Тренинг командообразования.
Одним из основных вопросов современного управления является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации на общий результат, и тем самым добиться повышения эффективности деятельности этой организации. При этом, в силу все ускоряющихся темпов современной жизни, результат хотелось бы получить минимальными затратами и в короткие сроки. Ответом на этот вопрос стала разработка программ тренинга командообразования. Как правило, объектами воздействия в таком тренинге являются реальные рабочие группы (сотрудники, члены управленческой команды), функционирующие в действующих организациях. Основная цель такого тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
Что такое команда? Какое образование можно считать командой? Этот термин нетрадиционен для отечественной психологии, в которой чаще используются понятия «группа», «коллектив».
Существуют попытки объяснить феномен командной работы с помощью одного основного определителя. Этот подход имеет свой практический смысл: проще объяснить участнику тренинга феномен командной работы, используя один признак, чем набор признаков. Наиболее распространенными определителями являются взаимозависимость, сплоченность, синэргия.
Объяснение феномена команды через взаимозависимость берет свое начало в работах К. Левина. Команда может быть определена как группа индивидуальностей, которые видят себя и другие видят их как социальное единство, которое взаимозависимо благодаря задачам, выполняемым членами группы. Оно включено в одну или несколько более глобальных социальных систем. Ключевой момент командной работы - взаимозависимость, и это основной фактор, отличающий группу от команды.
Объяснение феномена команды через сплоченность подразумевает, что команда есть высокосплоченная группа, а одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы. Сплоченность, - безусловно, важное, но не единственное и не определяющее условие существования команды. Необходимо подчеркнуть тот факт, что команда как разновидность рабочей группы - в некотором смысле вынужденное образование. В реальности люди уже работают, а не объединяются по интересам. Кроме того, понимание сплоченности как единодушия, единомыслия отрицает разнообразие подходов и может повредить эффективности командной работы, в частности, при принятии решений (например, явление «группомыслия», или «огруппления мышления»). Добавим, что высокосплоченная группа - не всегда эффективная рабочая группа.
Объяснение феномена команды через синергию также связано с работами К. Левина, который говорил, что «группа - это нечто большее, чем сумма ее членов». Этот подход очень популярен в западной традиции - формула «1 + 1 = 5» часто встречается в различных статьях и практических разработках по командообразованию. Безусловно, этот «арифметически выраженный» подход обладает определенной образностью, эффектностью и хорошо воспринимается.
Другой подход - это описание команды через набор признаков. Этот «перечислительный подход» дает возможность увидеть командную работу более многогранно. На наш взгляд, этот подход дает более полное объяснение феномена командной работы, хотя не всегда понятно, на основе чего выделяются именно эти наборы характеристик. Как правило, к существенным признакам команды относится совместная работа для достижения общей цели и видения, регулярное взаимодействие с отработанными для этого процедурами, координация действий, продуманное позиционирование и взаимозаменяемость. При этом цель для командной работы находится за пределами группы, что является по отечественной традиции основным признаком коллектива - понятием, хорошо разработанным в советской психологии.
Предполагается, что малая группа развивается, проходит через несколько стадий, и одна из стадий - коллектив. Коллектив определяется как высший уровень развития группы людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Заметно, что в описаниях команды и коллектива много общего. Поэтому рабочее определение команды, используемое нами в практической работе, близко к определению коллектива. Оно основано на анализе зарубежной и отечественной литературы и звучит следующим образом: команда - это социально единая группа индивидуальностей, взаимозависимо работающих ради достижения общей цели, значимой как для участников команды, так и для деятельности организации, в которую эта команда входит. Члены команды терпимы и лояльны по отношению друг к другу, чувствуют удовлетворенность от участия в совместной деятельности.
Тренинг командообразования относится к группе тренингов специальных умений, куда входят также тренинги эффективных коммуникаций, разрешения конфликтов, ведения переговоров, тренинг формирования философии и стратегии организации и др. и по своей природе определяется как бихевиоральный (поведенческий) тренинг. Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.
Программа тренинга включает в себя отработку четырех основных тем, имеющих отношение к командообразованию: «Общие принципы командной работы»; «Эффективное общение в команде. Обратная связь»; «Роли в нашей команде» и «Решение проблем и принятие решений в команде». Логика раскрытия каждой темы остается неизменной, в то время как конкретные упражнения могут меняться, например, в зависимости от состава группы или некоторых конкретных объективных обстоятельств ее функционирования.
