Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?
Рассказ «Студент», написанный в 1894 году. А.П. Чехов называл одним из своих любимых произведений. Он невелик по объему, в нем нет никаких исключительных событий. В этом рассказе проявляется одна из особенностей психологизма Чехова: под влиянием незначительного события что-то происходит в душе героя, и он уже по-иному видит окружающий его мир.
Сюжет рассказа прост. Студент, сын дьячка Иван Великополь-ский. возвращается домой холодным весенним вечером. Он замерз, голоден, и у него тяжелые, мрачные мысли: он думает о бедности, невежестве, о том, что так было со времен Рюрика и Иоанна Грозного и так будет еще много лет — жизнь не станет лучше. На огородах он встречает двух женщин — Василису и Лукерью, мать и дочь, хозяек огородов. Греясь у костра, он рассказывает им библейскую историю об отречении и раскаянии Петра, и неожиданно для него женщины заплакали над его рассказом. И студент думает о том, что если далекая библейская история для них не пустой звук, то она, видимо, имеет отношение к их жизни, и что прошлое неразрывно связано с настоящим. Если люди откликнулись на высокое и прекрасное, поняли друг друга, то в этой жизни есть не только безнадежность и отчаяние.
Я считаю, в этом рассказе Чехов произносит свои лучшие слова о том. что правда и красота в человеческой жизни и вообще на земле всегда составляли главное, то. ради чего следует жить и работать.
И теперь студент испытывает уже совсем другие чувства: он счастлив, верит в свою молодость, в свои силы. «Жизнь казалась ему чудесной», полной глубокого смысла.
Так герой из одного внутреннего состояния переходит в совершенно противоположное, и это .[оказывает, что человеку свойственно внутренне меняться самому и изменять свое отношение к жизни. Возможно, это только один из этапов внутреннего развили героя, ведь Чехов говорит, что жизнь «казалась» ему восхитительной, но такой душевный подъем необходим для развития и реализации каждой личности.
Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (но рассказу «Человек в футляре»)
Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания проблематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».
Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнею мира. Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию — весь город, под его влиянием люди боялись помогать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли. Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот — доносчик. И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, чю Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, окончательно морально уничтожило героя.
Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот. кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чиновника». Беликов умер. От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полиостью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством. Беликова хоронили всем городом. Люди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гнетущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело. 100
Главная идея рассказа выражается с помощью системы рассказиков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить читателя определить позицию автора и выработать собственное отношение к изображенному в произведении. «Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно. но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» — этим утверждением рассказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом КЗ нас. а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют. И собеседник Буркина подхвал.тваст и расширяет его мысль, что наша жизнь — футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ложью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры. Для Буркина понятие «футлярности» жизни — это отсутствие Biryrpen-ней свободы, а для Ивана Ивановича — большее, это понятие бездуховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, подлинным его назначением в жизни.
Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего прошв того, что мешает человеку достичь добра и счастья.