Зрелый Диккенс: творчество Диккенса 1850-х годов
«Большие надежды»(1860-1861)-
один из лучших романов писателя. Роман, в котором будут продолжены предыдущие темы и проблемы Диккенса, представлены излюбленные типы его произведений, но мастерство зрелого писателя придаст произведению новое звучание.
Жанровое своеобразие романа: это и роман воспитания, и сенсационный роман, и в определенной форме детективный, и в нем можно даже увидеть элементы сказки.
Главный герой романа – сирота Филип Пиррип, который проходит через весь роман со своим домашним именем Пип. Он воспитывается в доме своей сестры миссис Джо (по имени мужа), которая предстает перед нами как женщина неласковая. Учитывая представления автора о матери, можно было бы сказать, что его сестра – жестокая мать.
В чем глубина этого романа? На все в жизни автор смотрит уже другими глазами. Диккенс был непревзойденным знатоком человеческого характера. Посмотрим внимательно на историю жизни миссис Джо. После смерти родителей она, молодая девушка, осталась на руках с маленьким Пипом. Но она не отдала его ни в работный дом, ни в приют. Тем самым она усугубила свое положение: на руках ребенок и, более того, сестра Пипа внешне она была очень непривлекательна. За Джо она вышла, как можно предположить, не по любви, а потому, что он готов был жениться на ней с ребенком.
Джо она считала человеком слабым и неинтересным. Но всегда заботилась о своих мужчинах. Ее знаменитой фразой была фраза, обращенная к Пипу: «Я воспитала тебя своими руками». С точки зрения построения фразы она смешна. Но, в действительности, в ней заложен смысл ее жизни. Так обычно говорят люди, которые несут свою тяжелую ношу и подбадривают себя подобными фразами. Кроме того, миссис Джо не может быть настоящей матерью, потому что она ею никогда не была. Поэтому ее заботу Диккенс символически передает через следующий факт (в хлеб с маслом иногда впивалась иголка или булавка, но они никогда не возмущались этим).
Реалистически правдивым изображен Пип, который предстает перед на страницах романа от детского возраста до зрелости. Это не идеальный Оливер Твист. Это герой, который может и струсить, и обмануть, а юношей наделать множество ошибок. Великолепна атмосфера романа - мы видим одинокого ребенка, который играет на могиле своих родителей, страдает от недостатка любви.
Но на самом деле не все так трагично в судьбе Пипа – у него есть настоящий друг, муж сестры Джо. Цитирую: «золотой человек: тихий, мягкий, смирный, покладистый, Геркулес и по своей силе, и по своей слабости». Выдающееся мастерство в изображении человека у Диккенса.
Вернемся к Пипу. Как принято в романе воспитания, в жизни Пипа будут описаны «три поры надежд» главного героя (сравни с этапами в жизни Жюльена Сореля).
У Диккенса мы всегда встретим неожиданные повороты судьбы. Первой надеждой Пипа было желание стать, как Джо, кузнецом. Но «большой переменой» в его жизни стала служба в доме сумасшедшей мисс Хэвишем, где он встретил свою любовь – Эстеллу. С этого времени его планы меняются, так как он теперь хочет стать настоящим джентльменом, достойным Эстеллы. Диккенс любит тайны, и поэтому в жизни Пипа появляется таинственный покровитель, на деньги которого он отправляется в Лондон, где должен стать джентльменом. Так в романе главной проблемой станет проблема выбора пути, которая будет связана с проблемой истинного и ложного джентльменства.
В романе ставится множество проблем, в том числе и проблема «падшего» героя, преступника. В «Оливере Твисте» мы встречаемся с такими героями. Это Сайкс, это Фэйджин, это Монкс. Нередко, это люди, принадлежащие к высокому обществу. У раннего Диккенса – они все отвратительны.
В данном романе таким героем нам предстает бывший каторжник Мэгвич, которого однажды на кладбище встречает маленький Пип и из страха помогает ему. Первоначальное представление о герое – похож на сказочного Карабаса Барабаса. Его последующая судьба в романе – перерождение героя через отцовское чувство к Пипу.
В романе много героев, связанных между собой. Каждая из них своеобразна. Совершенно в новом ключе у Диккенса показана любовная линия Пипа и Эстеллы. В ранних произведениях писателя эта ситуация разрешалась благополучно. Концы многих романов Диккенса были счастливыми. В данном романе конец роман открытый (намерение писателя и совет Бульвера Литтона). Мы видим уже реалистическое изображение любви и реалистическое изображение дальнейшей судьбы главного героя.. Читать эпизод встречи Пипа и Эстеллы.
