Начальный этап институционализации социальной работы
Институционализация научного познания
Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Период оформления научных дискуссий, где определяются различные точки зрения на сущность изучаемого феномена или процесса | Оформление школ и традиций в интерпретации подходов к феномену или процессу | Ретрансляция опыта дискуссий и устоявшихся подходов в образовательных учреждениях |
Процесс институционализации социальной работы специфичен. В отличие от других социальных сфер познания и практики историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организованных усилий в деле локализации социальных проблем. Подобная практика осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в виде различных неформальных институтов, таких как спонтанные акции в ответ на стихийные бедствия, благотворительные общества, частные и коллективные пожертвования, меценатство. На начальном этапе эти институты в виде благотворительных организаций в дискуссиях на съездах и конференциях определяли проблемное теоретическое поле, решая конкретные исторические задачи текущего момента (профессиональное нищенство, работа с эмигрантами и т.п.). Со временем возникли необходимость передать накопленный эмпирический опыт работы с отдельными проблемами, а также потребность оформить имплицитные представления о характере установившейся практики деятельности. Так в первые годы XX в. начинает оформляться процесс образования. Общая схема институционализации социальной работы на начальном этапе представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Начальный этап институционализации социальной работы
Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Эмпирическая практика в различных институтах помощи | Дискуссии в рамках благотворительных конференций и съездов | Оформление школ социальной работы, в которых формируется специфическое образовательное пространство |
В связи с мировыми войнами в Европе процесс институционализации социальной работы приостановился, но на американском континенте он продолжался. В результате в 1950-е гг. начинается оформляться новый этап институционализации социальной работы в западной цивилизации. Процесс характеризуется тем, что на основе единой унифицированной американской парадигмы образования в Западной Европе формируются новые практические подходы к деятельности. Национальные социальные проблемы вносят коррективы в идеальные образовательные модели американской школы, что приводит к появлению новых элементов в практической деятельности социальных работников. В дискуссиях с представителями американской парадигмы познания не только формируются национальные научные школы в области социальной работы, но происходит глобальная институционализация социальной работы на основе единой профессиональной идеологии. Все это осуществляется в контексте оформления моделей государственных подходов к обеспечению солидарности и защите индивидуальных и коллективных ценностей различных групп населения. Процесс институционализации социальной работы во второй половине прошлого века представлен в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Институционализация социальной работы во второй половине XX в.
Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Единая образовательная парадигма | Дискуссии о методах и подходах к теории и практике социальной работы на основе социально-политических, этногеографических и социокультурных реалий | Глобальная институционализация социальной работы на основе мульти- культурной идеологии, базирующейся на профессиональных гуманистических ценностях |
Особенности институционализации социальной работы заключаются в специфике механизма ее реализации. Три взаимосвязанных процесса – практика, область познания, образовательная деятельность – идентифицируются как социальная работа. Однако существование этих процессов имеет не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики. Следовательно, практика, область познания, сфера образования как самостоятельные институты имеют свои структурно-типологические особенности развития и существования.
3.Собственные мысли по произведению
Прочитав это произведение один раз, очень трудно вникнуть в его сущность, понять, что именно хотел сказать автор. Чтобы рассмотреть и проанализировать это произведение так, как это видел сам писатель – философ Альбер Камю, мне пришлось несколько раз обращаться к данному труду.
Вот основой вывод, результат моих размышлений и заметок в работе:
В жизни каждого человека наступает момент, когда он пытается понять смысл своего существования: зачем он живет на этой земле, для чего он рожден, каково его призвание, как он должен прожить свою жизнь? Многим людям кажется, что что-то уходит из их жизни, уходит безвозвратно, что они должны что-то сделать, но что и как? И часто эти вопросы остаются открытыми, нерешенными, так как нам просто не хватает времени подумать над ними. У нас работа, семья, мы заняты общественной деятельностью.
Наша жизнь сводится, по замечанию русского философа П.А.Флоренского, либо к достижению ближайших корыстных интересов, связанных с материальным благом, либо к заполнению свободного времени забавами, развлечениями. Подчас мы даже и не ищем высоких смыслов, а сводим все жизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей.
