Тема 5.3. Основные направления современного обучения
Развивающее обучение. Проблема соотношения обучения и развития. Теория Л.С. Выготского об опережающей роли обучения. Зоны актуального и ближайшего развития. Роль обучения в формировании высших психических функций. Общие и частные цели обучения. Теория планомерного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Проблема содержательного обобщения в обучении. Этапы усвоения понятий. Ориентировочная основа деятельности. Типология ориентировочной основы деятельности. Общие основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческого потенциала личности (И.П.Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П.Иванов и др.). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.
Психологическая сущность программированного обучения. Формы программирования. Алгоритмизация процесса программированного обучения. Психологические основы компьютеризации обучения. Информатизация учебного процесса.
Психологическая сущность и организация проблемного обучения. Проблемная ситуация, виды проблемных ситуаций. Этапы проблемного обучения. Уровни проблемности обучения. Взаимодействие учителя и учащегося в проблемном обучении.
Тема 5.4. Психология воспитания
Воспитание как усвоение социального опыта. Виды социального опыта: научный, этический, эстетический, физический, трудовой и закономерности его усвоения. Основные этапы усвоения социального опыта. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как фактор формирования личности. Механизмы формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности. Представления о воспитывающей среде. Роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. Основные механизмы воспитания: подражание, идентификация, рефлексия, проекция, сдвиг мотива на цель и др. Психологические основы воспитательных технологий.
Тема 5.5. Психология педагогической деятельности
Профессия как особый вид деятельности. Формы, характеристики, содержание педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Психофизиологические предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Направленность личности педагога. Основные педагогические центрации и их влияние на продуктивность педагогической деятельности. Проблемы профессионально-психологической компетенции. Профессионально-личностный рост педагога. Педагогическое мастерство.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Направленность педагогического общения. Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровиза-ционный, рассуждающе-методичный. Барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии. Функции затруднения.
Содержание и организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа является одной из форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по специальности. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.
В процессе изучения дисциплины «Психология» студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:
Тема и содержание задания | Часы |
Тема 1.1. Введение в общую психологию Составление сводной таблицы «Основные направления психологии и научно-практические школы» (название направления и школы, представители, основные идеи, представления о личности, представления о развитии) · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995
| |
Тема 1.3. Психология личности Составление сводной таблицы «Теории личности» (автор, понятие личности, структура личности, возможности развития, факторы развития, возможные нарушения)
| |
Тема 1.2. Психика и сознание. Тема 1.3. Психология личности Тема 1.4. Категория деятельности в психологии Написание реферата «Категория деятельности в психологии»
| |
Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия Тема 1.6. Психология внимания и памяти Тема 1.7. Психология мышления, речи и воображения Подготовка к контрольной работе (тестированию) «Познавательные процессы»
| |
Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности Аннотирование работы Иванникова В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. | |
Тема 1.9. Темперамент и характер. Тема 1.10. Психология способностей Составление карты наблюдений для диагностики свойств темперамента и характера Написание реферата «Специфика проявления в поведении и деятельности темперамента, характера, способностей · Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 · Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. или: Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1 · Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 · Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. · Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002 Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2004. | |
Тема 2.1. Научное исследование, его принципы и структура Составить конспект по теме «Методологические принципы современной психологии»
| |
Тема 2.3. Основные общенаучные исследовательские методы Составление сравнительной таблицы «Специфика основных исследовательских методов» (название метода, цель, условия, возможные ограничения). · Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003 · Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995 · Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995 · Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М., 1999 · Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. · Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001 | |
Тема 2.4. Характеристики психологического эксперимента Определить специфику проявления личности и деятельности испытуемого и экспериментатора в эксперименте. Подберите способ представления своих наработок, например, схема, таблица.
| |
Тема 3.1. Введение в возрастную психологию Написание резюме на работу Фельдштейна Д.И. «Социальное развитие в пространстве – времени детства». (М., 1997) | |
Тема 3.2. Теории психического развития Составление сравнительной таблицы «Теории психического развития» (автор и название теории, факторы развития, условия развития, основные этапы развития, возможные нарушения) · Эльконин Б. Д. Психология развития. – М., 2001 · Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. И. Подольский. М.: РПО, 1999 · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999 · Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996
| |
Тема 3.3. Психическое развитие в младенчестве Тема 3.4. Психическое развитие в раннем детстве Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных умственному развитию младенцев (не менее 2-х на выбор студента) Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных речевому развитию в раннем детстве (не менее 2-х на выбор студента) | |
Тема 3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве Составление рекомендаций для педагогов по учету индивидуальных особенностей в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста
| |
Тема 3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте Структура учебной деятельности: разные подходы. Составьте сравнительную таблицу, выделив общее и различное в понимании структуры учебной деятельности.
| |
Тема 3.7. Подростковый возраст Составление рекомендаций для родителей по учету индивидуальных особенностей и акцентуаций характера в общении с подростками
| |
Тема 3.8. Юношеский возраст Творческая работа «Задачи развития». Вспомните основные события своей жизни; оцените их с точки зрения того, насколько они способствовали решению эволюционных задач. Какие задачи еще не решены, какие потребуют решения в ближайшее время. | |
Тема 3.9. Психология зрелых возрастов Аннотирование работы В.Франкла «Человек в поисках смысла» М.: Прогресс, 1990 | |
Тема 3.10. Психология старости и старения Написание творческой работы на тему «Послание себе через 45 лет» | |
Тема 4.3. Психология общения Написание реферата на тему «Психология общения»
| |
Тема 4.3. Социальная психология больших групп Творческая работа. На основе данных СМИ, проанализируйте процессы, происходящие в больших группах в России | |
Тема 4.4. Социальная психология малых групп Творческая работа. Проанализируйте групповые процессы в вашей студенческой группе | |
Тема 5.4. Психология воспитания Составить таблицу, отразив в ней психологические особенности влияния методов воспитания, выделяемых в педагогике, на детей разного возраста и пола
| |
Тема 5.5. Психология педагогической деятельности 1. Подобрать примеры из художественной литературы и кинофильмов к стилям педагогического общения (указать название, отрывок текста) Творческая работа. 2. Проведите диагностику своих индивидуальных особенностей и составьте рекомендации по учету их в процессе педагогической деятельности. Обозначьте возможные затруднения. · Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПБ., 2004
| |
Раздел 5. Педагогическая психология Подготовка к контрольной работе по педагогической псхиологии
|