Внешние факторы поведения потребителей: семья
Виды семей: нуклеарная, расширенная. Вариации нуклеарной семьи. Домохозяйство. Покупательские роли членов семьи: инициатор, влиятель, принимающий решение, покупатель, пользователь. Модели принятия решений о покупке в семье. Факторы, определяющие потребительское поведение семьи: стадии жизненного цикла семьи (традиционный и модифицированный подходы); наличие и возраст детей (причины исследования данного фактора; процесс социализации потребителя; методы социализации - по характеру участия родителей и близких родственников, по степени самостоятельности; стадии социализации); принадлежность к социальному слою.
Семья - это группа людей, объединенных кровными узами, браком, а также юридически оформленным фактом усыновления или удочерения.
Ядром семьи являются живущие вместе отец, мать и дети.
Выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья — это группа, состоящая из отца, матери и ребенка (детей), живущих вместе. Нуклеарная семья имеет несколько вариаций: полная и неполная (образуется в результате развода или смерти другого родителя).
Расширенная семья - это нуклеарная семья плюс другие родственники (бабушки, дедушки, дяди и тети). Расширенные семьи характерны для стран Востока, распространены в России, однако не характерны для США.
Кроме того, существует еще такое понятие как домохозяйство - это все люди, проживающие в одном доме, ведущие общее хозяйство, при этом не обязательно являющиеся родственниками.
Несемейное домохозяйство составляют люди, живущие одни, либо люди, не связанные родственными отношениями или браком.
Названные понятия (семья и домохозяйство) отличаются, хотя иногда используются взаимозаменяемо.
Процесс принятия решения о покупке в семье - явление достаточно сложное. И, прежде всего потому, что решение зависит от степени влияния каждого члена семьи.
Члены семьи могут играть разные покупательские роли, которые необходимо учитывать при анализе семейного потребления:
• ИНИЦИАТОР - лицо, от которого исходит идея покупки определенного товара;
• ВЛИЯТЕЛЬ - тот, чье мнение оказывается наиболее весомым (компетентным)
при совершении покупки;
• ПРИНИМАЮЩИЙ РЕШЕНИЕ - тот, кто обладает финансовой властью или
другим правом решать, как тратить семейный бюджет;
• ПОКУПАТЕЛЬ - тот, кто непосредственно совершает покупку;
• ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - тот, кто фактически использует покупку.
Исследования поведения семьи показали, что в большинстве случаев муж выполняет инструментальную (функциональную, экономическую) роль, оценивая товар в координатах «цена - функции» или «цена - качество». Жена выполняет экспрессивную(выразительную, эмоциональную) роль: выбор места покупки, оценка эстетических и подобных качеств товара. Традиционно жены оказывали наибольшее влияние при покупке продовольствия, предметов туалета и мелких хозяйственных предметов, тогда как мужьям принадлежало решающее слово при покупке автомобиля, страховании и оказании финансовых услуг.
Но эти традиционные схемы претерпевают изменения. Возрастающая независимость женщин позволяет им активно участвовать в принятии самых разносторонних решений. Производители автомобилей, например, начинают учитывать эти изменения в распределении семейных ролей, все больше ориентируясь на женщин.
В принятии решения о покупке в семье можно выделить следующие модели:
1. Решения принимаются автономно - украшения, повседневная одежда и обувь, сумки, спортивная одежда и обувь и пр.
2. Доминирует влияние мужа- видео-фотокамеры,
ПК, инструменты, краски и другие строительные материалы для ремонта,
зап.части к автомобилю и др.
3. Доминирует влияние жены - посуда, мебель, белье, продукты питания, бытовая химия, обои, товары для детей и др.
4. Решение принимается синкретично - путевки для отдыха, бытовая техника, телевизоры, мебель, при выборе ресторана для ужина и др. Например, опытный продавец в мебельном магазине не воспринимает всерьез посетителей — одиноких мужчину или женщину, направляя свое внимание на пары, пришедшие вместе.
К основным факторам, определяющим поведение всей семьи, относятся:
• Стадия жизненного цикла семьи
• Наличие и возраст детей
• Принадлежность к социальному слою.
