Первое впечатление и точность интерпретации

В работах, посвященных проблеме первого впечатления, основное внимание уделяется точности первого впечатления. В предыдущем параграфе мы говорили о том, какая информация о поведении и внешности человека формирует его образ. Однако возникает парадоксальный вопрос – а бывает ли первое впечатление действительно первым?

По законам апперцепции, в первом впечатлении всегда в какой-то степени присутствует наш прошлый опыт, наши знания, которые, преобразуясь в установки, делают наше восприятие избирательным. Возможно, именно в этом смысле с определенной долей преувеличения и гиперболизации можно говорить о профессиональной деформации личности как о влиянии профессионального опыта личности на складывающийся образ другого человека.*

* При отсутствии лонгитюдных исследований, надежно объясняющих, какие нежелательные черты личности действительно развились – а не обострились – под влиянием профессии, термин «профессиональная деформация личности» можно считать литературной метафорой.

А. А. Бодалев рассматривает первое впечатление как сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, а также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В книге «Восприятие и понимание человека человеком» (Бодалев, 1982) заключительная глава посвящена закономерностям формирования первого впечатления и факторам, повышающим его точность (до сих пор описание А. А. Бодалевым данного феномена считается наиболее полным и глубоким).

Итак, рассмотрим, какие факторы являются определяющими при формировании первого впечатления, что в облике другого человека может служить подсказками и ориентирами для оценки его внутреннего мира, склонностей и личностных черт.

Типичные ошибки первого впечатления

К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола – это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Эффект ореола

тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Интересно, что действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Так, если я – болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам – в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

В одном остроумном эксперименте психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «мистер Инглэнд». В одном классе его представляли как студента, во втором – как лаборанта, в третьем – как преподавателя, в четвертом – как доцента, в последнем – как профессора. После того как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «м-ра Инглэнда» увеличивался с повышением его социального статуса.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д.

Американский психолог А. Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и духовно богатых, по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или «обычных». Испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Еще одна схема – проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный».

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – превосходство, привлекательность или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

Проецирование

перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Раздражительные, агрессивные люди часто приписывают эти качества другим, завистливые видят в других проявления зависти, самонадеянные осуждают других за непредусмотрительность. Давно известно психологическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам».

Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Один из ранних экспериментов, подтвердивших это правило, состоял в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом – страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая концовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преувеличение их настойчивости, агрессивности; в описаниях, обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последующие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни.

Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) – люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

К ошибкам в восприятии могут привести также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения, в зависимости от культуры. В одном эксперименте участвовали мексиканцы и североамериканцы. В небольшой комнате, лишенной всякой мебели, они беседовали на отвлеченные темы, а затем, разойдясь в разные комнаты, описывали своего собеседника. Когда они разговаривали стоя друг против друга, мексиканцы оценивали своих партнеров как холодных, высокомерных, замкнутых, скрытных людей. Американцы же описывали своих партнеров как настырных, невоспитанных, назойливых, излишне темпераментных. А все дело было в том, что в Мексике принято разговаривать на более короткой дистанции, чем в Америке. Когда разговор проводился за столом, оценки были более индивидуальными, подобных резких различий не наблюдалось.

Вопрос о верности или ложности первого впечатления сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить почти все характеристики партнера – его психологические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, то есть в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях присутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральными являются отношения, чем более люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Наши рекомендации