Характеристика типов отношений к занятиям спортом
При изучении и формировании спортивной мотивации предметом анализа тренера, психолога должны стать такие компоненты мотивационнойсферы спортсмена,как его мотивы, цели, эмоции, умение учиться спортивному искусству.
Рассмотрим характеристику типов отношения к спортивной деятельности.
Опытный тренер, умеющий целостно воспринимать своего ученика, мысленно сопоставляет его спортивную мотивацию с тем, как умеет этот ученик учиться спортивному мастерству. Тренер подмечает, что интерес к занятиям, возникнув без опоры на прочные знания, умения и навыки в тренировочной работе, угасает. Успешное выполнение учебных заданий за счёт владенияумением учиться выступает сильно действующим мотивирующим фактором.
У юных спортсменов следует выделять ступени включенности занимающихся в процессе занятий. Ступени включенности характеризуются общим отношением к занятиям, которое фиксируется по следующим признакам: посещаемость тренировочных занятий; общая активность на занятиях; ответственное выполнение заданий тренера; отсутствие отвлечения; широта и устойчивость интересов к разным сторонам спортивной деятельности.
За каждой из ступеней включенности занимающихся в спортивную деятельность лежат разные мотивы, цели занятий спортом. В этой связи следующим шагом исследования и формирования мотивации спортивной деятельности должно быть проникновение в сущность того, что побуждает спортсменов к занятиям, какие цели они ставят перед собой и как их реализуют.
Каждой из ступеней включенности в учебно-тренировочный процесс соответствует тотили иной уровень умения учиться спортивному мастерству, овладевать техникой и тактикой. Тренеру важно определить этот уровень умения учиться, чтобы понять причину техили иных мотивационных установок, барьеров, ухода от трудностей, потерю интереса, ухода из спорта.
Выделяются следующие типы отношений к занятиям спортом (Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, 2000): отрицательное; безразличное; положительное (аморфное); положительное (активно-действенное). Из приведённых типов отношений четвёртый тип имеет самый наименьший процент от общего числа 12 %. В то же время он считается самым действенным типом с выраженной устойчивой мотивацией спортивной деятельности, обусловливающей результативность. Наибольший процент отсева (прекращение занятий спортом) отмечается в группах с первым (35 %) и вторым (27 %) уровнем включённости в занятия.
Поскольку самый оптимальный тип отношений – четвёртый, а остальные типы мало результативны и характеризуют неразвитую спортивную мотивацию, то вся работа по формированию мотивации спортивной деятельности юных спортсменов должна предусматривать перевод их с отрицательного, безразличного и положительного аморфного типов на положительное (активно-действенное).
При управлении формированием спортивной мотивации важно знать степень ее выраженности у спортсмена, которая может быть определена с помощью следующей формулы:
М = Дп + Мп + И/7 + У/2 + В, где
М – сила мотивации, Дп – ориентация на удовлетворение духовных потребностей, Мп – ориентация на удовлетворение материальных потребностей, И – устойчивость интереса к спорту, У – устремление к достижению успеха, В – вероятность (степень) достижения успеха.
Измерив каждый составляющий компонент мотивации по имеющимся в литературе методикам, можно судить о силе мотивации спортсмена.
Темы рефератов
1 Мотивация как психолого-педагогическая проблема.
2 Решение проблемы мотивации в спорте.
3 Возникновение и формирование спортивной мотивации.
4 Формирование мотивации к конкретному виду спорта.
Литература
1 Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. – Омск : СибГАФК, 2000.
2 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2000.
3 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.
4 Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. – М. : Физкультура и спорт, 1984.
5 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.
6 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М., 1986.