Степень удовлетворения потребностей
средним человеком (по А.Маслоу)
Отметим, что в своих более поздних работах, анализируя потребности в самоактуализации, А.Маслоу сделал гораздо более пессимистический вывод о том, что полностью удовлетворяют эти потребности менее 1% взрослых людей.
Интересно рассмотреть потребности, представленные в знаменитой пирамиде, с позиции удовлетворения. В этом ракурсе первые четыре потребности называют потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет определенный предел. Для удовлетворения этих потребностей наиболее важными оказываются внешние по отношению к личности факторы.
Потребности в самоактуализации по сути своей безграничны и преимущественно зависят от самого человека. Личность, которая стремится к самоактуализации, находится в постоянном развитии, не останавливается на достигнутом. Люди, которые удовлетворяют эту потребность в наибольшей степени, действуют обычно не согласно обстоятельствам, а вопреки им. Они преодолевают барьеры, которые не под силу большинству. Эти люди готовы рискнуть, они обычно не боятся нового. У них выражена склонность ниспровергать устоявшиеся стереотипы, они могут выступить против привычных для всех авторитетов.
Типичной ошибкой в толковании концепции А.Маслоу является преувеличение значимости определенной последовательности удовлетворения потребностей. Несмотря на то, что А.Маслоу писал о том, что потребности имеют иерархию, что люди обычно удовлетворяют свои потребности в определенном порядке, эта мысль не должна доводиться до абсурда. Опытный психолог и талантливый ученый А.Маслоу прекрасно понимал, что люди, не удовлетворив в должной степени потребности более низкого уровня, все же стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня. Все определяет степень неудовлетворенности. Так, например, страдающий от голода или скрывающийся от преступников человек обычно не сосредоточен на карьере, но как только чувство голода минимально утолено, как только опасность преследования уменьшается, человек способен не просто работать с удовольствием, но и творить. Конечно, это в равной степени не может относиться ко всем людям.
Теория А.Маслоу внесла значительный вклад в понимание мотивационных процессов в деловой сфере деятельности. Практически значимыми являются важные выводы исследователя о динамике потребностей. Однако, как мы предупреждали выше, сохраняется стойкая тенденция упрощенного толкования концепции знаменитого автора. В наиболее общем представлении упрощенная схема выглядит следующим образом: все сотрудники стремятся максимально удовлетворить потребности более низкого уровня; только после полного удовлетворения этих потребностей имеет смысл говорить о более высоком уровне потребностей; как только витальные потребности удовлетворены, люди начинают стремиться к чему-то большему.
Перечисленные выше положения далеко не всегда «работают». Исследования специалистов по проблемам мотивации персонала показали, что многие сотрудники предпочтут получать меньшую заработную плату (в разумных пределах), работать в менее комфортных и даже трудных условиях – лишь бы оставаться в коллективе, где уважается личность, где соблюдается адекватный корпоративный кодекс. При этом эти же сотрудники могут отказаться при большей заработной плате и лучших условиях труда работать в обстановке отчужденности и неуважения к личности. Отметим, что здесь мы не рассматриваем фактор боязни перемен и/или избыточной невротической потребности в четких ограничениях, когда люди предпочитают жить плохо, зарабатывать мало – лишь бы не рисковать и ничего не менять.
Особого внимания заслуживает тот факт, что определенный круг сотрудников – это креативное ядро общества, это творчески личности, о которых речь пойдет ниже – будет во что бы то ни стало стремиться не только работать, но и жить там, где есть возможность максимальной самореализации (при минимальной зависимости от материального стимулирования).
В то же нельзя игнорировать сложности мотивации той группы сотрудников, которые даже при высоком уровне материального и морального стимулирования со стороны руководства ничего не предпримут не только для самоактуализации, но и для достижения достойного уровня профессиональной компетентности. Какие бы реальные доходы и заманчивые перспективы таким сотрудникам руководство ни сулило, они неизменно будут работать по принципу: «Где бы ни работать – лишь бы не работать».