Статистическая обработка результатов.
Заключение
Проблема копинг-поведения являются одними из самых актуальных в детской психологии в настоящее время. В своем большинстве этот вопрос носит характер обсуждения, нежели изучения. Объясняется это тем, что сам объект исследования представляет собой сложность.
Исследование копинг-стратегий позволило изучить особенности совладающего поведения у слабослышащих детей, выявить дезадаптивные копинг – стратегии и провести их коррекцию.
Целью дипломной работы было изучение возможностей коррекции агрессивного поведения с помощью специальных занятий, направленных на изменение копинг стратегий.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы, описывающей психологические особенности, копинг стратегии и агрессивное поведение детей с нарушением слуха.
2. Исследованы особенности совладающего поведения и агрессивное поведение у детей, имеющих нарушение слуха.
3. Составлен и проведен тренинг, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей с нарушением слуха.
4. Проведено повторное исследование.
Для коррекции агрессивного поведения слабослышащих детей была разработана программа тренингов. После проведения серии тренингов было отмечено снижение уровня агрессивного поведения у слабослышащих детей. Эффективность тренинга подтверждена результатами повторной диагностики и статистической обработки. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что социально – психологический тренинг является эффективным методом коррекции и способствует снижению уровня агрессивности младших школьников с нарушением слуха.
Младший школьный возраст является интересным для исследования. В этом возрасте дети уже способны замечать особенности своего поведения. Возможность применять интеллектуальные стратегии у ребенка невелика. Дети больше используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, так как эмоциональность - наиболее характерная черта ребенка. Дети очень живо откликаются на все изменения в их окружении. Эти переживания могут носить как позитивный, так и негативный характер, что, в свою очередь, активизирует копинг-стратегии.
Одним из главных факторов, влияющих на формирование копинг-стратегий, является семья. Также для младших школьников значимы и отношения со своими сверстниками и учителями. Поэтому важным для гармоничного развития ребенка является создание таких условий, когда ребенок сможет формировать адекватное поведение по преодолению стрессовых ситуаций, которые в той или иной мере будет иметь место в его жизни. В дальнейшем это поможет человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.
2. Характеристика выборки и методов исследования
2.1. Характеристика выборки
Исследование проводилось на базе школы – интерната для слабослышащих детей г. Кызыла Республики Тыва. В нем принимали участие ученики 4 «а» и 4 «б» классов в количестве 11 человек.
Критерии отбора в группу:
1) Младший школьный возраст – 10 лет
2) Диагноз: I, II, III степени тугоухости
Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе проходило выявление копинг – стратегий и уровня агрессивности. Детям предлагалось заполнить тест «Рука» Вагнера, опросник для выявления копинг стратегий (Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, И. М. Никольская и Р. М. Грановская), графическую методику «Кактус» М.А. Панфиловой. На втором этапе был проведен тренинг, состоящий из 8 занятий, направленных на коррекцию и сглаживание агрессивных тенденций в поведении через формирование адаптивных копинг – стратегий у слабослышащих детей. На третьем этапе проведено повторное исследование с целью выявления изменений в поведении.
Небольшое число детей в выборке объясняется физиологическими особенностями, состоянием здоровья данных детей. Работа с каждым ребенком проводилась индивидуально с помощью сурдопедагога.
2.2. Методы исследования.
Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
1) Метод беседы.
2) Метод тестирования.
Для выявления копинг-стратегий детей использован упрощенный опросник И. М. Никольской и Р. М. Грановской, адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. Изначально методика была разработана Д. Амирханом для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Д. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных копинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил три группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания. Методика была адаптирована для проведения исследования на русском языке Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. И. М. Никольская и Р. М. Грановская в варианте опросника для младших школьников выделили 26 стратегий, которые дети восьми-двенадцати лет используют, когда в их жизни происходят неприятные события, вызывающие напряжение и беспокойство. Среди предлагаемых стратегий ребенку предлагается выбрать те, которые он использует в сложных и неприятных ситуациях.
С целью выявления негативных жизненных ситуаций, в которых дети используют дезадаптивные копинг – стратегии, была использована проективная методика «Неприятная ситуация». Ребенку предлагается нарисовать самую неприятную ситуации, которую он вспомнит. Полученные данные были использованы в тренингах для составления индивидуально ориентированных заданий, которые дали детям возможность проанализировать эти неприятные ситуации.
Для выявления суммарного балла агрессивности был использован тест «Рука» Вагнера.
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» использована для выявления уровня агрессии, ее направленности и интенсивности.
3) Метод статистической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона).
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
3. Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа данных опросника копинг – стратегий школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) стало возможным выделить копинг - стратегии, присущие слабослышащим детям:
Рис. 1 Основные копинг – стратегии, используемые слабослышащими детьми
Стратегиями, которые слабослышащие дети наиболее часто пользуются для снятия напряжения и беспокойства оказались: «сплю», «смотрю телевизор», «играю», «обнимаю или прижимаю к себе кого- то близкого», «рисую». Копинг – стратегия «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» означает, что детям в трудной ситуации важно ощущать, что те близкие люди или домашние любимцы, к которым они привязаны, находятся рядом и могут обеспечивать детям чувство комфорта, безопасности и поддержки. Также для снятия напряжения дети используют игры и рисование как способ отвлечься от проблем. Чаще остальных подобных занятий дети смотрят телевизор и спят. Бывает так, что просмотр телевизора может на время отвлечь ребенка от проблемы, снизив остроту восприятия негативной ситуации. А сон помогает на время забыть о проблемах и восстановить силы.
