Расчет экономической эффективности от введения комплекса мероприятий по эффективному использованию персонала
Рассчитаем результирующие показатели экономической эффективности внедрения проекта. Таблица 22
Итоговые показатели эффективности проекта в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям»
№ п/п | Наименова ние показателя | Базовый период (2008 г.) | Разви тие персонала | Материальное стимулирование | Нематериальное стимулирование | Прогнозный период (2009 г.) | Отклонение | |
+/- | % | |||||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | 276 927 | +1 721 | +33 231 | +19 385 | 331 264 | +54 337 | +19,6 |
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. Из них: | 231 327 | +714 | +532 | - | 232 573 | +1 246 | +0,5 |
2.1. | Косвенные расходы, тыс. руб. | 15 020 | +714 | +532 | - | 16 266 | +1 246 | +8,3 |
2.2. | Прямые расходы на формирование туристских маршрутов, тыс. руб. | 216 307 | - | - | - | 216 307 | - | - |
3. | ФОТ менеджеров по туризму, руб. в месяц | 72 000 | - | +24 000 | - | 96 000 | +24 000 | +33 |
4. | Премиальный ФОТ менеджеров по туризму, руб. в месяц | 68 000 | - | +20 400 | - | 88 400 | +20 400 | +30 |
5. | Средний размер месячной оплаты труда менеджера по туризму, руб. | 5 833 | - | +1 850 | - | 7 683 | +1 850 | +32 |
6. | Производительность труда, тыс. руб./чел. | 4 327 | +27 | +519 | +303 | 5 176 | +849 | +19,6 |
7. | Валовая прибыль, тыс. руб. | 60 620 | +1 721 | +33 231 | - | 95 572 | +34 952 | +57,6 |
8. | Прибыль от реализации, тыс. руб. | 45 600 | +1 007 | +32 699 | +19 385 | 98 691 | +53 091 | +116,4 |
9. | Стоимость путевок, по которым поступили жалобы, тыс. руб. | 2 160 | - 864 | - 648 | - | -1 512 | -70 | |
10. | Чистая прибыль, тыс. руб. | 33 014 | +1 422 | +25 344 | +14 733 | 74 513 | +41 499 | +125,7 |
11. | Коэффициент текучести персонала, % | -10 | - | -15 | -25 | - |
Отсюда следует, что внедрение комплекса мероприятий по эффективному использованию персонала в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» позволит:
- повысить объем выручки от продажи туруслуг на 19,6% или на
54 337 000 руб.;
- увеличить полную себестоимость на 0,5% или на 1 246 000 руб.;
- повысить косвенные расходы на 8,3% или на 1 246 000 руб.;
-увеличить ФОТ менеджеров по туризму на 33% или 24 000 руб. в месяц;
- повысить премиальный ФОТ менеджеров по туризму на 30% или на 20 400 руб. в месяц;
- повысить среднемесячную оплату труда менеджера по туризму на 32% или 1 850 руб.;
- повысить производительность труда на 19,6% или на 849 000 руб.;
- увеличить валовую прибыль на 57,6% или 34 952 000 руб.;
- повысить прибыль от реализации на 116,4% или на 53 091 000 руб.;
- уменьшить стоимость путевок, по которым поступили жалобы клиентов, на 70% (на 1 512 000 руб.);
- увеличить чистую прибыль на 125,7% или на 41 499 000 руб.;
- снизить текучесть персонала на 25%.
Таким образом, экономический эффект (прирост чистой прибыли) проекта составит 41 499 000 руб. А затраты компании в результате проведения трех систем мероприятий должны составить: 714+682+135=1 531 тыс. руб. Все затраты компании являются текущими и направлены на непрерывное совершенствование уровня знаний персонала и его мотивацию, что в итоге должно привести к долгосрочному и постоянному эффекту.
Экономическую эффективность внедрения всего комплекса мероприятий можно рассчитать как отношение полученного эффекта (прирост прибыли) к затраченным ресурсам в стоимостном измерении [11, c. 37]:
, где (14)
Кэ – показатель экономической эффективности;
И – издержки на проведение комплекса мероприятий.
В таком случае, экономическая эффективность от реализации проекта равна:
Таким образом, ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» в результате внедрения проекта получит 27,1 рубля на каждый вложенный рубль.
