Глава 7. проблема высших психических функций в нейропсихологии

два класса понятий: 1) вошедшие в нейропсихологию из общей психологии, и 2) сформированные в самой нейропсихологии. Среди понятий первого класса центральное место занимает понятие «высшие психические функции». Именно высшие психические функции рассматривались Л.С.Выготским и А.Р.Лурия как основная психическая реальность, которую следует сопоставлять с работой мозга. Принципы соотношения психики и мозга были сформулированы А.Р.Лурия в виде теории системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Л.С.Выготским, который различал «элементарные» (или «натуральные») и «высшие психические функции» (логическое мышление, логическая память, произвольное внимание, запоминание, речь и др.). высшие психические функции представляют собой специфически человеческие ] формы психики. Л.С.Выготским и его были проведены многочисленные экспериментальные исследования динамики формирования высших психических функций у детей (памяти, произвольного внимания, конструктивного и вербального мышления, речи и др.) с помощью знаков и символов. элементарные психические функции у детей опосредуются с помощью различных знаков, символов и главным образом речи и изменяют свое строение в процессе деятельности и общения. включаются в механизмы мышления, речи и произвольного управления. Таким образом, в процессе развития в онтогенезе происходят качественные изменения и в структуре отдельных высших психических функций, и в межфункциональных связях и отношениях. В результате возникают новые межфункциональные структуры или новые группировки психических процессов, которые Л.С.Выготский и называл высшими психическими функциями, или психологическими системами. Высшие психические функции – специфические для человека психологические образования, подчиняющиеся иным закономерностям, чем элементарные функции.

Он считал, что в онтогенезе, с одной стороны, происходит усвоение ребенком языка, культурных эталонов, знаний, а с другой – изменение различных нервных аппаратов, обеспечивающих протекание этих формирующихся психических образований.

Как показал А.Р.Лурия, системное строение высших психических функций проявляется в сложном – одновременно устойчивом и подвижном – составе их компонентов, при котором выполняемая задача остается инвариантной, а средства ее достижения – вариативными. Системные закономерности развития высших психических функций состоят, согласно А.Р.Лурия, в том, что каждый этап развития психики ребенка характеризуется изменением системы средств, на которые опирается та или иная функция, с одной стороны, и изменением системы межфункциональных отношений между различными психическими функциями – с другой. Системные закономерности мозговой организации, нарушений и восстановления высших психических функций составляют, как известно, основное содержание нейропсихологических исследований А.Р.Лурия, доказавшего справедливость положенных в их основу теоретических постулатов высокой точностью нейропсихологической топической диагностики.

А.Р.Лурия обосновывал идею качественного изменения познавательных процессов под влиянием культурно-исторического опыта, зафиксированного в языке и других знаковых системах, а также в предметах труда и искусства. Позже – во многих работах – А.Р.Лурия обосновывал положение о том, что каждая высшая психическая функция – не врожденная «способность», полностью обусловленная наследственно закрепленной организацией мозга, а сложное прижизненное образование, формирующееся только в процессе овладения языком и «присвоения» культурно-исторического опыта человечества. Высшие психические функции формируются под влиянием предметного мира, который имеет общественное (культурно-историческое) происхождение, и образующиеся в процессе психического развития рефлекторные связи отражают эту объективную реальность. Необходимым условием формирования высших психических функций у ребенка является его общение со взрослыми. Действия, сначала разделенные между ребенком и взрослым, затем становятся способом индивидуального поведения, что также свидетельствует о социальном генезе высших психических функций.

не только содержание, но и структура познавательных процессов в значительной степени определяются социально-общественными, культурными условиями жизни.

А.Р.Лурия, как и Л.С.Выготский, считал абсолютно неприемлемым сведение детерминант психического развития человека к действию только социальных или только биологических факторов. увеличения роли социального фактора с возрастом.

участие речи является обязательным условием нормального развития психических функций в онтогенезе, и что у умственно отсталых детей эта закономерность нарушается. Он подчеркивал, что «включение системы речевых связей в значительное число процессов, которые раньше имели непосредственный характер, является важнейшим фактором формирования высших психических функций, которыми человек отличается от животного и которые тем самым приобретают характер сознательности и произвольности».

