Организация работы кадровой службы предприятия
Работа с кадрами предприятия осуществляется специализированным функциональным подразделением предприятия – кадровой службой.
Под функциональными полномочиями менеджера по персоналу следует пониматьвозможность влиять на работников, которые подчинены другим линейным руководителям.
Структура кадровой службы может быть различной в зависимости от масштабов деятельности предприятия, стратегии и тактики работы с персоналом.
Для малого частного предприятия наиболее характерным является осуществление функций кадровой службы одним сотрудником или же совмещение должности кадровика с какой-либо другой, например, часто функции кадрового делопроизводства выполняет секретарь, бухгалтер, юрист. А функции менеджера по персоналу принимает на себя сам директор предприятия - сам подбирает работников, сам назначает им зарплату, сам решает, какие курсы повышения квалификации им необходимы и т.д. На это уходит достаточно много его дорогостоящего времени.
Мировой опыт показывает, что «критической массой», при которой появляется реальная потребность в создании самостоятельного структурированного управления кадрами с помощью профессионала в области человеческих ресурсов, можно считать наличие в организации 50-70 сотрудников. Именно в этом случае открытие должности менеджера по персоналу экономически оправданно.
Среднее по численности предприятие требует создания группы специалистов по кадрам (2-4 человека) или отдела кадров.
В крупной производственной или коммерческой структуре возникает необходимость в создании разветвленной службы управления персоналом по различным направлениям деятельности в области человеческих ресурсов, возглавляемой директором по персоналу или заместителем генерального директора (рис. 1).
При этом директор по персоналу лично курирует следующие вопросы:
- философия и политика организации по работе с персоналом;
- организационная и функциональная структуры организации;
- статистическая отчетность;
- трудовое законодательство;
- связи с профессиональными объединениями, клубами;
- связи с правительственными, городскими, местными профильными организациями.
Рис. 6.1 - Организационная структура службы управления персоналом
Деятельность кадровой службы предприятия регламентируется Положением о кадровой службе.
Это положение включает в себя следующие разделы:
1. Общие положения – где должно быть указано, что кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления и подчиняется руководителю предприятия.
2. Задачи отдела – где указываются задачи по кадровому обеспечению, формированию стабильного трудового коллектива, снижению текучести кадров и укреплению трудовой дисциплины.
Задачи соответствующего подразделения (отдела кадров, службы персонала и т.д.) обычно сводятся к следующему:
- разработка и реализация кадровой политики организации в соответствии с внутрифирменными стандартами и современными концепциями управления персоналом;
- создание и поддержание информационно-аналитической базы для принятия решений по вопросам управления персоналом;
- обеспечение безопасных условий работы сотрудников организации, материального и морального стимулирования их деятельности.
3. Функции отдела
Функции кадрового подразделения определяются исходя из поставленных перед ним задач. Типичными основными функциями подразделения являются:
- участие в разработке и реализации целей и политики организации в области управления человеческими ресурсами; разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала организации;
- прогнозирование и планирование потребности в персонале, участие в решении задач, связанных с удовлетворением каждого сотрудника условиями, содержанием и характером работы. Улучшение качественного состава персонала организации, создание условий, стимулирующих постоянный рост профессиональной компетенции;
- формирование резерва кадров на основе анализа общей и дополнительной потребности в персонале и политики планирования карьеры (создание и постоянное дополнение информационной базы данных кадрового резерва; организация привлечения кандидатов; разработка способов и методов отбора кандидатов; разработка процессов найма и увольнения работников);
- организация обучения персонала с применением методов диагностирования и оценки эффективности персонала (организация профессионального тестирования новых работников; организация переподготовки и повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями рынка и потребностями организации; отбор персонала для обучения; разработка форм обучения; разработка адаптированных программ обучения; подбор преподавателей, проведение постоянного мониторинга рынка делового и профессионального образования);
- обеспечение социального равновесия, принятие мер по поддержанию благоприятного социально-психологического климата в организации, проведение психологического тестирования персонала, контроль за адаптацией персонала в организации. Повышение эффективности работы персонала на основе рационализации структур и штатов, управления дисциплиной. Совершенствование организации оплаты и стимулирования работников организации (анализ рабочих мест; проведение деления персонала на категории; разработка форм и систем оплаты; разработка компенсационного пакета; организация процесса оценки эффективности сотрудников; контроль выдвижений и ротации работников). Обеспечение соблюдения норм трудового законодательства в работе с кадрами;
- постоянное совершенствование форм и методов управления кадрами на основе внедрения современных научно обоснованных, в том числе компьютерных, технологий работы с персоналом, унификация документации по кадровому делопроизводству.
- осуществление консультирования и подготовки рекомендаций руководству организации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств на деятельность организации;
- организация защиты жизни и здоровья сотрудников и имущества организации, в том числе противопожарной безопасности, внедрение мероприятий по технике безопасности;
- осуществление представительских функций от имени организации во внешних организациях, связанных с выполнением задач подразделения, выполнение функций подразделения по связям с общественностью, средствами массовой информации.
4. Права отдела - выражаются в полномочиях начальника отдела кадров и его работников, определяемых должностными инструкциями, которые утверждает руководитель предприятия.
Перечень таких прав может выглядеть следующим образом:
- вносить руководству предложения по совершенствованию деятельности организации, иных структурных подразделений. Участвовать в подготовке перспективных планов развития организации, составлении ее бюджетов;
- привлекать к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц с заключением договоров подряда;
- запрашивать необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач подразделения;
- запрашивать в пределах установленного регламента и утвержденных форм необходимые официальные документы. Контролировать расстановку и правильность использования работников, состояние трудовой дисциплины в подразделениях организации;
- вносить руководителю предложения о поощрении или применении в установленном порядке предусмотренных законом дисциплинарных мер к сотрудникам организации, виновных в нарушении законодательства, решений органов управления организации, приказов и распоряжений высшего руководства и иных нормативных актов организации.
5. Ответственность отдела - оговариваются ответственность начальника отдела кадров, его работников, в зависимости от должностных функций, и в целом отдела кадров.