Уильям Теккерей (1811 –1863)-
второй крупнейший писатель английской литературы 19 века. Исследователями и современниками постоянно соотносился с Диккенсом. Между ними, действительно, много общего:
- они - почти ровесники; создавали свои произведения в одно и то же время, затрагивали общие темы и проблемы.
В то же время у них были разные характеры и разные судьбы, как личные, так и литературные, а самое главное, они существенно различались своим творчеством. Диккенс был известен больше как юморист, Теккерей - как сатирик. Но они дополняли друг друга:Диккенсстремился к идеальному: он верил в исправление человека, часто делил своих героев на «злодеев» и идеальных героев, увлекал своих читателей занимательностью своего повествования; Для Теккерея главным принципом было правило: «Правда преждевсего».
Биография Теккерея – поначалу почти полная противоположность жизни Диккенса. Родился в Индии в обеспеченной семье. В 4-летнем возрасте лишился отца, но его заменил любящий отчим. Учиться был отправлен в привилегированную школу в Англии. Затем - Кэмбриджский университет, который он бросил через 2 года. Получив наследство отца, много путешествовал по Европе, подолгу жил в Германии, Италии, Франции. Живописи учился во Франции.
Его отчим, редактор одного из изданий, приобщил его к журналистике. Теккерей стал разъездным репортером по Европе, и, как Диккенс, начал свой путь с журналистики.
Уже раннее творчество Теккерея (а он начал писать с 20 лет) свидетельствует о его стремлении к новым формам литературного творчества, о поиске своей собственной манеры. Можно считать, что его великий роман «Ярмарка тщеславия» делит его творчество на два периода.
Творчество Теккерея до «Ярмарки тщеславия»
(начало 1830-х - 1847гг.)
Раннее творчество Теккерея характеризуется поисками в области повествования. Он создает сказки, пишет стихи. Выступает и как художник, иллюстрирует свои произведения. Как сатирик Теккерей увлекся таким жанром, как пародия. Он очень хорошо чувствовал издержки любого жанра, а особенно жанров романтической литературы, популярных в некоторых кругах, например, в женских.
Так им был создан цикл пародий на известных романтических авторов под названием «Романы прославленных сочинителей» (Купер, Дюма-отец, Вальтер Скотт и др.).
«Книга снобов» (1846-1847).
Само понятие «сноб» было широко известно в Англии еще в 18 веке. Оно означало чванливость и высокомерие английской земельной аристократии. Как жаргонное словечко оно употреблялось студентами Кэмбриджа: «сноб» как бедный студент. И студенческая газета, в которой сотрудничал Теккерей, имела такое же название.
В культуре 19 века слово «сноб» уже означало корыстолюбие, лицемерие, ханжество и чванливость вообще. В «Книге снобов» оно применимо абсолютно ко всем, начиная от монарха и заканчивая слугами (52 очерков). Таким образом, это понятие писателем трактуется как национальное, так и как общечеловеческое качество.
Сноб, по Теккерею, - «это лягушка, которая хочет раздуться до размеров быка…». Даже в себе Теккерей находил это качество.
«Ярмарка тщеславия»(1847-1848)-
открывает новую страницу в истории английской литературы 19 века. Новаторство романа:
Заглавие носит символический характер. Во времена Теккерея названия произведений чаще всего были связаны с историями или именами героев.Название романа Теккерея заимствовано из аллегорического романа английского писателя 17 века Джона Беньяна «Путь паломника». Во время своего путешествия главный герой этого романа попадает на ярмарку тщеславия, а точнее, по переводу, на «базар житейской суеты», где все продается за деньги: титулы, звания, должности, даже любовь.
Это первое аллегорическое обозначение современной продажной Англии. Существует и второе содержание ярмарки тщеславия – это аллегорическое изображение человеческой жизни вообще («суета сует – все суета»).
В жанровом отношении – это роман, вобравший в себя большое количество жанровых разновидностей: романа-воспитания (история жизни двух героинь), романа-обозрения, или романа-панорамы (частная жизнь героев определяется не счастливыми случайностями, а конкретными историческими событиями), семейно-бытовой роман (тема семьи: семьи Седли, Осборнов, Кроули); плутовской роман (история Бекки Шарп – ее рыжие волосы как знак плутовки); а также как роман сатирический, социально-психологический, философский.