Фрейминг
Основные труды в области фрейминга принадлежат Гейл Т.Фэрхерст. Фрейминг — это процесс управления смыслом информации путем отбора и освещения одних аспектов темы и исключения других. Когда мы сообщаем наши фреймы другим, мы управляем смыслом, потому что мы утверждаем, что наше толкование темы должно быть воспринято как «истинное » по сравнению с другими возможными объяснениями. Выбор вербальных фреймов для тех или иных фактов — это один из способов, которым лидеры влияют на восприятие смысла работниками и другими людьми. Фрейминг особенно важен, когда в организации происходят изменения, например сокращение штатов. Чтобы чувствовать себя увереннее в период изменений, члены организации пытаются понять, что принесут перемены каждому из них и как они повлияют на их работу в организации. От руководителей ожидают помощи членам группы в понимании того, что происходит и чем это чревато. Применяя фрейминг для объяснения смысла перемен, лидеры отбирают и освещают одни особенности перемен и преуменьшают значение других, как бы используя увеличительное стекло, с помощью которого члены организации могут лучше понять значение перемен. В книге Искусство фрейминга (в соавторстве с Робертом Сарром) Фэрхерст пишет, что лидеры используют пять языковых форм, или способов, для фрейминга информации:метафоры, жаргон или афоризмы, противопоставления, угол зрения и примеры. Так, например, другой угол зрения помогает рассмотреть изменение как с позитивной, так и с негативной стороны. Лидеры могут использовать позитивные стороны изменений, обращая внимание на то, что компания не будет настаивать на увольнениях, но будет использовать преждевременный уход на пенсию и естественный отток рабочих, снижая число работающих.
Фрейминг с помощью примеров делает изменения более реальными в глазах работающих. Так, можно подробно рассказать об успехе другой известной компании, которая использовала ту же самую стратегию.
Общение в рабочей группе является одним из главных факторов, обуславливающих эффективность деятельности этой группы. Оно протекает по сложным законам. Характер его протекания определяют следующие параметры:
- цели, качественный состав группы, сплоченность, правила и нормы, действующие в группе;
- стадия развития, на которой находится группа;
- формальной и неформальной структурой группы;
- система групповых ролей;
- процессы лидерства и руководства;
- средства воздействия на группу и др.
Руководители и менеджеры должны учитывать все эти параметры, для того чтобы обеспечить согласованную и качественную работы всех членов рабочей группы и организации в целом.