Общение как обмен информацией.

Социальная психология

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

СΨ возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.

Дискуссия о границах СΨ:

интрадисциплинарный подход:

· СΨ – часть психологии

· СΨ – часть социологии

интердисциплинарный подход:

· СΨ существует на границе между социологией и психологией

ПредметСΨ– психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.

ЗадачиСΨ: фиксация признаков и различий отдельных групп, изучение отражения этих признаков в сознании людей.

Отдельно см. о предмете и развитии СΨ

2. Выделение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и первые исторические формы социально — психологических теорий.

Происхождение СΨ. Корни СΨ в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник – Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.

Выделение СΨ в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.

Первые исторические формы СΨ-теорий:

· психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание – его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации; задача СΨ – изучение ψ-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)

· психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)

· теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина соц. поведения, как и у животных – врожденные инстинкты; желания, стремление к цели – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов – эмоции (например, инстинкт борьбыàгнев, страх, инстинкт бегстваàчувство самосохранения, инстинкт строительстваàчувство созидания, инстинкт воспроизведенияàревность, женская робость); инстинкты – основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)

· экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, см. отдельно)

3. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).

Д-подход.СΨ – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также ψ-характеристик самих этих групп.

Дискуссия о предмете:

20-е годы (первый этап дискуссии, начало советской власти, необходимость построение новой СΨ-проблематики, борьба материалистической и идеалистической психологии; Челпанов – разделение Ψ (эмпирическая, независимая от мировоззрения и марксизма) и СΨ (марксистская); Артемов – разделение Ψ на Ψ индивида и Ψ коллектива; Корнилов – реактология (коллектив – единая реакция на единый раздражитель, и задача СΨ – измерение ее скорости, силы и динамизма); Блонский (биологизация науки): социальность – особая деятельность людей, связанная с другими людьми, что подходит и для животных; Бехтерев – механистический подход, коллективная рефлексология: коллектив – нечто целое, личностью управляют социальные инстинкты, анализ соц. связей с помощью аналогий с физическими законами):

СΨ – учение о социальной детерминации ψ-процессов;

СΨ – исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей.

Выготский: СΨ – психология отдельного лица, а не собирательной личности; коллективная Ψ изучает личность в условиях коллективного проявления.

Подход Выготского: главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы ψ-процессов, принимающих вид ВПФ.

Конец 50-х– начало 60-х (второй этап дискуссии, растут запросы практики), основные подходы к предмету:

СΨ – наука о массовидных явлениях психики (классы, большие общности, их традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода);

СΨ – наука о личности (черты личности, ее положение в коллективе, типология, межличностные отношения, система общения).

СΨ – наука, изучающая и массовые ψ процессы, и положение личности в группе (Парыгин: СΨ личности, общностей и общения, соц. отношений и форм духовной деятельности; Мясищев: изменения ψ деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, ψ сторона процессов общества), т.е. интегральный что ли подход.

4. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции).

Предмет — закономерности изменения поведения человека, связанные с пребыванием его в социуме.

Этапы развития СΨ на Западе:

· с середины 19 века – становление СΨ, первые СΨ-теории (см.2)

· 1908 – «Введение в СΨ» МакДугала и «СΨ» Росса, затем превращение СΨ в экспериментальную науку

· с 50-х годов – «современная СΨ»

Дискуссия о границах СΨ:

интрадисциплинарный подход:

· СΨ – часть психологии

· СΨ – часть социологии

интердисциплинарный подход:

· СΨ существует на границе между социологией и психологией

Подходы к СΨ:

· примат личности (Ψ масс, теория инстинктов соц. поведения)

· примат общества (Ψ народов) ß м. рассматривать как предмет

СΨ на Западе складывалась в рамках следующих подходов:

· необихевиоризм: основная проблема и предмет – рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея – оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение; представители – Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.

· когнитивный подход: основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – образование понятий, мышление, знание; предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.

