Средства гармонизации композиции
Симметрия и асимметрия
Симметрия( греч. Symmetria - соразмерность)
- простое и ясное средство композиции. Симметрия основана на подобии. Симметрия в композиции легко воспринимается, обеспечивает порядок и разнообразие.
Симметричная композиция
В пространстве
основными видами симметрии являются:
Зеркальная - относительно плоскости
Осевая (поворотная) - относительно оси
Центральная - относительно точки.
Шар (сфера) обладает наивысшей степенью симметрии, так как в его центре пересекается множество осей и плоскостей симметрии . Плоскостью симметрии шара является плоскость любого большого круга.
Круглый конус обладает осевой симметрией. Ось симметрии- ось конуса.
Прямая призма обладает зеркальной симметрией.
На плоскости
основными видами симметрии являются:
Осевая симметрия
Центральная симметрия
Осевая симметрия является зеркальной симметрией на плоскости , где ось симметрии есть пересечение плоскости фигуры.
Центральная симметрия является также поворотной симметрией относительно точки , которая является точкой пересечения поворотной оси и плоскости фигуры, перпендикулярной оси.
Симметрия
Виды симметрии | Зеркальная | Центральная | Поворотная |
В пространстве | Относительно плоскости | Относительно точки | Относительно оси |
На плоскости | Относительно оси | Относительно точки | |
На прямой | Относительно точки |
Другие существующие виды симметрии
Винтовая Лучевая Сетчатая
Бордюрная Скользящая
Различные виды симметрии обладают различным воздействием на человека:
зеркальная симметрия - равновесие и покой
винтовая симметрия-ощущение движения.
К статичной симметрии можно отнести все простые геометрические фигуры.
Спираль - динамичная симметрия.
Асимметрия
Асимметрия- зрительное равновесие неравных элементов композиции.
Обязательны ось равновесия и сбалансированность композиции.
Привязанные к осям графические элементы образуют сложные динамические группы, которые объединяются в общую композицию тем или иным способом. При этом на первый план выходит принцип динамики, контраста и активной ритмической организации композиции. Асимметрическая композиция предлагает динамично-эксцентричную систему, основанную на контрастах и равновесии.
Статика
Статика(греч.- statike)-состояние покоя или равновесия.
Геометрическая правильность в графической композиции воспринимается как статичность. Для усиления статичности используется правильный ритм.
Динамика
Динамика( греч.-dinamikos-сильный)-состояние движения, ход развития, изменения, действие .
Движение может носить различный характер: иметь спокойный ритм, гармоничные или дисгармоничные отношения, столкновения, пересечение форм. Динамичность одних форм может подчёркиваться статичностью других.
Диагональная композиция, контрасты – придают форме активность, динамику.
Геометрические фигуры, объединённые на плоскости в композицию, создают сложное подвижное равновесие, внутреннее напряжение, остроту контрастов. Такие композиции передают пластическую выразительность.
Динамическая композиция
Пропорции
Средства композиции-приёмы и методы для достижения гармонии художественного образа.
Пропорции (лат.proportio)-взаимосвязи частей и целого , выступающие в виде различных математических отношений ( арифметических , геометрических, иррациональных)
Пропорции- организация порядка элементов на основе определённого отношения размеров.
Пропорции в графическом дизайне - носители пространственных отношений, отчётливо проявляются при определении форматов, места различных выразительных элементов, полей, размеров изображения.
Напряженные отношения элементов в композиции угрожают гармонии, а вялые их сооотношения рождают однообразие.
Масштаб
Масштаб - единицы визуального измерения, с которыми соотносятся видимые величины.
Масштаб- характеристика значимости.
Контраст
Контраст (фр.contrast)-нарушение закономерностей по отношению к своему соседу, особая «заметность».
Композиционные контрасты разнообразны.
Сопоставление по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них.
Эффекты контрастов:
Пространство-предмет;
Объем-плоскость;
Тёмное - светлое;
Чёрное - белое;
Серое - цветное;
Плоскость-линия;
Вертикальное - горизонтальное;
Активное - пассивное;
Прямое - косое;
Статическое - динамическое;
Геометрическое – гармоническое ;
Симметрия-асимметрия;
Большое – малое ;
Линия-точка;
Мягкое - жесткое;
Открытое - закрытое (замкнутое);
Чёткое - неясное;
Гладкое - фактурное;
Неустойчивое - устойчивое;
Широкое - узкое;
Разнообразие композиционных контрастов способствует созданию активно-динамического ритма, эмоциональной окраски , смысловых и акцентирующих акцентов.
Контрасты бывают : по форме ,по размеру, по расположению ,по цвету, по фактуре.
Нюанс
Нюанс (фр.nuance)-нарушение закономерностей по отношению к своему соседствующему элементу с малым порогом различия.
Нюансные композиции мягкие, решаются по принципу подобия ( формы, изображения , манеры исполнения и т.д.)
Тождество - повторение
Ритм
Ритм (греч. rhytmos)- течение, движение.