Методы, применяемые в программе данного тренинга, характерны для большинства коммуникативных тренингов - это групповые обсуждения, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Однако следует отметить, что основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Командообразование – острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие, но создание команды представляет сложный творческий процесс.
Под командой понимается состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы сотрудников предприятия, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач. Командная работа означает наличие задачи, результат которой зависит от совместных действий, и общей цели, при которой успех каждого члена команды напрямую зависит от успеха действий всей команды.
Данный тренинг проводится с учетом групповой динамики. Процесс превращения группы сотрудников в команду предполагает несколько этапов, которые также называют жизненным циклом команды. Таким образом, команда проходит несколько этапов:
1. Этап становления: создание команды.
2. Этап успешного развития. Здесь команда четко осознает общий результат, владеет технологиями ситуационного анализа и решения проблем, технологией создания общего терминологического поля и продуктивно работает на результат. Этап завершается достижением общекомандной цели.
3. Этап поиска, или «поисковый период». Здесь команда, с одной стороны, наслаждается успехом, с другой стороны, ищет новые цели. По истечении срока этапа поиска (для каждой команды он разный, но в среднем 3 - 4 месяца) возможны два пути: распад команды или работа на новую цель.
4. Этап распада как альтернатива. Результат этапа - реорганизация.
5. Этап роста как альтернатива. Команда находит новую общую цель, воодушевляется и начинает работу в зоне успешного развития. При этом не исключается частичное, незначительное обновление состава команды.
Формирование команды - это вмешательство, или интервенция, осуществляющаяся на базе исходной информации, в ходе которой оцениваются сильные стороны профессиональной команды и перспективы ее усовершенствования, а затем вырабатывается и осуществляется программа действий по усилению эффективности команды. Процесс формирования команды повышает также ее способность к выявлению и решению своих собственных проблем.
Классические подходы к формированию команды: тренинги командообразования и деловые игры. Группа должна решить общую сложную задачу, используя все имеющиеся ресурсы, находя и анализируя гипотезы, принимая совместные решения, находя способы договориться, учась эффективно взаимодействовать друг с другом.
Как правило, основная задача тренинга командообразования - повышение эффективности и работоспособности каждого отдельного члена команды путем предоставления ему соответствующих знаний и тренировки необходимых навыков. Следовательно, тренинг командообразования - это программа, способствующая развитию, коммуникативных навыков членов команды и помогающая успешно функционировать в качестве члена или лидера команды.
Для любого тренинга командообразования целью является - развитие эффективной деловой коммуникации, освоение навыков эффективной работы в команде, принятия решений.
Важно, чтобы участие в тренинге принимала вся профессиональная команда. В этом случае тренинг будет способствовать формированию эффективной профессиональной команды. Члены команды смогут оценить действенность процесса командообразования и будут использовать полученные в ходе тренинга навыки для повышения работоспособности своей команды.
Тренинг командообразования дает возможность участникам приобрести определенные навыки и знания для повышения их личной эффективности, а в конечном итоге - и эффективности команды в целом.
Тренинг может включать такие темы, как:
· решение проблем;
· приобретение навыков общения и умения вести переговоры;
· принятие решений;
· определение целей;
· разрешение конфликтов;
· выявление факторов, определяющих успешность команды.
Главная особенность российской команды в том, что ее основу составляет «некое иррациональное переживание единства, то что принято называть командным духом» [10].
Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Идея командных методов работы возникла по аналогии со спортивными коллективами. Нередко тренеры, объясняя успехи команды, составленной из заурядных игроков, ссылаются на известную поговорку: “Порядок бьет класс”. Это верно и по отношению к трудовым группам, где одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников.
В тренингах командообразования применяются специальные ролевые игры и психотехнические упражнения, позволяющие в сжатые сроки решить следующие задачи:
· знакомство и построение доверия;
· самооценка и взаимооценка внутри группы, определение слабых и сильных сторон каждого, приобретение навыков обратной связи;
· распределение групповых ролей;
· определение и выработка наиболее эффективных способов внутригруппового взаимодействия;
· формирование общих ценностей, принятие ответственности за групповой результат, создание атмосферы сотрудничества.