Мы жаждем устроить жизнь “здесь” и “сейчас” и насытиться ею перед смертью. А что будет, потом нас мало волнует...
Мы сосредоточены на себе, верим только в себя и надеемся только на себя – такова установка современной жизни. Но когда в нашу жизнь вторгаются внешние обстоятельства (болезнь, финансовое разорение, бедность, смерть близких и т.д.), мы осознаем, что собственными силами нам не справиться. Помощь друзей, психологические аутотренинги не всегда способны помочь нам. И где же выход?
Люди находят его в уходе от проблем. Кто-то дни и ночи без отдыха проводит на своей работе, которая поглощает все его жизненные проблемы. Но ему так и не удается найти смысл своего существования в этой сфере. Для кого-то алкоголь становится незаменимым средством и от депрессии, и от скуки, и для “поднятия духа”. Кто-то свою независимость и свободу проявляет в употреблении наркотиков, но на самом деле попадает в зависимость и становится несвободным. Кто-то начинает верить в своих детей, так как собственная жизнь не сложилась. У кого-то...
Семинар 4
1. Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Также, можно сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании) являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
На каком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни.
Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:
Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Но можно рассмотреть предмет социальной работы в её практической деятельности и фактически, это социальная ситуация. Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Структурируя понятия и категории социальной работы их можно разделить на группы:
категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками через призму их предмета и методов («социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация» и т.д.);
категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые и другими отраслями знаний («психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.);
категории, являющиеся специфическими, собственно категориями социальной работы («социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь и др.).
Подводя итоги, можно отметить, что предметом социальной работы, как науки являются закономерности социальной работы, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. А со стороны практической деятельности, предмет социальной работы – это социальная ситуация.
2. Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы:
- категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
- категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
- категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
Семинар 6
1. Теория и практика социальной работы в эпоху модернизма связаны главным образом с профессионализацией этой области: систематизацией эмпирических практик, становлением системной теории социальной работы.
Социальная работа – продукт модернизма, поскольку представляет собой один из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность христианской церкви в западных странах. Она также является модернистской, поскольку основана на представлении о том, что социальные проблемы и общество в целом доступны для нашего понимания и изучения, для разумного подхода к решению реальных проблем. Саму идею теории социальной работы можно назвать модернистской, потому что она отражает возможность рационального понимания человека и общества, а также необходимость последовательных действий по изменению как индивидов, так и общества в соответствии с нашими знаниями. Наличие теории, направляющей наши действия, является существенным признаком модернизма – она свидетельствует о том, что в действиях мы можем опираться на конкретные характеристики окружающего мира
Малькольм Пэйн, "Социальная работа: современная теория"
2. Особенность феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из которых - устранение всех форм дискриминации субъекта, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды обитания клиента. И если феминистская практика обычно связывается с проблемой женщин-клиентов, то феминистская идеология в данном контексте рассматривается шире, она направлена на все виды дискриминации по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика или нон - сексистская социальная работа оформляется в 1960-1970- годах. В ее основе практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Данные подходы направлены на переформулирование имеющихся теорий, осмысление социализации женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нон - сексистской социальной работы образуют следующие темы: женщина и карьера, женщина и взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.
Проблемы клиентов оцениваются в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы общественной системы влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Интервенции со стороны практики социальной работы направлены на внешнюю среду, где формируются сексистские действия, тем самым разрушаются дискриминационные стереотипов. Такие принципы практики феминистского вмешательства часто носят действие политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного нового социального и политического опыта. Таким образом, феминистская практика в основе своего терапевтического подхода положила идеи ресоциализации субъекта, на основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрение идей равенства пола и анти - дискриминационной политики.
3. Система в теории социальной работы представлена системным подходом к социальной работе, который исходит из ее положения в системе научного знания. Его развитие осуществлялось в целом на основе различных научных подходов, концепций, теорий. Основными структурными элементами социальной работы как системы научного знания должны выступать теория познания, научный язык, функции, методы и уровни исследований, теория технологии помощи, теоретическое обоснование профессиональной "Я-концепции" социального работника, а также место теории социальной работы в системе научного знания.