Рассмотри эти факторы.
1. Стадия жизненного цикла семьи - это этапы, которые проходит семья в своем развитии
Существует несколько подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи:
Ø Традиционный подход, изложенный в работах Ф.Котлера и Д.Энджела, в котором ЖЦС разбит на 9 стадий:
· молодые одиночки,
- юные молодожены,
- молодая семья с ребенком менее 6 лет,
- молодая семья с ребенком старше 6 лет,
- семья с детьми, некоторые из которых уже работают,
- супруги, дети которых живут отдельно,
- семьи, в которых глава семьи - на пенсии,
- пожилой работающий одиночка,
- пожилой неработающий одиночка.
Ø Модифицированный подход, приспособленный к конкретному товару.
На основании положений традиционного подхода разрабатываются различные авторские варианты периодизации ЖЦС:
v Так, в работе Джона Б.Лансинга и Джеймса Н Моргана «Жизненный цикл и финансовые возможности потребителя» выделены следующие этапы:
· начальный этап холостой жизни,
· молодая пара (молодожены) без детей,
· молодые супруги с детьми, младшему из которых меньше 6 лет,
· сравнительно молодые супруги с детьми, младшему из которых больше 6 лет,
· супруги зрелого возраста (старше 45 лет) с детьми,
· пустое гнездо,
· вдовствующее лицо.
В данной трактовке детализированы параметры семей с
детьми старше 6 лет.
v Васильев Г.А. в учебном пособии «Поведение потребителей» выделяет следующие этапы:
- молодые одинокие (до 45 лет, без детей),
· молодые супруги (молодожены, главе семьи менее 45 лет, без детей),
· молодые родители (главе семьи менее 45 лет, есть ребенок или дети),
· зрелые семьи (главе семьи 45-64 года, ребенок (дети) живет в семье или находится на содержании),
· пожилые домохозяйства (главе семьи 65 и более лет или он (она) находится на
пенсии).
В данной трактовке не учтены неполные нуклеарные семьи (как
молодые, так и среднего возраста).
v Наиболее интересным для изучения в рамках изучаемой дисциплины, на взгляд автора, является схема ЖЦС, приведенная И.В.Алешиной в учебнике «Поведение потребителей» - см. с. 138-139.
На каждой стадии жизненного цикла семья характеризуется определенными потребностями, мотивациями и покупательной способностью.
2. Наличие и возраст детей.
Влияние детей на решение о покупке исследовано недостаточно по причине сложности опросов всех членов семьи. Тем не менее, данный фактор выделяют как один из важных при принятии решений по следующим причинам:
1. Дети составляют большой самостоятельный рынок, так как достаточно часто владеют собственными деньгами и могут ими распоряжаться, совершая покупки.
2. Они влияют на выбор торговых марок и продуктов, совершаемый их родителями.
3. Вырастая, они становятся основными потребителями всех товаров: поэтому продавцам необходимо как можно раньше начать воспитывать в них приверженность своим маркам.
На детские предпочтения большое влияние оказывают родители, особенно в связи с потребительскими товарами неповседневного спроса.
Потребление детьми товаров и услуг повседневного спроса определяется тем, насколько дети и их родители имеют одинаковый стиль жизни и сплочены вокруг семейных ценностей.
В целом, можно говорить о том, что семья является основной средой формирования будущего потребителя. В этом контексте большое значение имеет понятие социализации потребителя –это процесс формирования потребительских предпочтений молодых людей по этапам возрастной периодизации. Для маркетологов важны методы и стадии потребительской социализации.
Методы социализации.
Ø По характеру участия родителей и близких родственниковв процессе социализации выделяют следующие методы:
• Инструментальный тренинг –это непосредственное инструктирование детей о том, как себя вести в той или иной ситуации в роли потребителя (например, при первом походе в магазин за продуктами, при покупке подарков родственникам или друзьям и т.д.)
• Моделирование – это неосознаваемое воспроизведение молодым человеком поведения другого, происходит на подсознательном уровне (т.е. дети осваивают с детства те модели потребления, которые характерны для их семьи), может быть как позитивным, так и негативным.