Цель тренинга: создание из участников эффективной рабочей команды, ориентированной на организационные цели, и имеющей отработанные способы взаимодействия при их достижении.
Задачи тренинга:
1. Дать необходимые знания и умения для формирования успешной команды.
2. Научить основным принципам создания и развития успешной команды профессионалов.
3. Способствовать развитию навыков успешного руководства процессом создания команды, распределением командных ролей и выявления лидерского потенциала.
4. Сформировать навыки управления командой, достижения высоких результатов.
5. Улучшить психологический климат в коллективе и личные взаимоотношения сотрудников.
6. Повысить эффективность работы участников за счет развития навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Форма реализации: упражнения, анализ ситуаций, деловые, ролевые и ситуативные игры, мини-лекции, групповые обсуждения и метод мозгового штурма, работа в микрогруппах, индивидуальные письменные упражнения.
Сценарий тренинга командообразования.
День первый.
Цель:
Введение участников в ситуацию тренинга, создание среды, способствующей установлению доверия среди сотрудников.
Задачи:
· знакомство участников;
· принять правила участия в тренинге;
· выявить ожидания участников;
· создание благожелательной атмосферы в группе;
· знакомство с понятием слаженности команды;
· научить каждого участника тренинга видеть себя в командной роли.
Вводная часть:Ознакомление участников с правилами проведения тренинга.
Необходимое время:10 минут.
Принципы тренинга:
· конфиденциальность;
· обращаться друг к другу по имени и на «ты»;
· не оценивать участников и не давать советов;
· иметь право отказаться от выполнения любого упражнения;
· иметь право высказать свое мнение в отношении происходящего в группе и того, что происходит с участниками;
· стремиться слушать говорящего, не перебивая его;
· не говорить о присутствующих в третьем лице;
· стремиться быть активным участником всего происходящего;
· иметь право получать поддержку и помощь со стороны группы.
Упражнение «Ожидания».
Необходимое время:15 минут.
Оборудование:листы, форматом 20х15см, фломастеры.
Цель:развитие у участников тренинга умения говорить о своих намерениях, ожиданиях, выявление уровня коммуникативных способностей.
Процедура: ведущий произносит инструкцию:
Напишите в нескольких словах, что вам хотелось бы узнать в процессе этого тренинга:
«В этой теме меня интересует…», «Мне хотелось бы…»
Далее «ожидания» участников проговариваются вслух, задаются вопросы.
Структурированное групповое обсуждение на тему: Понятие «команда».
Необходимое время:30 минут.
Оборудование:флипчарт, маркер, опросный лист, листы для рисунков, карандаши (фломастеры).
Процедура:проводится структурированное групповое обсуждение понятия «команда» (с записью основных идей). Основная задача обсуждения - обратить внимание участников на стадии развития команды, поведение и чувства участников, разделение ролей в команде, необходимость владения навыками командной работы.
По окончании обсуждения, участникам предлагается заполнить анкету по оценке основных параметров работы в команде (Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый / «вариант 1») и нарисовать рисунок на заданную тему (Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый / «вариант 2»).
Упражнение «Гордиев узел».
Необходимое время:20 минут.
Цель: для сближения участников, организовать максимально эффективную и слаженную работу команды на тактильном уровне, включая коммуникативное общение.
Процедура: участники становятся в тесный круг, каждый протягивает левую руку в центр круга и берет за руку другого игрока, но не своего соседа слева или справа. Затем
все протягивают в центр круга правую руку и берут за правую руку другого участника, но не соседа слева или справа. Задание для группы состоит в том, чтобы распутать этот гордиев узел и снова встать в один круг (продолжая держаться за руки). В каждый момент разрешается двигаться только одному человеку. Во время игры группа может совершенно свободно общаться.
Шеринг.
(Шеринг - особый вид группового взаимодействия, используемый в группах большинства терапевтических направлений. Во время шеринга принято делиться своими чувствами, эмоциями, которые возникают у участников группы во время предшествующего шерингу процесса тренинга. Шеринг проводится при необходимости и по усмотрению, ведущего тренинга).
Упражнение: «Каждый».
Необходимое время:45 минут.
Оборудование:карточки с вопросами (Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый).
