Приемы информационного воздействия
Азбука пропаганды: приемы эмоционального воздействия
В настоящее время практикой СМИ накоплен большой арсенал приемов, обеспечивающих воздействие на эмоции людей. Выделено 7 основных приемов информационно-психологического воздействия, известных специалистам как «азбука пропаганды»:
- «Ссылка на авторитеты», или «свидетельствование» - (testimonial);
- «Приклеивание или навешивание ярлыков» - (name calling);
- «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» - (glittering generality);
- «Перенос» или «трансфер» - (transfer);
- «Свои ребята» или «игра в простонародность» - (plain folks);
- «Перетасовка карт» - (card stacking);
- «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon)
Эти семь основных приемов в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов в Институте анализа пропаганды. Известно, что основой для анализа этих приемов во многом послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии. Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в настоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации.
1) Прием «свидетельства».Этот прием состоит в приведении высказывания личности, которую уважают или ненавидят в данной аудитории. Например, если человек, отношение к которому у аудитории однозначно отрицательное, одобрит какие-либо действия или идеи, к ним также сформируется отрицательное отношение.
Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом. В качестве медиаторов – «авторитетов микросоциального уровня» в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.
2) Прием «Наклеивание ярлыков».В этом случае для компрометации и отторжения слушателями лиц или идей на них наклеивается негативный ярлык: «империалист», «фашист» и т.п. Например, в целях дискредитации президента СРЮ С. Милошевича западные телекомпании навязывали мировому сообществу образ «Милошевича – Гитлера», осуществляющего «геноцид албанцев».
3) Прием «Сияющее обобщение».Заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием- символом, имеющим позитивную эмоциональную окраску. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. В устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей.
В качестве примера можно привести использование символа «монополия». В СССР это понятие имело негативный смысл. Монополиями, грабящими народ, назывались корпорации Запада, широко употреблялся термин – государственно-монополистический капитализм. В конце перестройки монополиями стали называть единую энергосистему, единую сеть железных дорог, единую газовую систему, что придавало им негативный смысл в глазах людей и подводило к выводу о необходимости их раздробления.
4) Прием «Перетасовка карт».Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель - используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п.
Например, в видеорепортажах «Би-би-си» с демонстраций протеста против ВТО в Сиэтле крупным планом демонстрировался молодой человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения, который выкрикивал протестующие лозунги. Таким образом, создавалось впечатление, что на демонстрацию вышли не вполне адекватные люди, которым просто больше нечем заняться.
5) Прием «игра в простонародность» (популизм).Цель этого приема - побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за «народности» этих понятий или принадлежности к «простым людям».
6) Прием «трансфер». «Трансфер» формирует ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих. Используется также и негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д.
5) Прием «Общий вагон».При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.п. Люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок и точек зрения.
Для иллюстрации использования некоторых подобных приемов в современных российских условиях можно привести такой характерный пример. В 1995 году был выпущен массовым тиражом календарик, лицевая сторона которого состоит из следующих элементов: верхняя часть - название пропагандируемого общественно-политического движения: "ВПЕРЕД, РОССИЯ!"; центральная часть - цветная портретная фотография лидера движения, выступающего в качестве объекта рекламно-пропагандистского продвижения, имидж которого является предметом рекламно-информационной кампании; нижняя часть представляет высказывание из двух коротких суждений и заключается именем и фамилией лидера движения - "МЫ НЕ ЛЕВЫЕ И НЕ ПРАВЫЕ. МЫ НОРМАЛЬНЫЕ. КАК И ВЫ. Борис Федоров". В биографической справке, расположенной в агитационных материалах движения, указывается: ...Родился ... в рабочей семье. ... Жил в подвале и коммуналке, всего добивался сам. ... Избран депутатом Государственной думы... по рабочему району с тяжелой социально-экономической обстановкой (АЗЛК, «Серп и Молот»).
Отдельно можно выделитьтехнику осмеяния. Осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации. Примером телевизионных передач российского телевидения, активно использовавших данный метод, являются программы «Куклы» и «Итого».
Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды. При умелом неоднократном использовании данного приема возможно формирование за конкретным личностью имиджа «несерьезного и некомпетентного человека», чьи предложения и высказывания не заслуживают внимания. Таким образом, данный метод выступает как механизм формирования «программируемых» стереотипов восприятия.