Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов)
Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. взаимодействии.
Коммуникативный актор – социальный субъект вступивший в коммуникативное взаимодействие.
Критерии типологии:
- Характер включения психики психики субъекта (интенциональное/неинтенциональное)
- Тип сообщения (вербальное/невербальное)
Типы КДИ:
- Интенциональное вербальное
- Интенциональное невербальное
- Неинтенциональное вербальное
- Неинтенциональное невербальное
Типы КДП:
- Осознанное
- Неосознанное
Под коммуникативным актом понимают единицу коммуникативного взаимодействия, однократное целостное и завершенное взаимодействие в ходе которого применительно к одному целостному завершенному дискретному сообщению совершились акты его отправления и передачи.
КДИ | КДП | ||
Неосознанное КДП | Осознанное КДП | ||
Неинтенциональное | Невербальное НКДИ | 1)неинтенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт | 2)неинтенциональный невербальный сознательный к-тивный акт |
Вербальное НКДИ | 3)неинтенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт | 4)неинтенциональный вербальный сознательный к-тивный акт | |
интенциональное | Невербальное ИКДИ | 5)интенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт | 6) интенциональный невербальный сознательный к-тивный акт |
Вербальное ИКДИ | 7)интенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт | 8) интенциональный вербальный сознательный к-тивный акт |
Примеры:
1) Ненамеренное использование жестов и неосознанное восприятие
2) Неосознанное верчение предмета в руках партнера говорит о его неуверенности
3) Гипноз
4) Иностранец приехал в Россию но акцент выдает его
5) Сознательное использование специальных жестов при флирте
6) Наступание на ногу партнеру во время переговоров
7) Гипноз
8) Чтение лекции
_________________________
Понятие и типология коммуникативного действия.
Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б. : а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. – вербальное (сообщение исходит сознательно). б) интенц. – неверб. (сообщение в невербальной форме). в) неинтенц. – верб. (не сознательно в вербальной форме). г) неинтенц. – неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное.
Процессно-информационные модели коммуникации
Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов
Источник S выбирает из пространства информационных выборов, характеризующихся энтропией Е, одно из сообщений для передачи получателю R. Сообщение кодируется и превращается в кодированное сообщение, поступающее на вход передатчика TR. Передатчик преобразует закодированное сообщение в форму удобную для передачи – сигнал М. Этот сигнал по каналу СН поступает на вход приемника R1. Приемник преобразует сигнал в принятое сообщение, обеспечивает декодирование сигнала и декодированный сигнал поступает к R2.
Цель S: снижение неопределенности R2 в части имеющегося у него уровня неизвестности относительно пространства информационных выборов Е.
Е (пространство информационных выборов) в данной модели связано с понятием энтропии.
Ш-В исходили из того, что и S, и R известен полный максимальный набор информационных выборов или сообщений, из которых S выбирает одно для передачи.
Информационная наполненность сообщения состоит в том, какой из возможных выборов совершит S.
Данный тип модели применим как к техническим, так и к соц. комм-м.
Применительно к простейшему техническому взаим-ю (лекция),
- источником выступает мозг S
- передатчиком – голосовые связи S
- сигнал – звуковая волна
- канал – воздух
- приемник – слух аппарат R
- декодирование – мозг R
Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.
Ш-В первым предложили классическую классификациюкоммуникат. шумов.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.
Виды шумов по Ш-В:
- Механические. Мех.шум N2 (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)
- Семантические. Сем.шумы N1,N3 – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах S и R.
Семантический шум (N1) возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе S.
Семантический шум N1 менее опасен, чем шум N3.
Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.
Замечания по модели Ш-В:
1) Ш-В, опираясь на энтропийную модель, предложили математическую формулу для оценки кач-ва комм-ии
Идеальная комм-я, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.
Основные достоинства модели Ш-В:
- Авторы модели первыми разделили в субъектном плане S и передатчик, приемник и R. Это позволило более точно определить причины и факторы потери информации и ухудшения комм-ии.
- Предложенные Ш-В классификации коммуникативных шумов универсальны и используются в остальных моделях описания комм-ии
- Модель позволяет количественно рассчитать параметры эффект-ти взаим-я и выявить те элементы процесса коммуникации, которые наиболее сильно влияют на потерю информации
- Авторы модели предложили формулу избыточности сообщения как универсальный рецепт компенсации потери информации
Основные недостатки модели Ш-В:
- Ш-В понимали коммуникацию исключительно в количественном плане. Содержанию сообщений они уделяли малое внимание => оценка качества коммуникации получалась крайне ограниченной.
