Тема 2. Возникновение и историческое развитие государственности. Теории происхождения государства
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Материалы для самостоятельной работы студентов
Нижний Тагил
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».
Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:
· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;
· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;
· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.
Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.
При выполнении задания студенту необходимо:
· внимательно прочитать текст задания;
· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;
· найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;
· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;
· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.
Тема 1 Теория государства и права как наука и
Как учебная дисциплина
Задание 1. Теория государства и права – это наука, изучающая ____________________________________________________
Задание 2. Предмет теории государства и права – ____________________________________________________
Задание 3. Определите место теории государства и права в системе юридических и гуманитарных наук ___________________________________________________________________________________________
Тема 2. Возникновение и историческое развитие государственности. Теории происхождения государства.
Задание 1. Определите, какой из теорий происхождения государства руководствовались авторы, оставившие нам следующие строки:
1.1. «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших за собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»
_____________
1.2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)
_____________
1.3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т. Гоббс «Левиафан»)
_____________
1.4. «Война, грубая сила – вот повивальная бабка государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными» (К. Каутский)
_____________
1.5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф. Энгельс)
_____________
Задание 2. В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером были сформулированы основы, так называемой, норманнской теории происхождения древнерусского государства. Сторонники норманнской теории доказывали, что восточные славяне обязаны своей государственностью и культурой варягам, т.е. норманнам. По их мнению, варяги стояли выше восточных славян по своему общественно-политическому и культурному уровню. Подчинив восточных славян, они создали им государство, дали славянам имя Русь, которое стало основой понятия «русские», создали военную организацию и оказали влияние на культуру славян. Модификацией какой из теорий возникновения государства является данная теория?
____________