Вместе с тем объективные возможности применения теории систем как методологии социальной работы и системного анализа как важнейшего инструментария в процессе осуществления практической социальной работы основаны на том, что системность – это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми приходится иметь дело в реальной действительности. Системноструктурный подход к социальной работе заключается в том, что теория социальной работы как прикладная наука изучает систему социальной работы и социального обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие. Системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик, программ действий с учетом объектов и субъектов социальной работы.
Система в практике социальной работы формируется с учетом противоречивых тенденций общественного развития. Социальные службы, с одной стороны, связаны с самим проектом модернизма, с другой стороны, их возникновение в соответствующих формах общественных и профессиональных организаций является собственно продуктом модернизма. Посредством такого соединения социальной работы с модерном соответственно выстраивается и зависимость социальной работы от развития и перспектив модерна.
4. Основу данной модели социальной работы составляет понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае приоритетной считается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом главенствующими считаются такие функции, как социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач», социальный «педагог».
Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и, соответственно, развивалась на структурном уровне.
Ее основу составляли традиционно существовавшие учреждения, подчиненные различным ведомствам бывшего СССР – министерствам здравоохранения, внутренних дел, образования, коммунаьного хозяйства и т.д.
Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем, по-видимому, может быть эффективным при решении целого ряда социальных проблем современного общества.
Семинар 8
1. Для социальной работы как системы профессиональной деятельности важны социология как фундаментальный компонент освоения современного общественного бытия и социологический стиль мышления.
Для социальной работы, как и для социологии (или наоборот) характерны и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: например, методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Целью социальной работы является как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализоваться во всех общественных подсистемах: труде, собственности, власти, семье, культуре.
И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то, что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации осуществляется с 1991 года, процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Проанализировать проблемы становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования. Не обойтись без них в деле изучения и самой социальной сферы общества с целью ее совершенствования. Кто сегодня наш клиент, что собой представляет (и что должен представлять) социальный работник, «человек для данного общества»?
В основе изучения всего социального обслуживания должна лежать такая широкая технология, как мониторинг, то есть наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк актуальных данных.
2. Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для широкого применения в практике социальной работы. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складывается единая количественно-качественная оценка «проблемных узлов» изучаемого явления постепенно вырисовываются те конкретные пути, с помощью которых они могу быть «развязаны». Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций. Использование аналитического потенциала результатов социологических исследований помогает социальным службам преодолевать стихийность и формализм в своей деятельности, ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценки ее реального состояния.
3. Социальную работу и психологию «роднит», прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во‑вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В‑третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.
Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельности, представляют собой целостность «человека в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и её способности к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременно:
· во-первых, создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида
· во-вторых, целенаправленное «задействование» всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также (что самое главное) сформируют у него позитивный личностный опыт
Исходя из такого взгляда на объект социальной работы наблюдается необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним и т.д.
Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом, более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем.
Эффективность взаимодействия социального работника с клиентом зависит от владения специалистом современными психологическими теориями личности, которые можно получить в системе психологической науки.
4. Можно выделить следующие основные функции, которые реализуются психологической теорией и практикой в теории и практике социальной работы:
1. Теоретическая, заключающаяся в установление устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, групповыми явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны
2. Методологическая, которая выражается в использовании психологических теорий для исследования социальных явлений и процессов, конструирования и проектирования методов коррекции личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности
3. Объяснительная, на основе которой можно объяснить поступки человека и выбрать стратегию и тактику социальной работы
4. Прогностическая - состоит в определении перспективных личностных изменений, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности
Семинар 9
1. Психосоциальная трактовка социальной работы – ориентирована преимущественно на обоснование индивидуально-личностной психологической и социальной помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими разные виды социальной поддержки населения, по-прежнему не теряют своей действенности.
На основе психологических моделей ее организации возникли такие виды социальной работы как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, это- ориентированная и др. Их основные особенности связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми, – воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.
Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем. Объектом познания для социального работника в данном случае выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, проблемы, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов.