Из всех выявленных четыре копинг – стратегии являются дезадаптивными.
Рис. 2 Дезадаптивные копинг – стратегии, выбранные детьми с нарушениями слуха
Из дезадаптивных копинг – стратегий была выбрана стратегия «дразню кого – нибудь». В данном случае имеет место быть проявление агрессии, направленной уже на других людей. Также можно отметить небольшое количество обследуемых детей, которые выделили следующие реакции на негативные ситуации: «бью, ломаю, швыряю, вещи» и «воплю, кричу». (Рис.2) В некоторых случаях такое поведение помогает разрядиться, но в то же время оно является социально неодобряемым.
Таблица 1
Результаты исследования уровня агрессии по тесту «Рука» Вагнера
№ участника | |||||||||||
Суммарный балл агрессивности | -4 | -3 | -3 | -2 | -4 | -3 | -3 |
По итогам теста, которые отображены в таблице 1, у 4 детей из 11 явно преобладают агрессивные и доминантные тенденции над установками на социальное сотрудничество и зависимость. У остальных детей агрессия выражена в средней степени. Можно сказать о том, что дети в своем поведении готовы использовать физическую, вербальную агрессию.
По результатам графической методики М.А. Панфиловой «Кактус» можно сделать вывод о том, что агрессивные тенденции характерны для поведения всех детей в выборке. Также стало возможным выявить причины данной агрессии.
1) в отношениях между членами семьи отсутствует теплота и поддержка, в которых нуждается ребенок
2) Эгоцентризм, как нежелание принимать точку зрения другого человека, препятствует формированию хороших взаимоотношений с окружающими.
На втором этапе был проведен тренинг для коррекции агрессивных тенденций в поведении слабослышащих младшего школьного возраста.
При составлении данного тренинга использовались работы А.Г. Долговой «Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция», Е.Е. Варламовой «Программа коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста», М.В. Киселева «Арт-терапии в работе с детьми».
Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Задачи:
1) получение навыков эмоциональной саморегуляции
2) выражение эмоций социально приемлемыми способами поведения
Аудитория тренинга: ученики 4 «а» и «б» классов школы – интерната для слабослышащих детей г. Кызыла Республики Тыва.
Форма тренинга:по 2 тренинга в неделю в течение месяца. Всего 8 занятий.
Продолжительность: 60 минут.
Программа состоит из 3 этапов:
1) Вводный этап. Формирование положительного настроя на дальнейшую работу.
2) Основной этап. Коррекционная работа.
3) Завершающий этап. Закрепление результатов.
Результаты повторной диагностики
В результате повторного анализа данных опросника копинг – стратегий школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) после тренинга стало возможным выделить следующие копинг - стратегии, используемые слабослышащими детьми:
Рис. 3 Копинг – стратегии детей после тренинга
Дети стали использовать такие копинг-стратегии, как «обнимаю близкого человека», «смотрю телевизор», «играю» и многие из них выбрали копинг-стратегию «сплю». Значительно снизилось использование социально неодобряемых копинг – стратегий. Дети стали эффективно использовать замещающую активность и справляются со стрессом посредством физических и умственных действий.
Рис.4 Дезадаптивные копинг – стратегии, выбранные детьми с нарушениями слуха после тренинга
Число используемых дезадаптивных копинг – стратегий значительно снизилось. Можно отметить, что всего три ребенка выделили следующие реакции на негативные ситуации: «бью, ломаю, швыряю, вещи», «воплю, кричу» и «дразню»(Рис.4).
Таблица 2.
Результаты исследования уровня агрессии по тесту «Рука» Вагнера
№ участника | |||||||||||
Суммарный балл агрессивности | -4 | -2 | -3 | -4 | -2 | -3 | -5 | -3 | -2 |
После проведения повторной диагностики заметно снижение показателей суммарного балла агрессивности у большинства детей.
Рис.5 Графическое отображение результатов теста «Рука» Вагнера
На графике отображено сравнение показателей по тесту «Рука» Вагнера до и после проведения коррекционного тренинга.
Статистическая обработка результатов.
Таблица 3
Оценка динамики влияния тренинга на уровень агрессивного поведения
Me (Q1;Q3) | Коэффициент корреляции Z | Уровень значимости p | ||
До | После | |||
Суммарный балл агрессивности | -2 (-3;1) | -3 (-4,-2) | -2,588 | 0,01 |
На уровне значимости p=0,01 имеются статистически значимые отличия в группе испытуемых до и после проведения занятий по коррекции агрессивных тенденций. Значение критерия в этом случае составило -2,588. Следовательно, тренинг повлиял на уровень агрессивного поведения слабослышащих детей.
Рис. 6 Сравнительный анализ суммарного балла агрессивности до и после тренинга.