Методы криминологических исследований
История развития криминологии в России
Криминология в России развивалась поэтапно:
1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;
2) этот этап можно условно разделить на два периода:
а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);
б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;
3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.
Методы криминологических исследований
Методы криминологического исследования — это система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.
Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала подразделяются на следующие группы:
§ методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);
§ методы, при помощи которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);
§ методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).
В научной литературе используются и другие основания классификации методов криминологических исследований.
Социологическое наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.
Приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень вопросов и способ фиксации) интересующих его фактов, их признаков и характеристик.
Основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования — возможность выявления неожиданного в картине наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств.
Объектом криминологического наблюдения могут быть:
§ поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;
§ высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, или лиц из контрольной группы;
§ результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
§ среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.
Положение наблюдателя в исследуемой ситуации бывает полным, включенным и наблюдением-участием. В первом случае исследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.
Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», когда исследователь непосредственно воспринимает изучаемую ситуацию, группу или событие повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности.
Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический, вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что, конечно же, недопустимо. Этические соображения не позволяют широко использовать данный метод в криминологических исследованиях.
При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, позитивно участвует в изучаемых процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления и активно участвующие в противодействии им (т. е. речь идет о следственной, прокурорской, судебной работе).
Однако в методе наблюдения есть и отрицательные моменты. Наблюдение требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.
К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.
Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:
§ проверка теоретических положений о причинах преступности и мерах по ее предупреждению;
§ проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений, направленных на противодействие преступности, совершенствование правового регулирования этой деятельности;
§ измерение эффективности новых форм и методов предупреждения преступности (преступлений);
§ внедрение достижений криминологии в практику предупреждения преступности (преступлений).
В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов.
Организация и проведение такого криминологического эксперимента включает несколько стадий. Вначале определяют его цель. Затем идет согласование с компетентными органами, теоретическое обоснование исследуемой проблемы и выдвижение гипотез, подлежащих проверке. После этого начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению). В ходе этой процедуры, как правило, применяются разнообразные частнонаучные методы: опросы, наблюдения, экспертные оценки и др.
Центральный момент в организации и проведении криминологического эксперимента — создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.
В научных исследованиях чаще всего применяют метод эксперимента на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.
В последние годы практикуется проведение экономических экспериментов в тех или иных отраслях народного хозяйства. Их результаты могут иметь и определенное криминологическое значение.
Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.
Метод анализа уголовных дел как источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку обладает многими достоинствами:
§ возможность (в большинстве случаев) максимально приблизить момент сбора информации о фактах, которые могут стать основой научного исследования к моменту совершения преступления;
§ высокая степень надежности фактов, содержащихся в материалах уголовных дел;
§ легкость статистической обработки; доступность для исследователей;
§ возможность получить большой объем криминологической информации, обеспечение репрезентативности полученных результатов;
§ относительная простота отбора уголовных дел и получение из их материалов криминологической информации;
§ возможность неоднократных проверок полученных данных на одном и том же массиве.
Вместе с тем нужно упомянуть о том, что такой метод предполагает ограниченность данных, невозможность для исследователя выйти за пределы информации, заложенной в материалах уголовного дела. Это не позволяет раскрыть в полной мере исследуемую проблему, в частности установить связи и зависимости между отдельными криминогенными факторами при объяснении причин преступности, условий формирования личности преступника и т. д. Поэтому более достоверные фактические данные анализ уголовных дел дает в сочетании с другими методами криминологических исследований.
Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).
Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать самому преступнику, лицам из его ближайшего окружения, лицам, совершившим «фоновые» правонарушения, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области борьбы с преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера Представителям населения (для выяснения состояния общественного мнения) и т. д.
Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д.
Непосредственный опрос позволяет собрать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом и субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных входе непосредственного опроса, влияют обстоятельства объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.
Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось группировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям:
§ негативно настроенные к исследованию и к личности исследователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т. д.). Эта группа составляет около 6%;
§ заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную выгоду для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, — 25%;
§ осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20%;
§ безразлично относящиеся к исследованию и исследователю — 18%;
§ позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содействовать исследователю с тем, чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, — 17%;
§ осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%.
В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и профессиональным составлением опросника.
Анкетный опрос (анкетирование) — один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; об уровне знаний требований права и следования им; о склонностях, симпатиях и антипатиях; о формах оценки себя и других; о ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; о не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.
Этапы применения метода анкетного опроса:
§ формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;
§ расстановка вопросов в анкете;
§ обсуждение и рецензирование анкеты;
§ пробный опрос;
§ учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;
§ размножение анкеты;
§ распространение и сбор анкет;
§ логический анализ анкет;
§ кодировка анкет и составление разработочных таблиц;
§ статистическая обработка собранной информации.
Анкета, применяемая в социально-правовых (криминологических) исследованиях, состоит из нескольких частей.
Первая включает обращение к респонденту, подготовку его к процедуре опроса.
Обращение должно быть написано понятным и доступным респонденту языком и содержать ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты. Кроме того, необходимо изложить цели исследования и продемонстрировать их взаимосвязь с насущными потребностями респондента. Основная часть анкеты — вопросы, имеющие исследовательскую нагрузку. Формы вопросов определяются желательными формами ответов: формализованные или в свободном изложении, краткие (типа «да», «нет») или развернутые. Различно и функциональное назначение вопросов — основные, контрольные, дополнительные, вспомогательные.
