Глава 2. основные понятия менеджмента 3 страница
│ "бизнес" │ │ развитие │
└───────────────────────┬────┘ └─────┬─────────────────────────┘
┌────┴───────────────────────┴───────┐
│7. ...Умение добиваться поставленных│
│ целей, направляя труд, интеллект │
│ и мотивы поведения людей │
└────────────────────────────────────┘
1. Что такое менеджмент? Укажите номера верных определений этого понятия.
2. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся определения.
3. Объясните, в чем состоят сходства и различия понятий "менеджмент" и "управление".
Задание 2. Субъект и объект управления
Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?
1. Нарисуйте схему процесса управления, используя следующие элементы:
- ограничения и критерии эффективности управления;
- цель управления;
- субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);
- объект управления (организация, подразделение, сотрудник);
- обратная связь;
- управленческое воздействие;
- результат управления.
2. Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.
3. Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.
Задание 3. Менеджмент как наука, практика и искусство
А. Менеджмент часто называют наукой, практикой и искусством. Как вы думаете, почему? Запишите свои объяснения.
Б. В каких литературных произведениях, фильмах, мультфильмах, телепередачах и т.п. вы обнаруживали сюжеты и эпизоды, связанные с менеджментом? Перерисуйте и заполните следующую таблицу.
Источник | Название (автор) | Пояснения |
Книги | ||
Кинофильмы (мультфильмы) | ||
Телепередачи | ||
Другое | ||
Задание 4. Понятие "организация"
1. В самом общем случае организацией называют группу людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Как бы вы дополнили это определение?
2. Как вы понимаете следующее изречение? Перепишите его и сделайте краткий комментарий.
"Организацию трудно увидеть. Мы видим только то, что на поверхности: высокие здания, оборудованные компьютерами помещения, приветливых служащих, но в целом организация представляет собой нечто туманное и абстрактное".
Ричард Л. Дафт
Задание 5. Основные функции управления
Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу (см. пример).
Сфера деятельности | Основные функции менеджмента | ||||
Планирование | Организация | Мотивация | Контроль | Координация | |
Магазин (пример) | Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров | Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром | Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер-продавец - ст. продавец | Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж | Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком |
Автозавод | |||||
Университет | |||||
Ресторан | |||||
Спортивный комплекс | |||||
Другая организация |
Задание 6. Основные функции управления
Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов. Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании (см. ниже пример оформления). Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным.
Правильный порядок | Номер этапа по кейсу | Название этапа |
Этапы деятельности менеджмента компании "Альфа" при создании нового департамента:
а) формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.;
б) реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента;
в) выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций;
г) определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств, разработка методик эффективной работы департамента.
Задание 7. Система менеджмента в организации
1. Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления или исполнителю. Используйте следующие обозначения: Т - топ-менеджмент; С - средний уровень менеджмента; Н - низший уровень менеджмента; И - исполнители (работники) (см. ниже пример оформления).
Примеры должностей:
1. Заведующий кафедрой вуза.
2. Водитель.
3. Бригадир строительной бригады.
4. Ректор университета.
5. Продавец-консультант.
6. Начальник цеха автозавода.
7. Генеральный директор компании.
8. Заведующий отделом магазина.
9. Секретарь руководителя.
10. Директор магазина, входящего в торговую сеть.
11. Преподаватель вуза.
12. Директор департамента управления персоналом фабрики.
13. Старшая медсестра больницы.
Пример оформления ответа:
1 - Н;
2 - И
и т.п.
2. Используя интернет-сайты, журналы и др. источники, выберите в качестве примера какую-либо компанию. Приведите примеры названий должностей для трех уровней менеджмента этой компании (см. ниже пример оформления).
Наименование и сфера деятельности компании | Топ-менеджмент | Средний уровень | Первичный уровень |
Задание 8. Методы менеджмента
В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э), организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента (см. ниже пример оформления ответа).
Инструменты управления:
1. Приказы.
2. Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.
3. Убеждение.
4. Инструктажи.
5. Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.
6. Личный пример руководителя.
7. Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
8. Постановления руководства.
9. Внушение.
10. Команды.
11. Рекомендации.
12. Моральное поощрение.
13. Распоряжения.
14. Создание и поддержание благоприятного морального климата в коллективе.
Пример оформления ответа:
1 - О;
2 - С
и т.п.
Задание 9. Виды менеджмента
Существуют отраслевые (О) и функциональные (Ф) особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие - отраслевыми? (См. ниже пример оформления ответа.)
