Межличностные отношения и общение
Человеку, как существу, включенному в разнообразные отношения и взаимодействия с другими людьми, присущ определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем мире, то есть социально-психологический тип мышления. На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как:
– житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций;
– образцы литературы и искусства;
– научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен;
– мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания;
– психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.
Большинство современных авторов определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства. В качестве предмета социальной психологии рассматривают (Г. М. Андреева) закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.
Как основные выделяют следующие разделы социальной психологии:
1) закономерности общения и взаимодействия людей;
2) социально-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы;
3) социально-психологические особенности личности;
Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.
Формирование, развитие свойств и особенностей психологического мира человека – участника социальных отношений – происходит именно в процессе общения и группового взаимодействия разного уровня.
Каждый человек стремится понять самого себя и других людей, подыскивая объяснения наблюдаемым поступкам. Человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд в глаза бросается совершенно обратное – обыденная и в том числе деловая жизнь переполнена вроде бы случайностями. Психология человеческих взаимоотношений доказывает, что случайностей в общении нет, есть строгая предопределенность и закономерность. Чтобы принимать разумные решения и достигать результата с наименьшими усилиями, каждый должен иметь представление о том, что происходит, своего рода концепцию относительно данного случая.
Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей, это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений, в которой формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. Общение – особая форма активности человека, механизм развития его отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов его психического мира.
Общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Общение – форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (А. В. Брушлинский).
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Р. С. Немов).
Совместная деятельность – ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено единой цели – решению конкретной задачи (А. В. Брушлинский).
Общение как объект исследования имеет свою структуру:
1-й уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни;
2-й уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия;
3-й уровень – микроуровень: рассматриваются элементарные единицы общения как сопряженные акты, так называемые трансакции;
В общении выделяют (Р.С.Немов) следующие аспекты:
цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности;
содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому;
средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного партнера к другому.
Выделяют два основных канала передачи информации:
1) вербальный;
2) невербальный.
Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих, различные шрифты). Речевая ситуация складывается из элементов: кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем. Вербальное сообщение непременно взаимодействует с невербальным сообщением.
Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:
1) оптическая система – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз (изучает: пантомимика, кинесика, проксимика);
2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);
3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.
Схема 11
В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств. Американские (в основном) исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (схема 11):
1. Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые).
Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.
2. Проксемика (англ. proximity – близость) – дисциплина, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э. Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: 1) персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; 2) конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами.
Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.
Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:
– интимная зона (около 15 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);
– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);
– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;
– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей или враждебным индивидом.
3. Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).
В процессе социального бытия общение выполняет определенные задачи или функции. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (характеристик общения):
– перцептивной;
– коммуникативной (информационной);
– интерактивной.
В этом случае различают три функции общения:
1) аффективно-коммуникативную (перцептивную);
2) информационно-коммуникативную;
3) регуляционно-коммуникативную (интерактивную).
Иногда выделяют такие функции общения:
1) общение – форма существования и способ проявления человеческой сущности;
2) общение – фактор становления человека и общества;
3) общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности;
4) общение – условие существования человека, одна из основных его потребностей.
Характеристика общения
Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и носит название перцептивной стороны общения. Объяснение уникальных явлений познания и понимания людьми друг друга в целом называется социальной перцепцией.
Процесс восприятия одним человеком другого разворачивается в такой последовательности (или на формирование образа человека влияет):
1. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения:
1) восприятие внешних признаков:
– оформления внешнего вида (цвет, силуэт, цена, опрятность одежды);
– физических качеств.
2) восприятие поведения:
– совершаемых действий (социальный статус, самопрезентация);
– экспрессивных реакций (жесты и позы).
2. Интерпретация воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий.
3. Эмоциональная оценка (формирование определенного отношения к наблюдаемому «нравится – не нравится».
4. Построение стратегии собственного поведения.
Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого будет применен тот или иной механизм социального познания (механизм восприятия).
Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются.
1.В ситуациях ролевого взаимодействия, в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:
– схемы первого впечатления, которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. В основе данных схем лежит «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать;
– стереотипизация (от греч. stereos – пространственный, твердый; typos – отпечаток)– процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. С одной стороны, стереотип позволяет быстро и достаточно надежно интерпретировать, делать понятным и прогнозируемым поведение человека; с другой – может носить искаженный и догматический характер. Стереотип, способный порождать новую реальность отношений и внутреннего мира воспринимаемого человека, получил название «стереотип ожидания» (или «эффект Пигмалиона»), т.е. наблюдаемый строит свою стратегию поведения в зависимости от субъективного мнения наблюдателя о нем, пытаясь вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили.
