Тарифно-квалификационная характеристика должности педагог-психолог
(Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 "Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) "Должности служащих для всех видов деятельности", выпуска 6 ЕКСД "Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке", выпуска 33 ЕКСД "Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием" и выпуска 21 ЕКСД "Должности служащих, занятых геодезией и картографией")
Согласно тарифно-квалификационной характеристике кдолжностным обязанностям психологаотносится:
ü Проведение регулярных массовых обследований с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.
ü Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.
ü Ведение консультационной работы.
ü Планирование и организация профориентационных исследований и проведение профконсультаций.
ü Забота о психическом здоровье личности, участие в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.
ü Проведение психопрофилактической работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказание помощи семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
ü Проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений.
ü Проведение работы по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
ü Участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.
ü Проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
ü Проведение научно-методической работы, включающей формирование банка данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики. Разработка и апробация новых диагностических и коррекционных методик и программ. Участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.
ü Участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
ü Взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов. Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.
Должен знать:
− законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;
− естественнонаучные основы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда;
− методологию и методы психологии, математической обработки данных, экспериментальную психологию;
− общую психодиагностику, общие тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;
− основы трудового законодательства;
− правила и нормы охраны труда.