В итоге, организация не только увеличит прибыль от реализации на 53 091 000 руб. (или на 116,4%), а чистую прибыл на 41 499 000 руб. (или на 125,7%), но и снизит, таким образом, свои убытки от некачественного обслуживания с 2 160 000 руб. за 2008 год до 648 000 руб. (2009 г.), то есть на 1 512 000 руб. или на 70%.
Основные технико-экономические показатели проекта представлены ниже:
Таблица 23
Основные технико-экономические показатели эффективности проекта
№ п/п | Наименование показателя | Базовый период (2008 г.) | Прогнозный период (2009 г.) | Абсолютный прирост (+/-) | Темп прироста (%) |
А | Б | ||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | 276 927 | 331 264 | +54 337 | +19,6 |
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. Из них: | 231 327 | 232 573 | +1 246 | +0,5 |
2.1. | Косвенные расходы, тыс. руб. | 15 020 | 16 266 | +1 246 | +8,3 |
2.2. | Прямые расходы на формирование туристских маршрутов, тыс. руб. | 216 307 | 216 307 | - | - |
3. | Общая численность персонала в структурных подразделениях, занимающихся туризмом, чел. | - | - | ||
4. | Численность менеджеров по туризму, чел. | - | - | ||
5. | ФОТ менеджеров по туризму, руб. в месяц | 72 000 | 96 000 | +24 000 | +33 |
6. | Премиальный ФОТ менеджеров по туризму, руб. в месяц | 68 000 | 88 400 | +20 400 | +30 |
7. | Средний размер месячной оплаты труда на человека, руб. (стр. 5+стр. 6)/стр. 4 | 5 833 | 7 683 | +1 850 | +32 |
8. | Производительность труда, тыс. руб./чел.(стр.1/стр.3) | 4 327 | 5 176 | +849 | +19,6 |
9. | Валовая прибыль, тыс. руб.(стр.1-стр.2.2.) | 60 620 | 95 572 | +34 952 | +57,6 |
10. | Прибыль от реализации, тыс. руб.(стр.1-стр.2) | 45 600 | 98 691 | +53 091 | +116,4 |
11. | Стоимость путевок, по которым поступили жалобы, тыс. руб. | 2 160 | -1 512 | -70 | |
12. | Среднегодовая цена турпутевки, руб. | 10 068 | 10 068 | - | - |
13. | Количество некачественно обслуженных клиентов, чел. (стр.11/стр.12) | -150 | -70 | ||
14. | Чистая прибыль, тыс. руб. [(стр.10-стр.11)-(стр.10-стр.11)*0,24] | 33 014 | 74 513 | +41 499 | +125,7 |
15. | Коэффициент текучести персонала, % | -25 | - | ||
16. | Рентабельность продаж, %(стр. 10/стр. 1) | 16,5 | 29,8 | +13,3 | - |
17. | Рентабельность производственной деятельности или окупаемость издержек, %(стр.9/стр.2) | 26,2 | 41,1 | +14,9 | - |
18. | Экономический эффект, тыс. руб. (стр.14.2 - стр.14.1) | - | 41 499 | - | - |
19. | Экономическая эффективность, руб. | - | 27,1 | - | - |
Таким образом, в результате осуществления предлагаемого проекта ОАО «Совет по туризму и экскурсиям», достигнет своей основной цели – повышения качества услуг (на 70%), то есть снижения количества некачественно обслуженных клиентов на 70%, увеличив при этом объем продаж до 331 264 000 руб. (на 19,6%) и снизив текучесть персонала на 25%. Рентабельность продаж организации увеличится до 29,8%, а рентабельность производственной деятельности (или издержек) возрастет до 41,1%. Следовательно, предлагаемый проект экономически эффективен.
[1] Обучение директоров и начальников отделов в предлагаемом проекте не происходит, т.к. реформируется система обслуживания только среди специалистов по туризму среднего звена, где большее количество жалоб и повышенная текучесть персонала.
[2] Речь идет о ФОТ только менеджеров по туризму, от чьих успехов напрямую зависит объем реализации услуг. По оценкам специалистов структурных подразделений, занимающихся туризмом, их 24 человека.