Как частные случаи стереотипизации выступают:
– физиогномическая редукция (греч. physis – природа, gnomon – знающий; от лат. reducere – приводить обратно, возвращать) – попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для некоторой группы черт его внешности;
– внутригрупповой фаворитизм (лат. favor – благосклонность, расположение) – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.
2. В ситуациях межличностного взаимодействия, которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:
– идентификация (лат. identificare – отождествлять) – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;
– эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний;
– социальная рефлексия (лат. reflexio – отражение) – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;
– аттракция (лат. attraсtio – притяжение, привлечение) – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
3.В ситуациях непонимания партнера, с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция (лат. causa – причина, лат. causalis – относящийся к причине, причинный; лат. attributum – присовокупленное, приписанное) – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам).
Межличностная коммуникация(лат. communicatio – сообщение, связь) – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению ее в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.
Человек, который в процессе общения задумывает и передает партнеру информацию, называется в социальной психологии коммуникатором; партнер, принимающий и интерпретирующий информацию, – реципиентом.
Возникновение общей информации не ведет автоматически к взаимопониманию. В процессе поиска общего информационного поля начинают работать механизмы и феномены, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию (так называемые механизмы взаимопонимания).
1. Механизм обратной связи, обеспечивающий и улучшающий взаимопонимание.
Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.
Существуют следующие варианты человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи:
1) культурный вариант, социально одобренный, принятый за образец общения, при котором невозможна демонстрация истинных чувств другому человеку, требующий тактичности и сдержанности; этот вариант часто затрудняет процесс общения;
2) открытый вариант, предполагающий открытость высказываний о своем состоянии, явные реакции на слова и поступки другого, одновременно допускающий многозначные и разнообразные интерпретации;
3) прямая обратная связь – вариант, предполагающий прямое называние тех чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера, поиск однозначных аналогий, сравнений, понятных другому; прямая обратная связь действительно способствует улучшению взаимопонимания, позволяя в то же время партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.
2.Барьеры общения – механизмы защиты от нежелательной информации и, как следствие, от нежелательного воздействия:
1) коммуникативный барьер – психологическое препятствие, устанавливаемое реципиентом на пути нежелательной, утомительной или опасной информации:
а) избегание, например, физическое (избегание контактов с нежелательным лицом), психологическое (забывание информации, «уход в себя»);
б) авторитет, обесценивание информации за счет субъективного снижения авторитетности ее источника;
в) непонимание, искажение до неузнаваемости информации, придание ей нейтрального смысла;
2) фонетический барьер – препятствие, возникающее, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй высказываний;
3) семантический барьер – препятствие, возникающее из-за несовпадения, значительных различий, существующих в системах значений по общению (проблема жаргонов и сленгов);
4) стилистический барьер – препятствие, возникающее при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи коммуникатора и актуального психологического состояния реципиента;
5) логический барьер – препятствие, возникающее в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьезной, противоречит присущей ему манере доказательств.
3.Целенаправленное коммуникативное воздействие – процесс, включающий в себя внутреннюю коммуникативную установку автора сообщения к реципиенту и самому себе, вербальные и невербальные особенности самого сообщения, характеристики коммуникативного пространства общения.
Выделяют (А. У. Хараш) два вида коммуникативных процессов: авторитарный и диалогический.
Коммуникативные способности – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Разнообразие жизненного опыта человека, его образованность, как правило, положительно влияют на развитие коммуникативных способностей.
Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида:
1) кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил); выделяют (А. Н. Леонтьев) такие черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого;
2) конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация) – взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Выделяют такие возможные формы (модели), как:
1) совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других;
2) совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3) совместно-взаимодействующая деятельность – имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Каждая система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), который возникает при данных конкретных условиях, и степень выраженности этого типа (успешное или менее успешное). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает взаимодействие». В основе социального взаимодействия лежат три межличностные потребности: присоединения, контроля и открытости.
При анализе взаимодействия важен факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность, что, в свою очередь, помогает корректировать собственную стратегию. Стратегия взаимодействияопределена характером общественных отношений, представленных выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия – непосредственным представлением о партнере.
