Цель, общие закономерности и принципы воспитания
Сущность воспитательной системы определяют ее цели, содержание и принципы деятельности. Цель воспитания и его принципы – это стратегия. Методы, приемы, функциональные обязанности участников – это тактика воспитания. Организация и формы управления воспитательным процессом – технология. Все это вместе составляет систему воспитания. Единство и целостность воспитательной системы обеспечивается взаимосвязанностью и соответствием друг другу ее элементов. Воспитание, как любая педагогическая деятельность, строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель и задачи и выполняет конкретные воспитательные функции.
Цель воспитания: формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.
Воспитание студентов как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам.
Категория «закономерности воспитания» не разработана на теоретическом уровне. Среди исследователей нет единства в дифференциации понятий «закономерности» – «принципы» воспитания. Наиболее подробно этот вопрос исследован и освещен Р. С. Пионовой, которая определяет закономерности воспитания – как важные устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.
Общие закономерности воспитания:
· цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями;
· развитие человека и формирование его личности происходит неравномерно, что связано с рассогласованностью вербальных, сенсорных и двигательных процессов;
· воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности;
· эффективность воспитания зависит от оптимальной организации деятельности и общения молодежи;
· действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности;
· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.
Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.
Вместе с тем принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И естественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Таким образом, принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания, его направление, содержание, выбор методов, средств и форм.
Приоритетными принципамивоспитания в современных условиях являются:
принцип научностикак опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
принцип природосообразности,определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
принцип культуросообразности,проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
принцип ненасилия и толерантностипредполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
принцип связи воспитания с жизньюпроявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
принцип открытости воспитательных системпредполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;
принцип вариативности деятельности,соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям;
принцип эстетизациижизнедеятельности [101].