Потребности сотрудников и персональные мотиваторы
Потребности человека меняются с возрастом и с удовлетворением одной потребности возникает другая, также потребности зависят от семейного воспитания, психотипа человека, усвоенного им сценария поведения, от достижений, неудач и эмоциональных травм, полученных в жизни.
Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья. Потребности в пище, сне, жилье и здоровье жизненно важны для всех людей. Но бывают сотрудники, для которых эти потребности являются первостепенными. Обычно ведут здоровый образ жизни, соблюдают диету, регулярно проходят обследования, занимаются фитнесом и т. д. Потребность в обеспечении жильем, особенно характерно для молодых сотрудников, поэтому данную потребность необходимо выяснять. Если сотрудник говорит, что имеет жилищную проблему, необходимо выяснить, может ли он сам ее решить. И если он выражает надежду, что компания поможет ему купить квартиру, необходимо оценить финансовые возможности и установить сроки выдачи кредита.
В качестве рекомендаций по удовлетворению наиболее важных потребностей в поддержании жизнедеятельности и здоровья рекомендованы следующие мотиваторы:
- организуйте горячие обеды для персонала;
- выражайте отрицательную оценку, если сотрудники пренебрегают обедом;
- показывайте личный пример, регулярно и полноценно обедайте;
- обсуждайте на неформальных мероприятиях принципы здорового образа жизни;
- в качестве поощрения выдавайте абонементы для успешных сотрудников в спортзалы, бассейны или спортивные клубы;
- организуйте спортивные виды отдыха.
Потребность в признании. Рекомендации по мотивации:
- публично выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу;
- выражайте благодарность за хорошую работу своевременно;
- разработайте и внедрите в компанию систему званий для успешных сотрудников;
- разработайте и внедрите в компании стенд с информацией и фотографией успешных работников;
- организуйте выставку достижений.
Потребность в общении. Зависит от характера и возраста человека. Рекомендации по мотивации:
- необходимо выделять специальное время для неформальных мероприятий;
- необходимо ввести кофе-брейк, чтобы сотрудники могли пообщаться в течении 10-15 минут;
- организация корпоративных праздников или выездов на природу вместе с членами семей.
Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе. В любой компании кроме официальной присутствует неформальная структура отношений между сотрудниками, возникающая на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность выражается в стремлении стать принятым членом команды, иметь позитивное отношение с коллегами и сотрудниками, вызывающими симпатию. Стремление принадлежать к референтной группе присутствует у всех сотрудников. Мотиваторы:
- делегируйте неформальным лидерам выполнение важных профессиональных задач;
- направляйте неформальных лидеров на регулирование конфликтов между сотрудниками;
- выделяйте отдельные помещения для работы команды;
- выражайте удовлетворение успешной работой команды на официальных собраниях;
- отправляйте всю команду на обучение, выставки, конференции за успешную работу.
Потребность в надежности и безопасности. Обычно это осторожные люди, предпочитающие порядок и комфорт. Как правило такие люди ценят свое слово, проявляют обязательность, ответственность, не любят опаздывать и часто бывают педантичными. Физическая безопасность обеспечивается условиями работы, имеющими минимальный риск или полное отсутствие риска для жизни. Потребность в эмоциональной безопасности проявляется в том, что сотрудники чувствительны к принятому в компании или подразделении. Потребность в экономической безопасности выражается в желании людей иметь вознаграждение, обещанное по договору. Мотиваторы:
- обеспечивайте технику безопасности на рабочих местах;
- организуйте хорошую экологию помещения;
- не разрешайте себе повышать голос на подчиненных.
Потребность в престиже. Если сотрудник модно одевается, имеет машину новой модели, работает в известной компании, а на его столе компьютер последнего поколения, то перед вами тот, для кого потребность в престиже превалирует. Мотиваторы:
- создавайте стильную корпоративную символику;
- выдавайте сотрудникам ежедневники, ручки, календари и т. д. с корпоративной символикой;
- выбирайте для корпоративных праздников престижные рестораны и пансионаты;
- стимулируйте таких сотрудников при помощи имиджевых условий: обновление обстановки кабинетов, замена служебной машины на более престижную.