• Посредничество – интерпретация родителями рекламы и характеристик продукта.
Ø По степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяют 3 метода социализации:
· Наблюдение - обучение потребительскому поведению путем визуального восприятия поведения других;
· Совместный шоппинг - совместное осуществление покупок родителей и детей;
· Прямой опыт - самостоятельный опыт совершения покупок.
Процесс потребительской социализации проходит определенные стадии:
1. Предоперационалъная стадия. Познавательная сфера детей на этой стадии (3-7 лет) еще слабо развита. Только начинают развиваться речевые навыки. Родители могут предложить детям небольшой потребительский выбор, в основном по цветовым различиям (яркие игрушки, мороженое или напитки, различающиеся по цвету).
2. Конкретно-операциональная стадия. Это - дети в возрасте 8-11 лет. Начинает развиваться рефлексивное мышление в отношении конкретных проблем - потребностей. На данной стадии дети развивают методы убеждения своих родителей, которым они учатся у своих сверстников («У всех есть, кроме меня»).
3. Формально-операциональная стадия. У детей 12-15 лет способность мышления уже развита. Дети этого возраста имеют более значительные (no-сравнению с предыдущими стадиями) денежные средства, а также способности принимать решения по широкому спектру продуктов. Многие из детей этого возраста влияют на родительские покупки, такие, например, как компьютеры, видео - и музыкальная техника, автомобили.
Таким образом, роль детей при принятии решения о покупке достаточно велика. Известно, что многие взрослые покупатели более лояльно относятся к маркам, которые они привыкли потреблять в детстве.
3. Принадлежность к социальному слою.
Рассмотрели ранее (см. стратификацию). Хочется уточнить следующее - по моделям принятия решения в семье:
• Синкретичные решения, в основном, принимаются в семьях, относящихся к
среднему классу;
• Автономные решения доминируют в высших и низших классах: в высших слоях
считается, что каждый взрослый член семьи может позволить себе любую покупку, не обсуждая ее с другими членами семьи, к тому же члены этих семей склонны к проявлению индивидуальности; члены семей низших слоев действуют автономно каждый в своей области, no-мнению многих исследователей, вследствие
традиционных норм (муж обеспечивает семью материально, жена обеспечивает
быт семьи).
10. Процесс принятия потребителем решения о покупке: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов
Осознание проблемы – сущность, степень несоответствия состояний потребителя. Варианты проблем: простые, ограниченные, расширенные. Внутренний и внешний поиск информации. Четыре источника информации. Направленность и интенсивность поиска. Оценочные критерии при выборе вариантов. Наиболее распространенные оценочные критерии. Механизм оценки альтернатив потребителем: свойства, значимость свойств, функция полезности каждого свойства. Факторы, влияющие на принятие окончательного решения. Правила решений: компенсационные (простое сложение, взвешенное сложение), некомпенсационные (совместное правило, раздельное правило, правило элиминирования по аспектам, лексиграфическое правило).
Процесс принятия решения о покупке можно разделить на пять стадий:
1. Осознание проблемы | 2. Поиск информации | 3. Оценка вариантов | 4. Решение о покупке | 5. Реакция на покупку | ||||
1 стадия: осознание возникшей проблемы, которое инициирует процесс покупки то
вара;
2 стадия: поиск информации, способствующей более полному решению проблемы и осуществлению наиболее подходящей покупки;
3 стадия: оценка возможных альтернативных вариантов покупки;
4 стадия: принятие решения о покупке;
5 стадия: ответная реакция на покупку.
Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до собственно самого акта приобретения товара, а последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта. Таким образом, маркетологу следует уделять внимание не только стадии принятия решения о покупке, а всему процессу в целом.
Теоретически потребитель должен пройти все перечисленные этапы. Однако на практике он пропускает некоторые стадии или меняет их местами в зависимости от ряда факторов (степени осведомленности о товаре, важности самой проблемы - например, если сломался холодильник, то стадия поиска информации может быть значительно сокращена или исключена вовсе - и др.). Рассмотрим выделенные стадии.