Оптимальный размер анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов) определяется характером и объемом исследования. Чтобы интерес опрашиваемого повышался, вопросы располагаются от простых к сложным.
Преимущество анкетного метода по сравнению с очным опросом заключается в том, что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений (так называемое панельное обследование); путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.
Недостатки этого метода сбора криминологической информации заключаются в том, что анализ мнений о поступках, результаты самооценки своей позиции могут не совпадать с реальным положением вещей и вероятны ошибочные ответы из-за непонимания характера вопросов.
Анкеты могут лично вручаться респондентам, рассылаться по почте, публиковаться в прессе.
Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет легко обобщить ответы и сделать аналитическую обработку.
Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирают ограниченную группу экспертов-специалистов (не более 20—30 человек) и с ними проводят интервью либо раздают вопросники для заполнения.
Наиболее эффективны «круглые столы» с участием всех включенных в группу экспертов. В ходе обсуждения предложенных проблем (Своеобразная «мозговая атака») могут появиться нетрадиционные подходы к их анализу, оригинальные взгляды и суждения.
Психологические тесты — это метод, при помощи которого измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.
По предмету исследования выделяются три основные группы тестов:
§ общеличностные, позволяющие исследовать систему психических свойств личности;
§ личностные, предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т. п.);
§ групповые — для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.
Чаще всего в криминологических исследованиях используются общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт; MMPI, ТАТ, тесты Роршаха, Люшера, социометрическая методика Дж. Морено.
Организация исследования — процесс многоступенчатый от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Технология научно-практического изучения преступности и мер борьбы с ней состоит из трех этапов.
Подготовительный — формулирование проблемы, определение научной гипотезы, разработка направлений исследования. Рабочий — разработка инструментария, пилотаж (пробное обследование), сбор информации и т; д. Заключительный — формулирование выводов, отчетов и внедрение результатов исследования в практику.
Последовательность проведения исследовательских операций:
§ общая постановка задачи;
.
§ составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования);
§ определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема информации — расчет выборки» где ее можно получить и какие средства для этого использовать);
§ составление рабочего плана (организационные вопросы);
§ разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью ит. д.);
§ уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование;
§ сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.);
§ статистическая обработка полученной информации;
§ формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.
Для проведения исследования чаще всего создается исследовательская группа. Определив исполнителей и наметив порядок проведения исследования, разрабатывают его конкретную программу.
Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В прикладном смысле программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез. Программа определяет, какая эмпирическая информация будет собираться и за какой период, какие вопросы, социальные взаимосвязи, направления и процессы действительности станут предметом исследования.
Исходный пункт любого научного исследования — постановка проблемы, а важнейший элемент программы — исследовательская гипотеза. Это главный методический инструмент, на котором строится весь процесс исследования. Гипотеза дает возможность выработать обоснованные предложения о структуре изучаемых объектов и характере существующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми социальными явлениями.
На основе разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.
Применение выборочного наблюдения взамен сплошного, используемого государственной статистикой, дает возможность лучше организовать наблюдение, обеспечивает быстроту его проведений, экономит средства и трудозатраты на получение и обработку информации.
Объективную гарантию репрезентативности выборочной совокупности дает применение соответствующих научно обоснованных способов отбора подлежащих исследованию единиц.
В процессе формирования выборочной совокупности должен быть обеспечен строго объективный подход к определению ее объема и отбору единиц. Нарушение этого принципа, когда наблюдению подвергаются единицы, отобранные на основании субъективного мнения исследователя, приводит к тому, что результаты такого наблюдения относятся не ко всей генеральной (сплошной) совокупности, а только к той ее части, которая была подвергнута обследованию.
В сравнении с другими методами несплошных наблюдений преимущество выборочного наблюдения заключается в том, что по результатам этого наблюдения можно оценить искомые параметры генеральной совокупности. Между характеристиками выборочной совокупности и искомыми характеристиками генеральной совокупности, как правило, существует некоторое расхождение.
Такое расхождение называют ошибкой выборки. Общая величина ошибки слагается из ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Последняя представляет собой расхождение между величиной показателей, полученных при выборке, и величиной этих показателей, которые были бы получены при проведении сплошного наблюдения.
Величина ошибки характеризует степень надежности результатов выборки. Знание этой величины необходимо при оценке параметров генеральной совокупности. Оценки возможной величины и состава ошибок репрезентативности служат основой планирования проектируемого выборочного наблюдения. Для каждого конкретного выборочного наблюдения величина ошибки репрезентативности может быть определена по соответствующим формулам.
Так как увеличение точности оценки всегда связано с увеличением объема выборки, необходимо определить максимально допустимую величину ошибки выборки для конкретного исследования. Существуют различные по степени точности и степени сложности формулы для расчета предельно допустимой ошибки.
При правильной организации результаты выборочного наблюдения по точности не уступают данным сплошного наблюдения.
Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — их внедрение в практику.
Выделяют следующие формы внедрения:
§ подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и (или) иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
§ подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
§ подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т. п.;
§ проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и повышении квалификации практических работников;
§ подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.