Цель: рассмотреть различные варианты решений, основанные на индивидуальных эмоциональных реакциях каждого участника, на предлагаемые жизненные ситуации.
Процедура: участники группы работают с незаконченными предложениями, напечатанными на карточке, которые вызывают воспоминания или эмоциональные реакции, прогнозируя свою ситуацию. Участник тренинга может отвечать на него правдиво, а может придумать что-нибудь. При этом не играет решающей роли то, соответствует ли действительности его ответ. Для этого упражнения необходимы карточки, на которых написаны предложения или вопросы. Они начинаются одинаково - со слов «каждый...», либо «у каждого...».
Шеринг.
Деловая игра «Различия, которые объединяют».
Необходимое время: 30-45 минут.
Оборудование:одна копия анкеты для каждой подгруппы (Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый).
Цель: выявить разнообразие характеров и поведения участников данного коллектива, для объединения и сплоченности участников команды.
Процедура:группа делится на маленькие команды, по три-пять человек в каждой. Каждая подгруппа получает анкету, вычисляет число баллов по всем ее пунктам и заносит результаты в соответствующие графы. В заключение участники игры собираются на пленум, сравнивают результаты и обсуждают игру. Возможно, в какой-то момент они зададутся вопросом: что было важнее - разговор в подгруппе, возникшая в ходе игры атмосфера, смех или все же желание добиться лучшего результата?
Мини-лекция: «Описание характеристик соответствующих командных ролей по классификации М.Белбина»(Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый).
Необходимое время:20 минут.
Цель: знакомство с моделью М. Белбина.
Упражнение «Определение моей роли в команде».
Необходимое время:50 минут.
Цель: определение собственной роли в команде по тесту М. Белбина
(Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый).
Процедура:участники группы работают с вопросами, напечатанными на карточке, тест состоит из 7 отдельных блоков по 8 вопросов или утверждений, проводится подсчет баллов. Интерпретация полученных результатов, определение характерной роли поведения каждого участника (согласно теста «Командные роли по М.Белбину»), обсуждение.
Подведение итогов дня.
Цель:определение степени осознания и освоения полученной информации.
Процедура: Ведущий предлагает ответить на вопросы:
- Что за сегодняшний день было наиболее запоминающимся?
- Что, по вашему мнению, оказывает влияние на сплочение коллектива?
- Что препятствует? И т.п.
Рекомендации тренеру: обобщенные результаты записываются на флипчарте.
День второй.
Цель:
отработка навыков работы в команде и командного взаимодействия.
Задачи:
· продемонстрировать преимущества командной работы;
· усовершенствовать коммуникативное взаимодействие участников в команде;
· повысить критичность в восприятии себя и окружающих;
· освоить навыки креативной работы в команде: творческая самореализация в команде;
· развить интеллектуально-аналитические навыки работы в команде (постановка цели, планирование, разработка и реализация стратегии).
Упражнение «Любое число».
Необходимое время:20 минут.
Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия, умения понимать друг друга без слов.
Процедура: ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: "Три-четыре!". Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.
Упражнение «Пройти сквозь угольное ушко».
Необходимое время:30 минут.
Оборудование:хула-хуп и секундомер.
Цель: отработка навыков совместной деятельности участников в команде, разработка и формирование стратегии командной работы.
Процедура: перед началом игры процитировать знаменитую строку из Нового Завета: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». Заострить внимание не на философском смысле фразы, а на сочетании «верблюд - угольное ушко». Вспомните другие труднопроходимые места (горный завал, пещера, узкий проход и т. п.). Задайте вопрос: что объединяет все эти узкие места? Предполагаемый ответы участников: мы должны скрючиться, согнуться и как бы пройти сквозь «угольное ушко», то есть приспособиться к ситуации. Другими словами, мы должны изменить свое поведение, найти правильное решение. Группа выстраивается в круг, каждый протягивает руки своим соседям. Хула-хуп нужно разместить так, чтобы руки двух игроков прошли сквозь обруч. Задача игры: хула-хуп должен «путешествовать» по кругу, причем группа решает, в каком направлении происходит движение - по ходу часовой стрелки или против нее. Каждый участник должен «пройти» сквозь обруч, переместив его с одной руки на другую. Обруч должен вернуться на то же самое место, откуда стартовал. Внимательно наблюдайте за соблюдением следующего правила: при выполнении задания игроки не должны разрывать рук. Игроки могут помогать друг другу, но руки при этом все равно отпускать нельзя. Это очень хорошее «мини-упражнение» на нахождение решения. Группа пытается добиться достижения поставленной цели - пройти всей группой через круг как можно быстрее. Ведущий следит за временем.