Виды менеджмента:
1. Управление персоналом.
2. Банковский менеджмент.
3. Стратегический менеджмент.
4. Менеджмент в торговле.
5. Управление финансами.
6. Менеджмент в сфере телевидения.
7. Менеджмент в гостиничном бизнесе.
8. Управление проектами.
9. Менеджмент в социальной сфере.
10. Информационный менеджмент.
11. Менеджмент в ресторанном бизнесе.
12. Спортивный менеджмент.
13. Управление производством.
14. Менеджмент в девелопменте (строительстве).
15. Инновационный менеджмент.
Пример оформления ответа:
1 - Ф;
2 - О
и т.п.
Задание 10. Виды менеджмента
Другой подход к классификации видов менеджмента позволяет выделить стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Объясните особенности каждого из этих трех видов менеджмента. Приведите примеры решений, принимаемых менеджерами на каждом уровне.
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Первое условие для того, чтобы стать великим менеджером,
заключается в наличии здравого смысла, который,
к сожалению, есть не у многих.
Дж.Блэр
- Профессия - менеджер
- Компетенции и имидж менеджеров
- Роли менеджеров
- Национальные особенности менеджмента
3.1. Профессия - менеджер
Кто же такие менеджеры и чем они занимаются? Мы уже частично ответили на эти вопросы в предыдущих главах. Рассмотрим более подробно содержание и особенности работы менеджеров.
Как ни удивительно, но и в наши дни встречаются люди (даже имеющие хорошее образование и большой жизненный опыт), которые не совсем верно понимают содержание профессии менеджера. Некоторые полагают, что менеджмент - это "что-то связанное с бизнесом...", другие, что это "примерно то же самое, что и предпринимательство...". Есть те, кто уверен, что "менеджмент - это торговля", а менеджером можно называть "любого продавца-консультанта в белой рубашке с галстуком и приветливой улыбкой на лице". Так ли это на самом деле? Разумеется, нет.
Как вы знаете, менеджером можно называть подготовленного наемного специалиста, занятого профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления какой-либо организации. При этом он должен обладать специальными компетенциями и быть наделенным властными полномочиями.
Слова "профессиональная управленческая деятельность" применительно к менеджеру означают, что он занимает в организации одну из руководящих должностей. Слово "менеджер" в большинстве случаев является обобщенным названием всех руководителей в организации: и генеральный директор компании, и директор департамента, и начальник отдела - все они менеджеры. Однако слово "менеджер" может также означать и название конкретной должности, например "менеджер по продажам", "менеджер по персоналу", "менеджер гостиницы" и т.п.
Фраза "наделенный властными полномочиями" означает, что менеджер - это особый тип специалиста, работающего в организации. От других сотрудников его отличает наличие определенной власти над другими людьми - исполнителями. В пределах данных ему полномочий менеджер имеет право отдавать распоряжения подчиненным сотрудникам, требовать точного исполнения заданий, контролировать работу, поощрять подчиненных и накладывать взыскания. Властные полномочия менеджера являются необходимым инструментом его профессиональной деятельности. Как видно из приведенных выше рассуждений, одним из наиболее близких русскоязычных синонимов слову менеджер является слово руководитель. Правда, иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении, но и в этом случае ему дается право планировать и координировать деятельность других людей, принимать решения и контролировать работу людей, а также производственные, коммерческие и иные процессы.
Слово "наемный" в определении профессии менеджера указывает на то, что его нанимают на работу в организацию для осуществления управленческой деятельности. Кто же нанимает менеджера?
В условиях рыночной экономики любая организация, компания, фирма имеет своего владельца (собственника). Собственником (собственниками) организации могут быть: единоличный предприниматель, создавший эту организацию; несколько учредителей, основавших, например, общество с ограниченной ответственностью; акционеры, являющиеся держателями акций акционерного общества; государство, владеющее государственным унитарным предприятием <1>. В ряде случаев собственники не могут сами эффективно управлять своими предприятиями, и для этого создается аппарат управления - система менеджмента организации. Другими словами, менеджеров нанимают на работу в компанию ее собственники или от имени собственников.
--------------------------------
<1> Различные организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций вы будете изучать в ч. II учебника.
