Образ Чудака и его трансформация в творчесвте Железнякова. «Чучело».
Образ чудака, или чудика, вызывает особый интерес у исследователей. Это образ, совместивший в себе все нестандартные формы поведения, поступки, мысли. Появляется тема чудачества в произведении Шукшина Василия Макаровича «Чудик». Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку (18; с. 76).
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он – типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».
Чудаки» появились в детской и подростково-юношеской литературе во второй половине шестидесятых годов, и поначалу ничто не предвещало их будущей популярности и широкого распространения. Ещё в 1969 году в ходе дискуссии «о герое, которого ждут» (Детская литература. -1969. - №12) высказывались сомнения по поводу правомерности художественного поиска в области «лирического», а не «героического» начала; «чудак» с его непреодолимой потребностью добротворчества казался неким Дон-Кихотом, одиноким и слабым. Вместе с тем Л. Аннинский и Г. Сивоконь, И. Лупнаова и Л. Разгон в своих статьях (21; с. 139) предсказывали жизнеспособность и перспективность этого художественного характера, который первоначально существенно уступал тому же «озорнику». Художественный характер «чудака» стал предметным образным воплощением лучших человеческих качеств. Подобные герои не стремятся раскрыть сложности жизни и её закономерности, не слишком задумываются над вечными проблемами бытия, однако они наделены удивительной чуткостью к фальши, к несоответствию отдельных сторон окружающей их действительности и высшим законам человечности. Их отличает поэтическое видение мира, мечтательность и благородство на грани самопожертвования, которые нередко воспринимаются окружающими как «чудаческие».
Герои - «чудаки» привнесли в детскую и подростковую литературу 70-80-х годов обаяние доброты, гуманизм, чувство жалости и сострадания. Наиболее последовательно художественный характер «чудака» исследован в творчестве В. Железникова. Таким образом, в 70-80-е годы в детской и подростково-юношеской прозе отчётливо наблюдалось стремление представить тип в максимально выраженном, «очищенном» виде, которое тем не менее сочеталось с углубленным вниманием к конкретной, индивидуально-психологической форме воплощения типа.
Герои-»чудики», представляя собой новый художественный тип, создают особую атмосферу – атмосферу думания, того мучительного праздника, когда душа переполняется тревогой, чует нестихающую боль, ищет ответа, но тревогой она выведена из спячки, болит оттого, что живо чувствует всё вокруг, а в поисках ответа напрягается, внутренне ликует силой, сосредоточенностью воли, яркой жаждой объять необъятное.
Именно такая атмосфера предстаёт перед нами в произведениях В. Железникова «Чучело».
У Лены Бессольцевой так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» (21 с. 148).
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.
Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы (4; с. 27).
В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.
Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания,она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.
проблема противостояния толпы и личности. Лена Бессольцева явно сохраняла свое человеческое достоинство до конца.