Рекомендации тренеру: Дайте группе время на то, чтобы придумать, как решить данную задачу. После первой пробной попытки группа обсуждает свою стратегию. Какие возникли проблемы? Что можно сделать, чтобы следующая попытка была более удачной? Теперь группа должна поставить себе определенную цель: решить, как быстро хула-хуп должен совершить один оборот по кругу, и постараться уложиться в это время. Прекрасно, если игроки смогут сразу достичь цели; если же нет, то группа изменяет цель и делает третью попытку.
Упражнение «Автопортреты».
Необходимое время:от 30 минут.
Оборудование:каждому члену группы выдается лист бумаги и разноцветные фломастеры или маркеры.
Цель:дать членам группы возможность расширить представления о себе, друг о друге, и увидеть себя с несколько иной точки зрения.
Процедура: члены команды отождествляют себя с каким-либо предметом, рисуя его на листе бумаги. Выбор предмета целиком на усмотрение члена команды. После этого каждый из них выходит в центр круга, показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени предмета, в первом лице. Далее каждому участнику команды по желанию предлагается дорисовать дополнительные детали к рисунку, комментируя при этом свои действия.
Шеринг.
Упражнение «Картина путешествия».
Необходимое время:от 30 минут.
Оборудование:каждому члену группы выдаются и разноцветные фломастеры или маркеры, один большой лист ватмана.
Цель: формирование у команды готовности к сотрудничеству, которая способствует эффективной совместной деятельности, а также развитие организаторских способностей.
Процедура: команда должна сотворить коллективное произведение под общим названием «Картина путешествия». Это путешествие может быть как реальным, взятым из опыта одного из участников, так и полностью придуманным. Выбирается руководитель, который дает указания команде и пытается придать произведению эстетический вид. Художники творят с закрытыми глазами под его руководством. Руководитель в отличие от художников может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.
Подведение итогов дня.
Цель:определение степени осознания и освоения полученной информации.
Процедура: Ведущий предлагает ответить на вопросы:
- Что за сегодняшний день было наиболее запоминающимся?
- Что, по вашему мнению, оказывает влияние на мотивацию персонала?
- Что препятствует?
Рекомендации тренеру: обобщенные результаты записываются на флипчарте.
День третий.
Цель:
сплочение команды и закрепление навыков работы в команде.
Задачи:
· формирование единого понимания общих целей и задач подразделения;
· развитие чувства личной ответственности за свои поступки;
· формирование согласованности индивидуальных и общих ценностей;
· осознание ощущения своей принадлежности к команде;
· осознание своей необходимости (нужности) коллективу;
· улучшение уровня командного самоконтроля и критериев результативности команды.
Упражнение «Угадай».
Необходимое время:10 минут.
Цель: сплочение группы, имитируются все необходимые компоненты деятельности настоящей команды - получение и предоставление поддержки, доверие, синхронность, инициатива.
Оборудование:несколько небольших предметов (мяч, коробка и т.п.).
Процедура:Вся группа встает в круг. Ведущий объясняет инструкцию проведения упражнения. Один предмет кидают по кругу в хаотичном порядке, таким образом, чтобы он побывал в руках у каждого участника. Участникам необходимо запомнить от кого они получили и кому передали предмет. Затем, все повторяется, но в наиболее быстром темпе, вводятся дополнительные предметы. Процесс длиться без остановки, т.е. в кругу летают различные предметы в заданном направлении. Можно усложнить процедуру: если предмет падает, то упражнение начинается сначала.
Шеринг.
Диагностическая игра «Тест на доверие».
Необходимое время:15 минут.
Цель: «моментальный снимок» достигнутого уровня доверия в группе.
Процедура:разъясните участникам суть упражнения,положите в центр комнаты какой-либо предмет, например, книгу. Назовите этот предмет «кругом доверия нашей команды». Объясните группе, что каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние. Попросите участников поэкспериментировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно, там, где человеку находиться комфортнее всего.
