Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Ведущая деятельность (ВД) — понятие, позволяющее выделить в спектре (системе) видов деятельности ту, которая выражает типичные особенности психологического возраста и определяет формирование ключевых новообразований.
Леонтьев: | Д.Б.Эльконин добавил 2 признака |
1. ВД определяет формирование психологических новообразований познавательной сферы 2. ВД определяет формирование психологических новообразований личности 3. ВД определяет возникновение и развитие новых видов Д, одна из к-ых впоследствии становится ведущей | 1.ВД задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками 2.ВД связывает реб с теми эл-тами среды, к-ые являются источником развития, задает «идеальную форму развития» |
ВД как основа периодизации психического развития ребенка (Эльконин)
· ВД определяет типичные особенности психологического возраста и формирование ключевых новообразований
· ВД реализуется в сфере «ребенок – предметный мир» и в сфере «ребенок-взрослый» , то есть и в предметной среде и в соц отношениях
· На различных возрастных стадиях преобладание ориентации ребенка либо на сферу социальных отношений, либо на сферу предметных отношений
Воля и произвольность
Появляются как итог социального развития мотивации, опосредуют ее.
Воля как ВПФ:
- системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.),
- социальна по происхождению,
- осознанна по способу функционирования.
Функции воли:
- Селективная: выбор мотивов и целей.
- Инициирующая: регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации.
- Организация, произвольная регуляция действий и психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему.
- Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.
- Мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации.
Критерии воли:
Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.
Критерии проявления воли по Иванникову:
1 – в волевых действиях (осознанные, целенаправленные, намеренные, принятые по собственному решению, необходимые по внешнему или внутреннему основанию, имеющие исходный дефицит побуждения (или торможения), обеспечивающиеся дополнительным побуждением и заканчивающиеся достижением цели)
2 – в выборе мотивов и целей (при выборе одного из несовместимых действий; при выборе одной из целей обусловленных разными мотивами или приводящих к разному результату; при конфликте между желаемой целью и последствиями действия, или заданной целью и личными мотивами)
3 – в регуляции внутренних состояний человека (параметров действия, физиологических и психических процессов)
4 – в волевых качествах личности: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность
«Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», — пишет С.Л. Рубинштейн.
Воля - высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.
Мотивационный конфликт. Левин.
- борьба одновременно актуализированных противоречивых потребностей. Типы конфликтов:
· Конфликт «стремление-стремление». Буриданов осел. Даны 2 одновременно недостижимых объекта или цели, оба обладают позитивным и примерно равным требовательным характером. Решение: подойти к одному.
· Конфликт «избегание-избегание» (между 2 равными отрицательными валентностями). Пример – наказание или неприятное задание. Решение – выход из поля (примитивное - физическое).
· Конфликт «стремление-избегание». Объект обладает положительной и отрицательной валентностью.
Функциональная автономия мотивов. Олпорт.
Принцип функциональной автономии: мотивы, возникая на биологической основе, могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно. Мотивы выступают как бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся функциональные системы, которые вырастают из предшествующих, но функционально независимы. Важно, что «новый» мотив не обнаруживает инструментальной значимости (охотник при полных запасах будет охотиться не просто, чтобы агрессию слить, а потому что «нравится» то, что получается). То, насколько автономны мотивы, определяет зрелость человека.
Уровни автономии.
· Персеверативная автономия – привычки, циркулярные механизмы, стереотипы. Механизмы: отсроченное угасание, самоустанавливающиеся циклы в нервной системе, частичное подкрепление и сосуществование множественных детерминант. Примеры: Крыса, активность которой явным образом определена привычным ритмом подачи пищи, будет также себя вести в период голода \ Эффект Зейгарник \ Заикание как невротический симптом является независимой мотивационной системой, поэтому и лечится так сложно психоанализом, нужно не просто корень осознать!
· Проприативная (собственная) автономия – относится к приобретенным ценностям, чувствам, интенциям, главным мотивам, образу себя и жизненному стилю. Для этого важно самоструктурирование, процесс возможен из-за самой сущностной природы человека, стремления к изменению и росту мотивов и их объединению. ЕХ: мастерство, когда человек делает максимально хорошо без внешнего требования, потому что иначе не может, ему нравится то, что он умеет.
Следствия из теории: человек бесконечно уникален и своеобразен (сочетания среды и мотивов) \ прошлое не так уж и важно для оценки и прогноза.
По ЛСВ, свобода воли:
Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла (нет никаких оснований сделать выбор), бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося затруднения. Это операция, невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблема свободы воли. Жребиям придается сила мотивов (сам по себе кубик -1234 и тд ничего не значит, мы сами придаем этому значение).
ВЫВОД: Свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, сознает необходимость выбора, определяемого мотивом.
Еще примеры: Родитель: мы говорим ребенку: "Ну, раз, два, три - выпей лекарство". Мы в универ к 1 паре: я поднялся из-за сигнала "три" (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладей своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив.
По Иванникову:
волевая регуляция – часть произвольной регуляции, отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида, где уже возникает произвольность). Волевой акт – поступок, поступок – единица анализа личности (Рубинштейн), а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование) => волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Специфика волевой регуляции в уровне регуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.
Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
2. Побуждение выражается в стремлении. По мере осознания цели это стремление переходит в желание – целенаправленное стремление. +установка на реализацию.
3. Обсуждение и борьба мотивов. Активное включение познавательных процессов. оформление мотивационной части действия или поступка. Появившиеся на первой стадии мотивы в виде желаний могут противоречить друг другу –анализируем, выбираем.
4. Принятие решения. Случаи:
· Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.
· Если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.
· Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.
5. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий.
Особенность протекания волевого акта: механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности (тоже конструкт).
Волевой акт предполагает сознательное регулирование, прогноз результатов своих действий, подыскание средств для реализации цели. В волевых процессах аффект выступает под контролем интеллекта. Субъект констатирует удачу или неудачу своего действия и эмоционально переживает его как успех или неуспех.