- Модель Ш-В носит исключительно односторонний хар-р, коммуникация не рассматривается как комплексный двухсторонний процесс
- В модели не предусмотрены воз-ти обратной связи, обратного влияния R на S.
Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.
Эта модель является развитием модели Ньюкомба и описывает и межличностную, и межгрупповую, и массовую ком-цию. Более того, именно эта модель сумела показать функциональность массовой ком-ции.
Модель показывает каким образом субъект В способен удовлетворить свою потребность в ориентации в отношении совокупности внешних для него объектов О1,О2,О3…Оn. Согласно концепции В. и М.все эти объекты находятся в поле сенсорного восприятия субъекта В. Целью этого субъекта является выработка ориентации относительно этих объектов. Выберем произвольный объект О3 и рассмотрим возможные способы, посредством которых В удовлетворяет свою потребность в ориентации.
Простейший случай – пряма ком-ция, прямое взаимодействие, прямое наблюдение объекта О3. Это происходит по лини О3В.
В том случае если дуга О3В разорвана, прямое взаимодействие с объектом О3 невозможно и потребность в ориентации существует, возникает 2 возможных способа ее удовлетворения. Возникает потребность в дополнительном субъекте типа А. Этот субъект может быть назван очевидцем, субъектом непосредственной ком-ции с объектом. В результате выстраивается элементарный трегольник Ньюкомба О3-А-В. В рамках этого треугольника реализуются все аттитюдные отношения описанные в данной модели. При этом линия О3А обозначает прямое наблюдение очевидцем объекта О3; линия О3АВ – это ком-ция между субъектами А и В на предмет выработки ориентации В относительно О3.
В том случае, если дуга О3А или дуга О3АВ разомкнута, очевидцы недоступны, а потребность существует, формируется объективная необходимость в некоторых социальных субъектах 3 типа, субъектах С. У этих субъектов особая функция. Они появляются в мире только потому, что у большой массы субъектов В, потребителей информации принципиально разорваны дуги О3АВ, О3В и их ориентационные потребности не могут быть удовлетворены. Положение субъекта С между миром объектов и миром аудиторий, в более широком плане – между миром событий и миром людей. Удовлетворяет потребность мира людей в информации о мире событий. Субъект С – это медиа, как социальный субъект нового типа, чьей главной функцией является информационное посредничество, удовлетворение потребностей субъекта в ориентации. Медиа в широком плане – продукт распада традиционного общества и формирования современного мира.
Субъект С у В. и М. – информационный привратник. Важнейшая функция – превращение фактов в события, в новости, отбор фактов, формирование повестки дня. Для субъекта В информационный привратник формирует принципиально новый мир – мир новостей, который всегда отличается от мира фактов. Субъект С не только отбирает новости, но и отбирает субъектов типа А.
Таким образом, в современном мире массовая аудитория, потребители, субъекты В практически полностью зависят от медиа и их картины мира.
Важный элемент данной модели – система обратной связи Fba, Fca, Fbc. В. и М. одними из первых ввели фактор обратной связи как возможность влияния аудитории на источник. В модели обратной связью Fba обозначается прямой запрос на информацию со стороны аудитории к очевидцу. Обратная связь Fca – медийная связь, запрос со стороны медиа, журналистов СМИ к субъектам типа А. Обратная связь Fbc обозначает возможности влияния получателя, аудитории на медиа; эта связь принципиально важна, поскольку она символизирует отсутствие всесильности медиа и их безнаказанности. Аудитория по линии Fbc информирует медиа о своих запросах, а также способна прямо влиять на их политику.
Модель В. и М. объясняет внутренние механизмы ком-ции. Она описывает ком-тивное поведение социального субъекта и выходит на уровень объяснения социальной природы и происхождения МК. Она объясняет функции обратной связи в ком-тивных системах.
Модель социальной коммуникации Ньюкомба
В отличие от модели Ш. и В. данная модель настроена на то, чтобы показать какие факторы психологии субъектов побуждают их к вступлению в коммуникацию, как эта коммуникации возможна и каковы вероятные исходы и последствия.