Когда все найдут свои места, предложите всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы. В заключение можно подытожить результаты игры: доверие в группе - не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может призвать другого, проникнуться доверием.
Рекомендации тренеру: Напомните членам группы о том, что доверие завоевывается медленно, и что оно связано с конкретным опытом. С другой стороны, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.
Упражнение «Небоскреб».
Необходимое время:от 30 минут.
Оборудование:набор трубочек для коктейля и прозрачная клейкая лента.
Цель:формирование у команды необходимых компонентов в их профессиональной деятельности - получение и предоставление взаимопомощи, доверия, слаженности, инициативы.
Процедура: с помощью прозрачной клейкой ленты, упаковки трубочек для коктейля и своей фантазии члены команды стремятся построить небоскреб. Чтобы придать процессу остроту и разнообразие, было введено ограничение: членам команды запрещено разговаривать друг с другом во время строительства. По окончании команде предлагается обсудить строительство конструкции, выделить наиболее активных и креативных участников, придумать короткую речь для презентации своего небоскреба.
Рекомендация тренеру:По завершению обсуждения участникам предлагается заполнить анкету по оценке основных параметров работы в команде ((Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый / вариант 2), и нарисовать рисунок на заданную тему (Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования / День первый).
Подвижная игра «Все выше».
Необходимое время:15 минут.
Цель:активизация позитивных аспектов групповой работы: взаимного доверия и понимания, умения взаимодействовать, снятие напряжения в группе.
Процедура:для начала все разбиваются на пары. Пусть каждый игрок выберет себе партнера приблизительно одного с ним телосложения. Позднее в эту игру смогут играть и члены группы, различающиеся по весу и росту, и это важно, поскольку люди начинают адекватно, без предубеждения воспринимать физические особенности других. Партнеры садятся на полу друг перед другом так, чтобы их ступни соприкасались, затем вытягивают руки и захватывают кисти партнера. Основное действие: игроки начинают сильно и синхронно тянуть друг друга, при этом поднимаясь вверх, пока не встанут на ноги.
Рекомендации тренеру: хотя описание игры выглядит довольно просто, для многих это упражнение сопряжено с большими сложностями. Подбодрите участников и предложите им подумать о том,как они будут решать поставленную задачу вместе. Обратите внимание игроков на то, что не только при выполнении этого упражнения, но и в различных жизненных ситуациях сила зачастую менее важна, чем хорошо обдуманная стратегия. Обеспечьте безопасность участников. Пол должен быть покрыт ковром, рядом не должно быть никаких твердых предметов, мебели. Скажите участникам, чтобы во время выполнения упражнения они очень крепко держались за руки.
Упражнение «Мой вклад».
Необходимое время:30 минут.
Оборудование:приготовить для участников тренинга: маленькие свечи (плавающие) - символ тепла и душевного вклада каждого из них, емкость для воды - символ единства и объединения группы, спички.
Цель: создатьатмосферу спокойствия, дать возможность каждому участнику группы сделать выводы о групповой работе и осознать свое участие в тренинге.
Процедура: все участники встают в круг. Ведущий обращается к ним с речью:
«Каждый из нас в своей жизни наверняка работал над собой, развивая свои сильные стороны и лучшие качества: сочувствие, мужество, великодушие, любознательность, чувство юмора, решительность и т. д. Теперь каждый из вас по очереди назовет то качество, которое он привнес в эту группу. Это качество все будут рассматривать как подарок для всей группы, оно обязательно поможет всем в дальнейшей работе».
Затем каждый участник поочередно выходит в центр круга, зажигает там свою свечу и проговаривает о том, что он приобрел и что сам привнес в эту группу за время тренинга, и опускает свечу в емкость с водой.
Заключительная беседа.
Необходимое время:15 минут.
Оборудование:не требуется.
Цель: получение обратной связи, подведение итогов тренинга.
Процедура:ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о тренинге:
- Понравился ли Вам тренинг?
- Что Вы узнали нового?
-Что Вас удивило, порадовало, расстроило?
- Дал ли Вам что-нибудь данный тренинг?
- Изменилось ли что-нибудь для Вас?
- Что вам хочется сделать теперь, когда закончился тренинг?