, «высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования».

Они рассматривали высшие психические функции как сложные системные образования, отличающие человека от животных, активно выступая за культурно-историческое и против «натуралистического» (как и против идеалистического или «спиритуалистического») понимания их природы. Совпадали их взгляды и на роль социального и биологического факторов в развитии высших психических функций. По их мнению, не только сложные, но и относительно элементарные психические функции изменяются под влиянием языка, социальной среды. существуют два основных пути изучения высших психических функций. Первый – это анализ закономерностей их формирования в онтогенезе; второй – анализ закономерностей их нарушения при различных формах патологии мозга

Следовательно, высшие психические функции как сложнейшие функциональные системы «не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга».

Функциональные системы, обеспечивающие реализацию высших психических функций, помимо более сложного состава, обладают и большей пластичностью, гибкостью, взаимозаменяемостью звеньев по сравнению с системами обеспечения физиологических функций. Это их свойство особенно наглядно проявляется при компенсации нарушений высших психических функций. Наконец, функциональные системы, с помощью которых осуществляются высшие психические функции, не появляются в готовом виде в момент рождения ребенка, а формируются постепенно, проходя ряд последовательных стадий. мозговая организация (или локализация) высших психических функций имеет динамический характер. Из этого следует, что последствия поражения одних и тех же мозговых зон в разном возрасте будут различны.

В целом, как указывали Л.С.Выготский и А.Р.Лурия, при поражении определенного участка мозга на ранних этапах онтогенеза преимущественно страдают высшие по отношению к нему структуры и процессы (вследствие их недоразвития); на стадии уже сложившейся психической функции – низшие структуры и процессы (вследствие их распадаА.Р.Лурия ввел в нейропсихологию идею «вертикальной» (уровне-вой) организации высших функциональных систем. А.Р.Лурия ссылается на работы Г.Джексона считавшего, что каждая психическая функция представлена в ЦНС как минимум трижды (на спинальном, или стволовом, уровне, на уровне сенсорных и моторных отделов коры головного мозга и в лобных долях), а также на работы Н.А.Берштейна , показавшего многоуровневую организацию двигательной системы человека. Определяя сущность синдром-ного анализа, он отмечал, что при поражении определенного звена функциональной системы возникают первичные нарушения психических процессов, непосредственно связанные с работой этого звена (или с его «собственной функцией») и вторичные нарушения, возникающие по законам системной организации функций и зависящие от первичных. Пораженное звено функциональной системы, вызывающее целый комплекс нарушений психических функций (или целостный «нейропсихологический синдром»), обозначалось А.Р.Лурия как фактор. Обнаружение этого патологического звена, или фактора, и является целью синдромного (или факторного) анализа. Согласно представлениям А.Р.Лурия, в качестве фактора может выступать только звено, общее для нескольких функциональных систем. Это происходит потому, что функциональные системы, обеспечивающие реализацию разных психических функций, имеют в своем составе и специфические, и общие звенья, т.е. как специальные, так и общие мозговые механизмы. Согласно концепции А.Р.Лурия, каждая высшая психическая функция «опирается» на несколько разных факторов, поэтому ее нарушения могут быть различны по качеству (форме) в зависимости от того, какой именно фактор поражен.

Итак, в школе Л.С.Выготского можно выделить два направления исследований высших психических функций.

Первое направление – психологическое, изучающее высшие психические функции как сложные психологические системы, характеризующиеся своей логикой возникновения и развития, согласно которой они имеют культурно-историческое происхождение, социально детерминированы в онтогенезе и при формировании сначала опираются на внешние, а потом на внутренние опоры, т.е. «свертываются», что происходит вследствие процесса их интериоризации. Согласно данной логике, социальный генез, опосредованность, осознанность, произвольность – важнейшие характеристики высших психических функций, а деятельность, труд, общение – необходимые условия их формирования.

Другое направление исследований высших психических функций – собственно нейропсихологичесюое. Оно посвящено изучению их мозговой организации (в основном на материале локальных поражений головного мозга). Данное направление изучает высшие психические функции как особые (высшие) функциональные системы.

Наши рекомендации