Наиболее известные стратегии взаимодействия – агрессия и альтруизм.
Агрессия – любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического ущерба или психологического дискомфорта у партнера. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Альтруизм (лат. alter – другой) – принцип поведения, означающий способность человека добровольно помогать другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруизма является желание улучшить благополучие другой личности. Объяснением альтруизма может быть: эмпатия, устранение собственных негативных чувств, сохранение человеческого генофонда, норма взаимной ответственности.
Общий подход человека к построению взаимодействия с другими людьми отражает стиль общения.
Стиль общения – образ действий, извлекаемый из одного определенного типа ситуаций и проявляющийся в конкретных случаях. Различают:
1) ритуальный стиль общения, порождаемый межгрупповыми ситуациями, представляющий и подтверждающий человека как члена социума;
2) манипулятивный стиль общения, порождаемый деловыми ситуациями (чаще всего), рассматривающий партнеров по общению как совокупность функциональных качеств, пригодных для достижения поставленной цели.
Выделяют (М. Предраг) такие уровни манипулирования:
– уровень аргументирования (методы: фундаментальный, вписывания, сравнения, «кусков», опроса, «выведения из терпения»);
– спекулятивный уровень (метод преувеличения, дискредитации, «психологического привыкания», отсрочки);
– манипулятивный уровень (методы: «просовывание ноги в дверь», «меня разрывают на части», «хлопанье дверью», «легкий мяч» «казанская сирота»);
3) гуманистический стиль общения, порождаемый межличностными ситуациями, позволяющий удовлетворять потребности человека в общении, понимании, сопереживании, сочувствии.
Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе(Э. Берн)– направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа, у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с различными состояниями «Я» (Эго). Репертуар этих состояний соответствует одной из трех позиций, которые условно обозначают: Родитель – состояния, сходные с образами родителей, Взрослый – состояния, автономно направленные на оценку реальности, Ребенок – состояния, все еще действующие с момента фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Эти позиции не связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я». Все три аспекта личности – «Я-Ребенок», «Я-Взрослый», «Я-Родитель» заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Скрытые дополнительные трансакции с четко определенным и предсказуемым исходом называют играми.
Э. Берн рассматривает общение как одну из основных потребностей человека. Каждый человек стремится получить наибольшее удовлетворение от общения, испытывая потребность в признании, «поглаживаниях» – положительных оценках себя. Чем более доступен человек для контактов, тем больше у него ощущение удовлетворенности собой и жизнью в целом, счастья.
Нейро-лингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер) рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления, представляя синтоническую модель общения. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что человек познает мир через программную репрезентацию, создавая собственную модель мира.
У каждого человека собственная субъективная модель мира, и причиной этого ограничения выступают: нейрофизиологические ощущения, социальные ограничения, индивидуальные психологические ограничения.
Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) – это система, посредством которой человеком воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях: визуальная (восприятие посредством зрительных образов), аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений), кинестетическая (восприятие посредством слуховых впечатлений). Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Установлено, что репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и позы.
Визуалам характерны: быстрый темп речи, высокий тембр голоса, верхнее дыхание, повышенное напряжение мускулатуры, взгляд вверх, слова: смотреть, картина, перспектива, предвидеть, обзор, иллюзия, зрелище, яркий.
Аудиалам характерны: очень выразительный и резонирующий тембр голоса, балансирование головы, «телефонная поза», слова: говорить, слышать, звук, ударение, заявлять, пронзительный, созвучный, внятный, монотонный.
Кинестетикам характерны: низкий тембр голоса, нижнее дыхание, расслабление мускулатуры, низкое положение головы, опущенный взгляд, некоторая небрежность к вещам, слова: чувствовать, жесткий, ощутимый, напряжение, задевать, контактировать, шероховатый, связывать, хватать.
Знание ведущей репрезентативной системы партнера дает возможность легко установить контакт и взаимопонимание. На эффективность общения влияет умение быть конгруэнтным и возможность подстраиваться. Быть конгруэнтным – значит быть равным партнеру, быть вовлеченным, созвучным ему. Подстройка предполагает приспособление своего поведения к способу поведения другого.
Алгоритм подстройки: поза, жесты, речь, основная репрезентативная система, ведущая репрезентативная система, вербальные ключи доступа, невербальные ключи доступа, дыхание.