Рекомендации тренеру: ведущий обращает внимание участников на цели и задачи тренинга, на ожидания участников, записанные на флипчарте – подводит итоги.
Благодарит всех за участие и выражает надежду на использование полученных навыков в реальной жизни.
Резюме.
Результатом тренинга командообразования, как правило, является формирование команды в контексте целей и задач подразделения. В процессе тренинга командообразования происходит построение эффективных коммуникаций в команде: выработка каналов неформального взаимодействия между членами команды, налаживание обмена творческими идеями между членами команд, повышение эффективности передачи информации. Стадии развития тренинговой группы могут совпадать с этапами жизненного цикла коллектива. Задача сближения сотрудников, формирование чувства доверительного отношения, взаимовыручки и поддержки может быть проработана в тренинге и перенесена на почву трудовых отношений служебной деятельности.
В тренинге отрабатывается и переносится в работу все, что связано с осознанием своих эмоций и действий, анализом и осознанием причинно-следственных связей между поведением и результатом: если мы осознаем чувства, которые нами движут, мы можем корректировать свое поведение. Осознанное изменение поведения меняет и результат действия. Это касается осознания поведенческих стереотипов, осознания своих жизненных целей, формирования адекватного отношения к несовпадению целей разных людей и организации, осознание и переработка сильных эмоций особенно возникающих в процессе группового взаимодействия и «подогреваемых» со стороны группы. С помощью инструментов тренинга по командообразованию, участники могут научиться:
- контролировать проявления деструктивного поведения,
- научиться приемам выработки общей стратегии, способам оценки различных вариантов действий, приемам обобщения группового опыта, оценки эффективности работы команды и т.д.
Тренинги по командообразованию способствуют:
· формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
· повышению уровня личной ответственности за результат;
· переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
· повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
· переключению внимания участника с себя на команду;
· повышению командного духа, дают заряд позитивного настроения.
Любой руководитель знает, что для благополучного существования организации необходима сплоченная команда, которая приведет подразделение к успешному результату деятельности, будет способствовать ее развитию и совершенствованию. Именно поэтому каждой организации необходимо проводить мероприятия по командообразованию - получению навыков эффективной командной работы сотрудников подразделения, сглаживания острых углов в отношениях.
Качественный тренинг по командообразованию приводит к положительным результатам:
· развитию взаимопомощи в коллективе;
· приоритету целей команды над личными;
· преобладанию нематериальной системы мотивации сотрудников;
· развитию корпоративной культуры.
Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидным тот факт, что командообразование, или формирование навыков эффективного командного взаимодействия, является оптимальным способом значительного повышения эффективности деятельности сотрудников.
Заключение.
Одна из основных задач руководителей в системе МЧС – создание таких условий деятельности, при которых каждый член коллектива имеет возможность наращивать свой личностно-профессиональный потенциал, важной особенностью которого является устойчивость к неблагоприятным факторам, нередко носящим стрессовый, а иногда и экстремальный характер. Одним из результативных способов решения данной задачи является использование психотехнологических методов, наиболее актуальным из которых является квазипрофессиональное обучение в виде тренинговых программ. Благодаря применению данного метода можно с минимальными усилиями сформировать у сотрудников целостное представление о профессиональной служебной деятельности; они будут успешнее адаптироваться к условиям труда и устанавливать конструктивные межличностные отношения с коллегами. В конечном счете, это сделает процесс управления более эффективным.
Надеемся, что предложенные в методическом пособии алгоритм и программы проведения тренингов будут полезны практическим психологам, а также руководителям служб и подразделений ФПС ГПС МЧС России. Однако их не стоит воспринимать как догму. В силу различных особенностей деятельности, индивидуально-психологических характеристик участников тренинга, стоящих перед коллективом задач и проблем любая из характеристик тренингового сценария или его процедура может быть своевременно скорректирована и адаптирована. Различными в зависимости от ситуации могут быть и методы оценки эффективности тренинга. Спектр тренинговых воздействий в данном случае будет ограничиваться лишь задачами практического психолога, его профессиональным уровнем, творческим потенциалом и открытостью к разнообразным современным теоретическим и практическим исследованиям и практикам в области использования психотехнологических методов в управлении сотрудниками оперативных подразделений ФПС ГПС МЧС России.
Приложение 1.