Методики изучения внутрисемейных отношений 2 страница
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.
Признаки:
1) вербализация;
2) чрезмерная забота;
3) зависимость от семьи;
4) подавление воли;
5) ощущение самопожертвования;
6) опасение обидеть;
7) семейные конфликты;
8) раздражительность;
9) излишняя строгость; 10)исключение внутрисемейных влияний;
11) сверхавторитет родителей;
12) подавление агрессивности;
13) неудовлетворенность ролью хозяйки;
14) партнерские отношения;
15) развитие активности ребенка;
16) уклонение от конфликта;
17) безучастность мужа;
18) подавление сексуальности;
19) доминирование матери;
20) чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; 21)уравненные отношения;
22) стремление ускорить развитие ребенка; 23)несамостоятельность матери.
Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
1. ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. КООПЕРАЦИЯ — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Отражает форму и направление контроля за пове-
Глава 4. Методики изучения
Внутрисемейных отношений
дением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.
Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.
Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.
В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник».
На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.
Валидность опросника определялась методом известных групп.
По Т-критерию вычислялась дискриминатив-ность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались дискри-минативными, т. е. значимо различали выборки между собой.
Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей.
Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим вращением значимых факторов.
Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявились группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию.
Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от
трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем
достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15,
16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46,
47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,
48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28,
54, 61.
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1) отвержение;
2) социальная желательность;
3) симбиоз;
4) гиперсоциализация;
5) инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц про-центильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
ШКАЛА 1
«Сырой» балл | |||||||||
Процентиль-ный ранг | 0,63 | 3,79 | 12,02 | ||||||
«Сырой» балл | |||||||||
Процентиль-ный ранг | 31,0 | 53,79 | 68,35 | 77,21 | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 |
«Сырой» балл | |||||||||
Процентиль-ный ранг | 94,30 | 95,50 | 97,46 | 98,10 | 98,73 | 98,73 | 99,36 | ||
«Сырой» балл | |||||||||
Процентиль-ный ранг |
ШКАЛА
«Сырой» балл | ||||||||||
Процентильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,93 |
ШКАЛА
«Сырой» балл | ||||||||
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 |
ШКАЛА
«Сырой» балл | |||||||
Процентильный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,76 |
ШКАЛА
«Сырой» балл | ||||||||
Процентильный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,19 | 3,04 | 96,83 | 99,37 |
Часть 3. Общение, лидерство,
Межличностные отношения
МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:
1) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (матери, отецу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;
2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительности, отгороженности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:
а) отношение к матери;
б) отношение к отцу;
в) отношение к матери и отцу как семейной чете;
г) отношение к братьям и сестрам;
д) отношение к бабушке и дедушке;
е) отношение к другу;
ж)отношение к учителю;
з) любознательность, стремление к доминированию;
и) общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.
Ключ
№ | Название шкал | № заданий | Общее количество заданий |
Отношение к матери | 1—4, 8—15, 17— 19, 27, 38, 40—42 | ||
Отношение к отцу | 1—5, 8—15, 17—19, 37, 40—42 | ||
Отношение к матери и отцу как к родительской чете | 1—4, 6—8, 14, 17, 19 | ||
Отношение к братьям и сестрам | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8—19, 30, 40, 42 | ||
Отношение к бабушке и дедушке | 1, 4, 7—13, 17—19, 30, 40, 41 | ||
Отношение к другу (подруге) | 1, 4, 8—19, 25, 30,33—35,40 | ||
Отношение к авторитетному взрослому | 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28—30, 32, 40 | ||
Любознательность | 5, 22—24, 26, 28—32 | ||
Доминантность | 20—22, 39 | ||
Общительность | 16, 22—24 | ||
Закрытость, отгороженность | 9, 10, 14—17, 19, 22—24, 29, 30, 40—42 | ||
Социальная адекватность поведения | 9,25,28,32—38 |
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
Стимульный материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник).
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат | Папа и мама | |||
Сестра |
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Папа и мама | ||||
Дедушка и бабушка | ||||
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату. | ||||
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расска
жешь об этом?
Напиши ниже.
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крести
ком, где находишься ты?
9. Решено преподнести одному человеку сюрп
риз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть, тебе все равно?
Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколь
ко дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только
два свободных места: одно для тебя, второе для
другого человека.
Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Ко
му первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зуб
ному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16. Где ты на этот раз?
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
Подпиши, что это за люди. |
18. Тебе и некоторым другим дали подарки.
Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его месте?
А может быть, тебе все равно?
Напиши.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь
далеко от своих родных. По кому бы тосковал
сильнее всего?
Напиши ниже.
20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
21. С кем ты любишь играть:
1) с товарищами своего возраста;
2) младше себя;
3) старше себя.
Подчеркни один из возможных ответов.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине.
Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры.
Обозначь, где ты.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил
с ног. Что будешь делать:
1) будешь плакать;
2) пожалуешься учителю;
3) ударишь его;
4) сделаешь ему замечание;
5) не скажешь ничего.
Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он
что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишь
ся среди них.
Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме?
Мало?
Редко?
Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них
что-то объясняет. Ты находишься среди тех, кото
рые слушают. Обозначь, где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве.
Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
33. Один из товарищей смеется над тобой.
Что будешь делать:
1) будешь плакать;
2) пожмешь плечами;
3) сам будешь смеяться над ним;
4) будешь обзывать его, бить.
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим
другом.
Что сделаешь:
1) будешь плакать;
2) пожмешь плечами;
3) сам будешь смеяться над ним;
4) будешь обзывать его, бить.
Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения.
Что будешь делать:
1) плакать;
2) жаловаться;
3) кричать;
4) попытаешься отобрать;
5) начнешь его бить.
Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую
игру) и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен? Что будешь делать:
1) плакать;
2) продолжать играть дальше;
3) ничего не скажешь;
4) начнешь злиться.
Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять.
Что будешь делать:
1) ничего не ответишь;
2) надуешься;
3) начнешь плакать;
4) запротестуешь;
5) попробуешь пойти вопреки запрещению.
Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять.
Что будешь делать:
1) ничего не ответишь;
2) надуешься;
3) начнешь плакать;
4) запротестуешь;
5) попробуешь пойти вопреки запрещению.
Подчеркни один из ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за
классом. Способен ли ты выполнить поручение?
Напиши ниже.
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты. |
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей.
В кинотеатре много свободных мест. Где ты ся
дешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?