Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития
Психология развития – занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека.
Результатом развития являются изменения. Виды изменений:
1) анатомо-физиологические ( развитие тех органов и систем, которые более связаны с ходом психического развития – нервная система, опорно-двигательная система, половая система)
2) когнитивные ( ощущения, восприятия, памяти и т. д)
3) личностные ( темперамент, характер, воля, эмоции, самосознание)
4) социальные ( изменения в общении, поведении)
Цели изучения развития:
1) определение универсальных изменений ( присущи всем людям). Для определения того, что является нормой определенного периода. Пример: ребенок должен заговорить к 2 годам.
2) определение индивидуальных различий в рамках нормы психического развития (указывает, что нет абсолютно одинаковых людей)
Структура психологии развития: (состоит из разделов)
- пренатальная психология – изучает развитие человека от зачатия до рождения.
- детская –от рождения до 10-11 лет.
- подростково-юношеского возраста – от 10-11-лет до 18-20.
- зрелости (акмеология) – от 18-20 до 60 лет,
- пожилого и старческого возраста –от 60 и до смерти.
Психология развития- процесс, который идёт одновременно в двух направлениях эволюции (улучшение) и энволюции (ухудшение).
Междисциплинарные связи психологии развития
Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:
1) генетикой, анатомией и физиологией развития; эти науки помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного развития. Особый интерес имеет развитие ЦНС, органов чувств и эндокринных желез;
2) социологией и социальными дисциплинами. имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, социально-экономических условий развития.
3) психологические дисциплины: общая психология, позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, воли; психология творчества , помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; педагогическая психология, позволяет правильно обучать и воспитывать; психодиагностика идёт с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития.
4) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных). Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида. Так же ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, очень важна для понимания человеческого развития.
5) культурной антропологией и этнологией, которые изучают межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;
Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
Развитие– изменение, образующее ветвящейся процесс содержащий с одной стороны – узлы качественных изменений, приемственно следующих друг за другом, а с другой- линии количественных изменений, соединяющие узлы между собой.
Изменения, в процессе развития, могут быть:
1) количественными(объем памяти) и качественными(когда появляются новые свойства),
2) непрерывными, скачкообразными,
3) универсальными (присущи всем людям) и индивидуальными,
4) целенаправленными и ненаправленными,
5) прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными)
6) обратимые (однажды возникнув могут исчезнуть. Пример: знания) и необратимые (сохраняются на всю жизнь. Пример: речь)
7) биологические (пример рост) и социальные( пример: язык на котором мы разговариваем)
Развитие - это общий процесс, и его характеризуют механизмы развития. И эти механизмы могут быть описаны в таких категориях как:
1) Рост (это количественные изменения)
2) Созревание – процесс, регулируемый внутренними факторами. Направленный на изменения биологических органов и систем человека, участвующих в тех системах, которые участвуют в психических изменениях.
Факторы: необратимость многих изменений, нагоняемость (если развитие тормозилось, то при таком факторе происходит нагоняемость); возникновение изменений в строго определенном возрасте, протекание процессов развития в одной и той же последовательности у разных людей.
Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов психического развития и одновременно ограничивают влияния социального фактора.
3) Научение – процесс усвоения определенных знаний и моделей поведения. Для научения необходимо наличие определенного образца учитель-ученик.
4) Дифференциация – когда некая общая структура начинает дробиться на мелкие дробные части, и в результате чего возникают новые свойства психических процессов, появляются новые виды. Интеграция – это обратный процесс дифференциации.
5) Запечатление - механизм непроизвольного, неконтролируемого сознанием усвоения знаний и поведения. Пример: наличие речи в раннем возрасте, запечатление родительской модели поведения.
6) Социализация – процесс усвоения общественных или социальных норм, ценностей, правил. В понятии социализации выделяют две стороны. Первая — это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая — социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам.
7) Индивидуализация - процесс поиска личностью своей непохожестью, по сравнению с другими людьми.