2 субъекта А и В вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего для них объекта Х. Потребности в коммуникации у субъектов определяется их естественной потребностью в ориентации относительно Х или друг относительно друга. Это одна из базовых потребностей.
Модель Н. еще называют ориентационным коммуникационным треугольником.
Для того, чтобы психологически обосновать понятие ориентации, Н. воспользовался понятием аттитюд (в психологии – термин, обозначающий когнитивно обоснованную и аффективно поддержанную расположенность к оценке какого-либо объекта определенной полярности). Аттитюд бывает позитивным (симпатия к объекту и стремление к информации о нем)и негативным (антипатия к объекту и его избегание).
Категория симметрии. Симметрия в данной модели совпадает по направлению субъект-объектных аттитюдов у взаимодействующих субъектов.
Согласно гипотезе Н. к-тивная ситуация имеет исходное стремление к симметрии, т. е. субъекты вступающие в к-цию имплицитно или эксплицитно стремятся к выработке совпадения по направленности отношения к некоторому значимому для них объекту.
Стремление к симметрии в первичном коммуникативном акте обусловлено 2 значимыми социально-психологическими факторами. Во-первых, в симметричной ситуации общение является более эффективным, партнер по взаимодействию более предсказуем и это взаимодействие требует от субъекта меньших усилий по поддержке контакта. Во-вторых. Симметричная ком-ция создает психологически комфортное переживание.
Н. разработал детальную классификацию возможных исходов, результатов ком-тивного взаимодействия. Возможные исходы ком-ции:
1) Предельно симметричная ситуация. Предельное совпадение аттитюдов АХ и ВХ. Имеет место позитивное соотношение межсубъектных аттитюдов. К-ция приводит к еще большему закреплению симметричной ситуации – каждый из субъектов получает подкрепление своего отношения к объекту.
2) Предельно асимметричная ситуация. Имеет место как противостояние межличностных аттитюдов, так и противостояние субъект-объектных аттитюдов. В результате ком-ции каждый из аттитюдов получит свое подкрепление. Усиливается антипатия субъектов друг к другу. Получают свое подкрепление объектные аттитюды.
3)Условная асимметрия. Имеет место в том случае, когда АХ и ВХ до начала к-ции противоположны по направленности. При этом будем считать, что межсубъектные аттитюды АВ и ВА являются позитивными. Результат:
А)Переубеждение. В результате ком-ции один из субъектов меняет свой объектный аттитюд на противоположный. Сохраняются и укрепляются межсубъектные аттитюды.
Б)Псевдосимметрия 1. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов один из субъектов показывает другому, что его субъект-объектный аттитюд изменился на противоположный, но при этом реального изменения аттитюда не происходит (когнитивное искажение). Имеет место, когда для субъектов партнер по ком-ции более значим чем объект дискуссии.
В)Псевдосимметрия 2. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов какой-либо из субъектов либо каждый из них убеждает себя в том, что ему удалось изменить субъект-объектный аттитюд партнера по ком-ции. Это позволяет сохранить позитиные межсубъектные аттитюды, хотя реально никакого изменения отношений субъектов к объекту в этом взаимодействии не происходит. Такой эффект имеет место в ситуации относительно равной значимости для субъектов как объекта взаимодействия, так и партнера по взаимодействию.
4)Негативная симметрия. Каждый субъект сохраняет и укрепляет свое исходное отношение к объекту, но при этом происходит инверсия, смена направленности межсубъектных аттитюдов. Для субъектов объект взаимодействия более важен чем партер по взаимодействию.
5)Толерантное согласие с фактами асимметрии и противоречия оценок объекта без изменения межсубъектных аттитюдов. Редко встречается в межичностной ком-ции.
Модель Н. является значимой и полезной в силу того, что она отвечает на следующие вопросы:
1)Что порождает потребность в ком-ции? Отв.: необходимость выработки ориентации.
2)Какова исходная направленность любого ком-тивного взаимодействия? Отв.: стремление к симметрии.
Н. разворачивает и объясняет весь спектр возможных исходов ком-тивного взаимодействия в его психологическом измерении.
Слабые места модели: не объясняет внутренний механизм ком-ции. В ней есть только выходы и входы