2. хотя историческим началом гуманизма считают, чаще всего, Эпоху Возрождения, однако истоки его находятся гораздо глубже в историческом времени. Так, ещё Античность воспела человека как прекраснейшее, совершеннейшее существо на земле, и несмотря на свою аристократическую ограниченность, произведения искусства и философской мысли Древней Греции и Рима до сих пор сохраняют силу своего эстетического воздействия.
Эпоха Возрождения превозносила не просто природную красоту человека, а его борьбу за самоутверждение в мире, за человеческое достоинство. Художники и мыслители стремились очистить ум и чувства людей от невежества и предрассудков Средневековья.
В дальнейшем поколения мыслителей многих народов стремились разбудить в человеке чувства свободолюбия, гордости и высшего гражданского достоинства, освободить человеческое сознание от раболепия и низкопоклонства, от оков феодализма, показывали величие человека вне зависимости от происхождения, лишь в связи с его нравственными и интеллектуальными качествами.
В наше время гуманизм как прогрессивное мировоззрение и течение общественной мысли, связанное с общественной деятельностью, борется против всех современных бед человечества: войны, безработицы, голода и нужды, болезней и бесправия, политической обработки масс, растления сознания, экологических проблем, преступности, терроризма, наркомании, проституции, - то есть против всего того, что унижает, губит человека, заставляет его страдать, лишает благ, мешает его самореализации и самосовершенствованию. Современный гуманизм опирается на систему общечеловеческих ценностей и совокупность этических норм и отношений в обществе, создающих наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности.
Однако современный гуманизм не является течением однородным, к нему иногда относят некоторые разновидности прагматизма, позитивизма и т. п.
Наименее соответствующей истинному духу гуманизма является так называемая «гуманистическая этика», являющаяся по сути откровенным индивидуализмом и оправданием эгоизма, поскольку отрицает общие нормы морали и считает каждого человека - единственным судьей своих действий.
3. Общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль — могучие факторы регуляции человеческого поведения. Они не имеют писаных, зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.
Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Социальный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Его личностное вознаграждение в значительной степени заключается в чувстве морального удовлетворения от сознания выполненного долга, а не в материальном поощрении. Сама мотивация его деятельности объясняется в первую очередь принятием на себя социального долженствования как индивидуального долга, личностной обязанности, которую за него не может выполнить никто.
Моральное содержание социальной работы влечет за собой определенные нравственные коллизии, которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей практике. Это прежде всего неприменимость абсолютных, метафизических, одномерных трактовок добра и зла как совершенно противоположных социальной действительности в целом и социальной ситуации каждого конкретного клиента. Так, всякая помощь связана со скрытой опасностью воспитания иждивенчества или угрозой посягательства на свободу личности. В то же время воспитание самостоятельности, опоры на собственные силы чревато переоценкой этих собственных сил, надломом клиента, его неблагоприятным социальным самочувствием.
Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Поэтому социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его личности, чтобы принести пользу и избежать вреда.
К сожалению, индивидуальные представления о добре и зле всегда неизбежно ограничены, глубина нашей моральной оценки и обоснованность морального суждения лимитируются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, и непривычка к этическим рефлексиям, и групповые, национальные и прочие предрассудки. Социальный работник как социальный менеджер, как лицо, изменяющее ситуацию и жизнь клиента, всегда стоит перед искушением считать свои моральные суждения, свое представление о должном и нормальном абсолютными и единственно правильными. Между тем, даже если не учитывать возможность ошибки в этом вопросе, вся социальная практика человечества показывает, что нельзя заставить человека быть счастливым на чужой лад, нельзя навязать ему судьбу и жизнь. Поэтому попытки интервенции в жизнь клиента, в его взаимоотношения с близкими и представления о действительности всегда должны быть результатом длительного размышления, анализа всех сторон действительности.
Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность. В первом случае — это обязательство доверительного использования и неразглашения тех фактов о клиентах, которые стали известны социальному работнику в результате его деятельности, а во втором — необходимость терпимого отношения к религиозным, национальным, расовым, возрастным, социальным и поведенческим особенностям клиентов, не выходящим за рамки закона. В основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, личностной предрасположенности и выбора судьбы, описываемых понятием «социальная работа».