем и национальных традиций;

5) социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Понятие «образование» можно рассматривать как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей и как систему.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образова­тельной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, усло­виями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обуче­ния и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изме­нения в человеке. В процессе образования взаимодействуют обучение и воспитание, дея­тельность педагога и деятельность обучаемого. Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государствен­ный статус, – это системы дошкольного, школьного, среднего специального, выс­шего и послевузовского дополнительного образования. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона, города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования.

Цели образовательной системы — это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

Обучение– это способ организации образовательного процесса, предполагающий совместную учебную деятельность учителя и ученика и характеризующий процесс передачи знаний, умений и навыков. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оценке их учебных достижений.

Учение – это деятельность ученика, направленная на развитие способностей, приобретение необходимых знаний, умений и навыков, осознание личностного смысла. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Научение является результатом учения.

Различают следующие виды наyчения:

1) по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального приспособления организма к конкретным условиям жизни с использованием практически готовых для рождения форм поведения;

2) условно-рефлекторное, предполагающее возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал (исследования Павлова);

3) оперантное, при котором знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок;

4) викарное, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого перенимаются и усваиваиваются наблюдаемые формы поведения;

5) вербальное, предполагающее приобретение человеком нового опыта через язык.

Учебная деятельность предполагает процесс взаимодействия учителя и ученика и включает в себя овладение системами знаний, умений и навыков и оперирование ими, овладение своими психическими процессами.

Сущность обучения раскрывается через процесс познания, которому присущи следующие особенности:

1) наличие побудительных причин (потребностей, мотивов);

2) деятельностный характер;

3) наличие результата (знаний, умений и навыков);

4) возможность формирования взглядов и представлений на развитие природы и общества (мировоззренческая направленность);

5) развитие способностей и творческого потенциала ученика.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев выступают уровень развития обучающегося, его способности, степень развития познавательных процессов, качество полученных знаний и степень наработанности умений и навыков. К внешним факторам относят уровень развития образования, используемые формы и методы обучения, готовность ученика к обучению, его степень адаптации к социальной жизни и профессиональной деятельности. Эффективность обучения во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.

Воспитание– практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.

Воспитание можно определить как сторону социализации человека, приобретения им жизненного опыта. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются механизмы приобретения человеком социального опыта (процесс научения), но специфическими – результаты научения. Если мы говорим о воспитании, то результатом научения являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.

Цели воспитания связаны с понятиями «добра» как поведения на благо другого человека, «истины» как руководства при оценке действий и поступков, «красоты» во всех ее формах проявления и созидания.

Средства воспитания – это объекты организованного и неорганизованного воздействия, используемые воспитателями с целью выработки у учеников определенных психологических качеств и форм поведения.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры. К ним относят всевозможные виды научения, убеждения, внушения, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, мир жизнедеятельности воспитанника, личный пример воспитателя, поступки, описываемые как нормативные и высокооцениваемые в педагогической, художественной и другой литературе.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека разделяют на прямые и косвенные; по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания – на осознаваемые и неосознаваемые; по характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные средства, – на эмоциональные, когнитивные, поведенческие.

Методы воспитания – это способы действия воспитателя для достижения поставленных целей. Существующие классификации методов воспитания весьма условны. Например, в соответствии с теориями развития личности выделяют: психоаналитические; ассоциативные; поведенческие и т.д.

Теории воспитания – это концепции, объясняющие формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. Одной из наиболее распространенных теорий воспитания является биогенная, утверждающая, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория является пессимистической по отношению к воспитанию личности. Социогенная теория воспитания утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и поддается воспитанию начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Биосоциогенная теория представляет собой промежуточный вариант между двумя рассмотренными и признает как биологические, так и социальные факторы, влияющие на личность.

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Для должного функционирования педагогического процесса нужно (как минимум) пять групп методов воздействия на личность:

1) убеждение (приемы: беседа, лекция, диспут);

2) упражнения и приучение;

3) обучение;

4) стимулирование (приемы: соревнование, поощрение, наказание);

5) контроль и оценка.

Методы воздействия на личность – система педагогических приемов, позволяющих решать конкретные педагогические задачи. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.

Наши рекомендации