Ритм-предпосылка всего живого, свойственная всему живому.
Ритм-средство создания композиции, её окраски и придания ей звучания.
В ритмах концентрируются или пересекаются различные категории композиции:
Масштабность, пропорциональность, масса, цветность, контраст, симметрия, временная и пространственная протяженность.
Существуют два типа ритма:
Активно-динамичный и пассивно-динамичный.
Активно-динамичные ритмы существуют в музыке, песне, танцах.
Пассивно-динамичные ритмы есть в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, графическом дизайне.
Ритм является раздражителем, который способствует заданному типу движения по форме, направляя и придавая ему определенный темп.
Ритм даёт возможность ощутить цельность художественной формы - соподчинение её элементов в границы, монолитность.
Динамика ритма - закономерное чередование однородных элементов. Их поступательное движение. Ритмические ряды не всегда и не все симметричны, но симметрия для ритма органична, и поэтому легко усваивается.
Симметрия гасит ритм . Закон симметрии- повторяемость по обеим сторонам оси.
Для закона симметрии, как и для закона чередования, характерна динамика ритма.
Асимметрия делает ритм сложным.
Простая форма ритма - простой повтор одинаковых элементов.
Сложная форма ритма проявляется тогда, когда модулем ритма, ритмическим акцентом становится сложная группа форм.
Ритм создаёт эмоциональный строй.
Он бывает мягким ,тёплым ,уравновешенным ,возбуждающим ,холодным ,жестким и т. д.
Форма и цвет
Цветовой образ формы - это сумма последовательных впечатлений.
Цвет в композиции выполняет три основные функции:
Коммуникативную (выделение ,различение ,объединение, разделение) познавательную(символическое цветовое кодирование)
Выразительную ( эмоциональное выражение чувств)
Цвет как средство художественной выразительности формы помогает передавать отношение к её содержанию.
Функции, смысл и значение цвета подчиняются объективным законам информации.
В дизайне широко используют контрастные цвета для обозначения противоположных значений.
Объединение элементов формы может осуществляться одним цветом или группой цветов.
Обогащение смыслового образа цветовыми контрастами и нюансными отношениями - выразительное средство композиции. По физическому состоянию цвет- составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов: спектрального излучения(прохождение его сквозь призму) и отражения от предметной поверхности. Эти факторы( излучение и отражение)предопределяют образование двух основных видов цветов. Первый вид -излучаемые(невещественные) и отражаемые ( вещественные).Отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на хроматические и ахроматические.
К ахроматическим относятся белый и чёрный, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. К хроматическим относятся чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света, проходящего через светопреломляющую призму
1.Хроматические цвета разделяются поцветовому тону.
Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета:
желтый, красный, синий.
При своём упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в порядке , соответствующем их физическому расположению в спектральном ряде ( как ,например, в радуге).
2.Второе важное композиционное свойство хроматического , как и ахроматического, цвета-
светлота.
Она означает степень присутствия в нём белого и чёрного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или тёмным .Его крайние состояния- собственно белый и чёрный цвета.
3.Третье основное свойство цвета –насыщенность .
Она определяется, как отношение хроматического (спектрального)цвета к серому цвету .Чем «чище», заметнее хроматический цвет на фоне серого, тем он насыщеннее .В композициях в целях достижения большего единства используются , как правило ,цвета одной степени насыщенности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая ,сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета по нескольким свойствам, например по светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по светлоте и насыщенности выражается понятием контрастности.
Все основные художественные возможности цвета проявляются в семи типах цветовых контрастов.
1.Контраст по цвету
2.Контраст светлого и тёмного
3.Контраст холодного и тёплого
4.Конраст дополнительных цветов
5.Симультантный контраст
6.Контраст по насыщенности
7.Контраст по площади цветовых пятен
1.Контраст по цвету –самый простой из семи ,так же как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы ,решительности.
Контраст светлого и тёмного это контраст света и тени.
2.Контраст холодного и тёплого может быть представлен в таких сопоставлениях:
Холодный- тёплый
Теневой -солнечный
Прозрачный -непрозрачный
Успокаивающий -возбуждающий
Жидкий -густой
Воздушный -земной
Далёкий -близкий
Лёгкий -тяжелый ,
Влажный -сухой
3.Контраст холодного и тёплого можно считать самым « звучащим» цветовым контрастом .
4 .Контраст дополнительных цветов образуют следующие пары :
Желтый - фиолетовый
Желто-оранжевый ; сине-фиолетовый
Оранжевый - синий
Красно-оранжевый: сине-зелёный
Красный - зелёный
Красно-фиолетовый: желто-зелёный
5.Симультантный контраст
обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого либо цвета тот час же требует появления его дополнительного цвета .и если такового нет, то симультантно , то есть одновременно порождает его сам. Симультантно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.
Контраст по насыщенности
это противоположность между цветами насыщенными , чистыми и блёклыми ,приглушенными.