Иногда люди, далекие от бизнеса и менеджмента, полагают, что понятия "предприниматель" и "менеджер" являются синонимами. На самом деле это не так. Ведь предпринимателем называют человека, который создает предприятие, вкладывая в него свои сбережения, отдавая этому делу все свои силы и время. Основная задача предпринимателя - получение прибыли в результате ведения хозяйственной деятельности. При этом он понимает, что идет на определенный риск - не получить желаемого результата.
Говорят гуру... Как бы ни был талантлив предприниматель, он, как правило, нуждается в профессиональных менеджерах, знающих и умеющих то, что не под силу ему самому.
Ю.Рубин
Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Однако и сами предприниматели (собственники предприятий) часто тоже занимаются управлением своими компаниями. Так, например, предприниматель, открывший кафе, магазин или туристическую фирму, будет сам какое-то время управлять предприятием. По мере роста фирмы сложность и трудоемкость управленческой деятельности заставят его нанять профессиональных управляющих - менеджеров. Часто владельцы крупных фирм, имеющие большой штат менеджеров, все же продолжают управлять своими предприятиями, оставляя за собой такие должности, как генеральный директор или президент компании.
Особенности совместной работы наемных менеджеров и предпринимателей заставляют последних решать три сложные взаимосвязанные задачи:
1. Формирование квалифицированной команды менеджеров, способной со временем принять на себя достаточно масштабные задачи.
2. Сохранение за собой инициативы по выдвижению стратегических целей.
3. Согласование собственных интересов с интересами менеджеров.
Признаком цивилизованных деловых отношений между собственниками и менеджерами компании является заключение так называемого менеджерского договора (контракта), в котором подробно описывается сфера деятельности менеджера, его права, обязанности, условия работы, принципы оплаты труда и многое другое.
Почти серьезно... Человек, который знает "как", всегда найдет работу, а человек, который знает "почему", будет его начальником.
Д.Рейвич
"Отец современного менеджмента" Питер Друкер так определял деятельность руководителя, управляющего организациями на рубеже XX и XXI вв.: "У менеджера две специфические задачи. Никто другой в организации их не решает. А если кто-то решает, значит, его тоже можно назвать менеджером. Перед менеджером стоит задача создания истинного целого, которое есть больше, чем сумма всех его частей, - производительной организации, представляющей собой нечто большее, нежели сумма вложенных в нее ресурсов... Вторая специфическая задача менеджера заключается в гармонизации каждого своего решения и действия с краткосрочными и долгосрочными планами предприятия. Принося в жертву хотя бы один из этих аспектов (краткосрочный или долгосрочный), менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предприятия" <1>.
--------------------------------
<1> Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в. / Пер. с англ. и ред. Н.М. Макаровой. М.: Вильямс, 2000.
3.2. Компетенции и имидж менеджеров
Еще в 1973 г. американский психолог Дэвид Мак-Клелланд заявил, что коэффициент интеллекта человека (IQ) далеко не всегда способен служить индикатором высокой эффективности его работы в конкретной сфере деятельности. И вместо коэффициента интеллекта он предложил оценивать сотрудников через так называемые компетенции. Что означает слово "компетенция"?
Компетенция (лат. competentia) - это:
1) круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом;
2) сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.
Примечание. Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская поговорка
Рассмотрим компетенции менеджеров. Для удобства разделим требования, предъявляемые к знаниям и умениям менеджера, на три категории.
1. Знания и умения в области теории и практики управления. Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически повышать квалификацию и профессиональную переподготовку.
Говорят гуру... Профессия руководителя включает и способность к смирению - пониманию того, что вы не знаете всего на свете <1>.
--------------------------------
<1> Крейнер С. Бизнес-путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента. СПб.: Крылов, 2004.
С.Крейнер
2. Способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми. Вспомните одно из определений менеджмента: "менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей". Это означает, что менеджер является связующим звеном между людьми, работающими в организации. Именно "через других людей" он добивается достижения поставленных целей. А это значит, что он должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за собой. Менеджер должен очень четко выражать свои мысли, но при этом не менее (а иногда - более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и слышать их. Способности к общению зависят от индивидуальных свойств человека, но их можно развить с помощью упражнений и на специальных тренингах.
Говорят гуру... Каждому менеджеру стоило бы начать с того, чтобы выяснить, сколько времени он тратит на размышления. А если недостаточно, то почему? Совсем текучка заела? А может быть, мы размышляем ради какой-то личной выгоды? Как все-таки изменить ситуацию? Некоторым придется изменить какие-то личные привычки. Другим может помочь только смягчение или снятие требования о непрерывной "занятости". Способность человека управлять своим временем очень хорошо характеризует его отношение к учебе <1>.