· психоаналитический подход: основные проблемы – сψ-проблемы (групповые процессы) и сψ- проблемы и теории на стыке СΨ с другими общественными дисциплинами (СΨ и общая СΨ, СΨ и соц. философия); эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители – Байон, Беннис, Шутц.

· интеракционизм: основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия; представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).

5. 6. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.

Проблемы:Методологическая проблема косвенных процедур — субъективность механизма интерпретации и реконструкции информации.

Проблемы эксперимента:

I. кач-во инструмента:

1. валидность

концептуальная: насколько мы измеряет именно то, что нужно + соответствие действительности наших представлениях о феномене.

Экологическая — соответствие условиям жизни, в кот. все и происходит («Вы хотели бы охотится на львов в Африке?» вопрос в западном тесте, проведенном в СССР в 70-е :)

2. Характеристики инструмента:

Валидность (см)

Устойчивость — способность давать однозначную информацию независим от условий проведения

Точность — чувствительность к изменению феномена.

II. Источник информации

Х-ки источника информации = особенности испытуемого:

Психологич состояние человека в момент сбора инф-ции;

Дефицит времени

Взаимодействие с исследователем.

III. Репрезентативность — особенности выборки: насколько полно эта выборка отражает социум.

Классификация:

По характеру задачи:

1. Процедура сбора ниф-ции (описание наличной ситуации)

2. Процедура воздействия (изменение наличной ситуации)

По характеру процедуры:

1. Прямые — направленные на непосредственное получение информации (быстро, дешево, просто)

2. Косвенные — опосредованное получение информации.

Методы:

Делятся на качественные и количественные. (глубинное интервью или соц опрос масс)

Зондажные исследования — расследование для формирования гипотезы, тестирование соответствия инструмента объекту. Пилотажные —то же, но тестирование инструмента (если вопрос не дает разброса ответов). Задачи исследования — разведывательные — формирование гипотезы, и средства док-ва гипотез.

1. Наблюдение: дает возможность представления о реальном поведении, но минус — субъективность уже на входе. М.б. использовано как для формирования гипотезы, так и в кач-ве вспомогательного источника док-в.

Субъективность уменьшается при: нескольких наблюдателях или

стандартизации наблюдения.

Включенность увели. субъективность, но делает детальнее исследование.

Скрытое или явное наблюдение (корректность???)

Почему-то через раз получается слово «неблюдение»… :)

2. Опрос: Виды: заочные (письм. анкетирование) и непосредственные, очные.

Общение как обмен информацией. - student2.ru Все опросники работают с представлениями испытуемых о чем-то. Здесь важно соблюдать требования к вопросам: корректность, однозначность, отсутствие отрицат. форм. Правила: участник д.б. мотивирован, д.б. вводная часть опросника и «интрига» развития проблемы.

3. Эксперимент вообще: НП, и контроль за ними, изменения ЗП, валидности. Наличие контрольной и экспериментальной группы.

Типы: лабораторный и естественный. Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: л — контролируемый, можно повторить, ест — можно только фиксировать, а потом интерпретировать.

3. Анализ документов — реконструкция особенностей чел-ка по продуктам его д-ти (фу-у!). Используется при анализе исторических документов, т.к. сама личность давно в могиле, и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media)

7. Место общения в системе общественных и межличностных отношений.

Соц. пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец. Наблюдается взаимодействие личности и общества в целом, поэтому исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные

Структура общ. отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. –эмоциональная основа. По набору чувств можно выделить две большие группы:

1)конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотруд-у, к совм. действиям.

2)дизъюнктивныечувства- сюда отн. разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотруд.

Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны.

8. Общение и деятельность. Структура общения.

В советской психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Все эти термины условны.

В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно- коммуникативная. В реальной действ. каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Общение как обмен информацией.

В ходе совм. д-ти люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.

1. В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п. Барьеры бывают:

психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.

проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)

социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.

Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Наши рекомендации