Потребность в стабильности. Мотиваторы:
- чаще говорите, что ваша компания надежна и стабильна;
- всегда выполняйте свои обещания;
- не допускайте угрозы немотивированного увольнения или сокращения персонала;
- стремитесь в компании, чтобы было реализовано четкое планирование работы;
- введение необходимых изменений должно предворяться тщательной подготовительной работой;
- разъяснение необходимости изменений;
- при введении инновации всегда говорите также о том, что осталось в компании стабильным и неизменным.
Потребность в новизне. Мотивация:
- формулируйте новые задачи;
- направляйте таких сотрудников в частые командировки;
- в качестве поощрения отпускайте таких сотрудников на обучение;
- создавайте условия для получения нового профессионального опыта.
Потребность в творчестве. Решение новых нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей — все эти условия стимулируют сотрудников имеющих данную потребность. Такие сотрудники отказываются очень часто от повышения в должности. Такие сотрудники нуждаются в свободном графике, возможности получать свежую информацию и работать в команде, выполняя творческие задачи. Мотиваторы:
- формулируйте творческие нестандартные задачи;
- создавайте условия для свободного графика работы;
- регулярно прослушивайте креативные проекты на совещании.
Потребность в эмоциональном напряжении и риске. Такие люди выбирают экстремальные профессии. Мотиваторы:
- формулируйте им сложные задачи, ставьте такие цели, которые заставят их работать с напряжением и усилием;
- давайте сотрудникам поручения, в которых надо проявить выносливость;
- организуйте экстремальный отдых для работников;
- запишите на видео экстремальный отдых сотрудников и раздайте их в компании;
- тематические корпоративные вечера.
Потребность в социальном статусе. Эта потребность проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми. Данная потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей. Мотиваторы:
- при приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста;
- делегируйте сотруднику выполнение сложны задач с персональной ответственностью;
- создавайте необходимые условия для реализации организаторских способностей сотрудника;
- интересуйтесь новыми идеями и инициативами сотрудников.
Потребность в конкуренции. Двигатель развития во многих российских компаниях. Мотиваторы:
- выделяйте активных сотрудников, получающих незаурядные результаты;
- вырабатывайте объективные критерии оценки результатов работы соревнующихся между собой сотрудников и сравнивайте их успешность;
- учитывайте фактор справедливости в оценке работы соревнующихся сотрудников, подкрепляйте свою оценку фактами и цифрами;
- задавайте карьерную перспективу для данных сотрудников;
- будьте объективны и справедливы и снижайте уровень конфликтности между конкурирующими сотрудниками.
Потребность в подчинении. Мотиваторы:
- хвалите сотрудника за профессиональные достижения, формируйте его уверенность в себе в своих силах и постарайтесь меньше его ругать;
- направляйте такого сотрудника в подчинение к сильному и решительному руководителю;
- если требуется мнение этого сотрудника — вызывайте его и спрашивайте, так как сам он инициативу проявляет очень редко;
- рассказывайте как нужно выполнять определенную задачу и как будете оценивать и контролировать работу;
Потребность в достижениях. Связана с потребностью в самоутверждении за счет получения высокого результата в работе. Проявление данной потребности зависит от психотипа сотрудника. Интравертированным людям при получении высокого результата важно почувствовать внутреннее удовлетворение. Экстравертированным сотрудниками значимо признание успеха со стороны руководства и коллег. Мотиваторы:
- на отчетных собраниях озвучивайте список успешных сотрудников и перечисляйте их достижения;
- поощряйте всех, кто берет на себя ответственность при выполнении производственных задач;
- регулярно проводите для сотрудников своей компании мотивационные тренинги;