--------------------------------
<1> Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
П.Сенге
3. Понимание специфики работы своей организации. Менеджер должен обладать специальными знаниями в вопросах деятельности той организации, где он работает. Кроме того, он должен хорошо разбираться в вопросах развития отрасли экономики, в которой работает его компания, рынка, понимать запросы и предпочтения клиентов (покупателей) и т.п.
Почти серьезно... Если ты будешь упорно работать по восемь часов в день, то со временем станешь начальником и получишь право работать по двенадцать часов в день.
Афоризм
В 2006 г. российский журнал "Секрет фирмы" в N 37 опубликовал статью, в которой рассказывалось о том, что компания DeTech провела в России исследование и выявила двадцать компетенций успешных менеджеров среднего звена. По результатам исследований была построена модель "20 граней" (рис. 3.1).
Модель компетенций менеджера "20 граней" <1>
Рис. 3.1
--------------------------------
<1> В этой модели под мотивацией понимается мотивация самого менеджера, т.е. те качества и потребности, которые побуждают его быть эффективным руководителем.
Говорят гуру... Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором.
Г.Форд
Помимо соответствия общим требованиям, менеджер, как правило, выполняет свои обязанности в соответствии со специальным документом, называемым должностной инструкцией <2>. В должностных инструкциях подробно описывается, что должен знать тот или иной менеджер, за что он отвечает, какими обладает правами и т.п. Однако менеджмент - это сложная и творческая профессия, поэтому менеджерам различных уровней часто приходится не только руководствоваться формальными требованиями инструкций, но и полагаться на свою инициативу и креативность для достижения наилучшего результата.
--------------------------------
<2> Должностная инструкция - это документ, который четко определяет место и назначение конкретной должности в компании. В нем отражены такие важные вопросы, как требования, выдвигаемые к кандидатам на вакантные должности, должностные обязанности сотрудников, их права и ответственность.
Тем не менее знание и понимание своих обязанностей являются для менеджера обязательными условиями. Познакомьтесь с выдержками из должностных инструкций менеджеров разных уровней и сфер деятельности, обращая внимание на разделы "Должностные обязанности", "Права" и "Ответственность". Это поможет вам лучше понять масштаб деятельности менеджеров, необходимые компетенции, права и ответственность.
1. Должностная инструкция генерального директора предприятия (фрагмент).
Пример.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ
1. Общие положения
Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью компании в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом компании, внутренними нормативными документами, трудовым договором и настоящей Должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.
Генеральный директор относится к категории руководителей, назначается и освобождается от занимаемой должности общим собранием акционеров компании. Генеральный директор подчиняется непосредственно общему собранию акционеров и Совету Директоров компании. Генеральному директору непосредственно подчиняются исполнительный директор, заместитель генерального директора по развитию, контролер, юрист, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (отделов, филиалов), офис-менеджер.
Генеральному директору устанавливается ненормированный рабочий день.
В своей работе Генеральный директор руководствуется:
- требованиями действующего законодательства РФ;
- нормативными документами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и другими нормативными документами, регламентирующими работу с ценными бумагами;
- Уставом компании;
- требованиями общего собрания акционеров и Совета Директоров;
- настоящей Должностной инструкцией.
2. Функции
На Генерального директора возложены следующие функции:
- осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью компании в соответствии с Уставом;
- обеспечение соблюдения законности в деятельности компании;
- составление стратегических и текущих планов компании;
- выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров компании;
- организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании.
3. Обязанности
К непосредственным обязанностям Генерального директора относятся:
- осуществление руководства финансовой и хозяйственной (профессиональной) деятельностью компании, обеспечение выполнения компанией возложенных на нее задач, своевременного и единообразного выполнения нормативных актов законодательства РФ, правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, правил внутреннего документооборота и контроля, внутренних нормативных документов;
- обеспечение соблюдения законности в деятельности компании и осуществление хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений, обеспечение поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности;
- обеспечение выполнения всех лицензионных требований при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством РФ, организация подготовки соответствующих документов и осуществление всех необходимых действий для получения (продления) лицензии на осуществление уставной деятельности;
- организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании, направление их деятельности на развитие и совершенствование производимых работ и услуг с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы, увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг в соответствии с международными стандартами в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка;