Учет типов темперамента в учебной и трудовой деятельности.
Флегматик.
У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакции они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших успехов.
Общаясь с флегматиками, нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований – ему надо дать некоторое время.
Флегматик с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.
Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, стимулируя их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
Меланхолик.
Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».
С меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований – совет, намек и т.п.
У меланхолика при публичном порицании начинает развиваться глубокая и длительная обида, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе.
Новая необычная ситуация меланхолика пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. Педагогу следует развивать в таких детях общительность, чувство коллективизма, воспитать чувство дружбы и товарищества.
Сангвиник.
Особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь ввиду, что сангвиникам часто недостает терпения и настойчивости – они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим.
Сангвиник легче воспринимает замечание в виде шутки.
Сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает.
Путем разумного воспитания можно помочь ребенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, научить его быть ответственным за свои обещания.
Холерик.
Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности.
С холериками предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований – совет, намек и т.п. Публичное порицание, да еще резким тоном, у холерика вызывает взрыв, агрессию.
От учеников педагог должен постоянно мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.
Задание 6: провести диагностику своего типа темперамента по Стреляу. Обработать результаты по ключу. Сделать выводы в письменном виде.
Психология характера.
Характер человека нельзя отождествлять с темпераментом, но в тоже время они тесно взаимосвязаны. Характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.
Характер - целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности. Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой – система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий.
В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, а в темпераменте со стороны своих динамических проявлений.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Основой формирования характера являются общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит в зависимости от:
· Условий жизни (мораль и ценностные ориентации окружения, общение, книги, радио, телевидение).
· Взаимоотношений в семье.: жесткий контроль – замкнутость, неуверенность, недоверчивость; снисходительности – несдержанность, нелюбознательность; доброжелательность – зрелость, уверенность, любознательность.
· Деятельность.
· Самовоспитание.
Период активного формирования и становления характера – от 2 до 10 лет.
Ранний возраст: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие.
Дошкольный возраст: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость.
Младший школьный возраст: оформление черт характера, проявляющихся в отношениях с людьми, частичное изменение черт характера.
Подростковый возраст: развитие и закрепление волевых черт.
Юность: формирование базовых, нравственных черт.
Структура характера.
Выделяют несколько групп черт характера:
Проявляющиеся в деятельности | По отношению к другим людям | По отношению к себе | По отношению к вещам |
Трудолюбие | Тактичность | Самокритичность | Щедрость |
Инициативность | Вежливость | Гордость | Бережливость |
Задание 7: продолжить таблицу, дописать в каждую группу по 10 черт характера.
Типы характера:
1 Гармонически целостный – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах.
2 Внутренне конфликтный, внешне адаптированный – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Он склонен к импульсивным действиям. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних перестроек, психологической защиты.
3 Конфликтный, с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны удовлетворяться без особых усилий.
4 Вариативный – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиции, беспринципности. Отсутствует устойчивый способ поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленичество. Происходит подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении целей, не имеют особых внутренних ограничений.
Черты характера:
1 Обусловленные отношением: к обществу, к себе, к труду, к продуктам труда и т. д.
2 Волевые: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность и т. д.
3 Эмоциональные: пониженная эмоциональность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т. д.
4 Интеллектуальные: теоретический или практический склад ума, гибкость и глубина интеллекта, любознательность, рассудительность и т. д.
Качества характера:
1 Целостность – устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков.
2 Сила – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей.
3 Твердость – сила характера в сочетании с принципиальностью.
4 Уравновешенность – ровность, сдержанность поведения, эмоционально – волевая устойчивость личности.
Определенные профессии накладывают отпечаток на человека, на его индивидуально-психологические свойства, на характер. Говорят о профессиональном характере врача, военнослужащего, художника, артиста.
Задание 8: Какие черты Вашего характера положительно и отрицательно скажутся на успешности профессиональной деятельности педагога? Обоснуйте свой ответ.
Эмоциональная сфера человека.
Эмоции (эмоциональные явления) – субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции возникают как непосредственная экстренная оценка уровня благополучия взаимодействия организма со средой. В критических ситуациях возникающие эмоции способны запустить энергетические механизмы поведения, которые помогут человеку отреагировать в этой ситуации определенным поведением. Н., эмоция страха, возникая в опасной ситуации, активизирует необходимые для борьбы с опасностью резервы организма (напряжение мышц, учащение дыхания и сердцебиения, повышение свертываемости крови на случай повреждений), т. е. происходит мобилизация потенциала внутренних органов и систем.
Функции эмоций:
- Сигнальная
- Регулирующая
- Коммуникативная
Классификация эмоций.
1 По знаку: отрицательные, положительные, амбивалентные эмоции.
2 По реакции организма: стенические (эмоции активности) и астенические (пассивности),
3 По степени осознанности: осознаваемые и неосознаваемые.
4 По потребностям различают:
Низшие эмоции – связанные с удовлетворением органических потребностей,
Высшие эмоции – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
5 По содержанию:
Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущения. Н., нам приятно прикосновение шелка, но вызывает отвращение скрежет металла по стеклу.
Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в среде. Н., Вы увидели красивого белого лебедя – возникает эмоциональный отклик на увиденное. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.
Настроение – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – общий тонус жизнедеятельности. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Наиболее высокий уровень активности под влиянием эмоций или чувств называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Эмоциональная устойчивость человека при различных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется – толерантность (от лат. tolerantia - терпение).
Высшие эмоции – чувства – эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Носят предметный характер, это всегда чувство к чему – то, к кому – то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.
Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация и т. д.
Стресс(от англ. Stress – напряжение) – нервно – психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из трудного или опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменениями (учащение пульса, повышение сопротивляемости кожи, покраснение кожи и т. д.), т. е. организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную ситуацию человек реагирует комплексом защитных реакций.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 – 1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно – защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:
1. Реакция тревоги – состоит из фазы шока и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.
2. Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма истощаются и наступает следующая фаза.
3. Истощение – зарождаются патологические дистрофические процессы.
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями каждого человека, развитостью его аварийно – защитных механизмов, его способностью к выживанию в тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности: интерналы – рассчитывающие только на себя, экстерналы – рассчитывающие преимущественно на помощь других людей.
Остро негативная форма стресса – дисстрес опасен для жизни, а при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы.
Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Н.,
1. Рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности.
2. Можно снизить психотравмирующее воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.
3. Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. Также это тренировка возможного преодоления негативных последствий.
Задание 9: описать стрессовую ситуацию и предложить конкретные пути развития устойчивости к стрессу (по группам).
Аффект(от лат affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активации импульсивных реакций. Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной деятельности и регуляции действий человека. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – потерей памяти.
Аффект может быть вызван любой сильной эмоцией – страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. д. В аффекте выделяют три стадии:
- Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
- Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
- Спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.
Существуют приемы преодоления аффекта:
- Усиление волевого контроля в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить.
- Произвольная задержка двигательных реакций.
- Изменение обстановки.
- Переключение на другую деятельность.
- Однако самое важное условие преодоления аффектов – моральные качества, их воспитание. Склонность к аффектам (неуравновешенность процессов возбуждения и торможения) может быть преодолена путем самоконтроля и самовоспитания.
Фрустрация– (от лат. frustration – неудача, обман) – отрицательно – эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.
Имеется несколько стратегий поведения в состоянии фрустрации:
- Преодоление
- Обход
- Замещение
- Препятствие остается.
Задание 10: выбрать отрывок из литературного текста, в котором описывается конфликтное эмоциональное состояние. Проанализировать:
1. Выберите небольшой отрывок из любого художественного произведения.
2. Сделайте ссылку (ФИО автора, название, место и год издания, номер страницы, с которой Вы цитируете текст).
3. Назовите конфликтное эмоциональное состояние, которое описывается в отрывке.
4. Определите и запишите признаки, по которым вы определили это эмоциональное состояние.
5. Как это состояние можно отрегулировать? Опишите конкретные приемы.