Введение. Психологический инструментарий для

Психологический инструментарий для

Учебно-исследовательской практики студентов педагогических специальностей и направлений

Бакалавриата

Учебное пособие

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» и направления подготовки 050700.62 «Педагогика»

Тобольск – 2009

Печатается по решению Редакционно-

издательского совета ТГПИ им. Д.И. Менделеева

УДК 37. 015. 3

ББК 88. 840. 302

Бостанджиева Т.М.Психологический инструментарий для учебно-исследовательской практики студентов педагогических специальностей и направлений бакалавриата. Учебное пособие – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 247 с. – 500 экз.

Настоящее учебное пособие будет полезно студентам педагогических специальностей и направлений бакалавриата образования в период прохождения учебно-исследовательской и педагогической практики. Методические рекомендации по выполнению заданий будут способствовать проведению проективной исследовательской деятельности студентов, а также подготовке психологического анализа и интерпретации полученных результатов. Предложенные учебно-диагностические комплексы расширят спектр и содержание исследовательской и проективной деятельности в условиях образовательных учреждений.

Учебное пособие – практикум может быть использовано также в рамках психолого– педагогической подготовки в системе повышения квалификации учителей.

ISBN 978-5-85944-266-9

Рецензенты: Доценко Е.Л. – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Тюменского государственного университета.

Корнеева Н.А. – кандидат психологических наук, директор Центра

психолого–медико социального сопровождения Комитета по образованию г. Тобольска.

© Бостанджиева Татьяна Михайловна, 2009

© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009

Содержание

Введение…………...…………………………………………………….............  
Часть 1. Содержание заданий по психологии .. ……………………….......
Часть 2 . Методические рекомендации к выполнению заданий:  
2.1. Психологический анализ урока ……………………………………….
2.2. Психологическая характеристика учащегося ………………………...
2.3. Разработка системы индивидуальной работы с учащимися …….......
2.4. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога…
2.5. Разработка беседы по психологии для учащихся…………………….
Часть 3 Содержание учебно-диагностических комплексов  
3.1. Учебно-диагностический комплекс для психологического анализа урока и классного часа .............................................................................
3.2. Учебно-диагностический комплекс по изучению особенностей личностного развития современных подростков, юношества и молодежи..……….………………………………………………………..
3.3. Учебно-диагностический комплекс по изучению познавательной деятельности учащихся ………………………………………………….
3.4. Учебно - диагностический комплекс для изучения эмоциональных состояний и адаптации (дезадаптации) учащихся…………...…….......
3.5. Учебно-диагностический комплекс по изучению отношения школьников к учебной и внеучебной деятельности…………………
3.6. Учебно-методический комплекс для изучения и развития профессиональных интересов и склонностей учащихся………………..
3.7. Учебно диагностический комплекс по изучению межличностных отношений учащихся…………………………………………………….
3.8. Диагностический комплекс для рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности педагога……………………………..
Часть 4 Учебно–развивающий комплекс по индивидуальной работе с учащимися и родителями  
4.1 Система упражнений для развития внимания подростков……………
4.2 Система задач для развития логического мышления учащихся 10-15 лет………………………………………………………………………….
4.3 Темы бесед по психологии для учащихся………………………………
4.4 Программа работы по психопрофилактике школьной тревожности
4.5 Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Введение

Государственный образовательный стандарт, определяя требования к уровню подготовки будущего учителя и бакалавра образования, выделяет необходимость овладения системой знаний и представлений о человеке как о существе духовном, как личности и индивидуальности. Эти задачи требуют дальнейшего совершенствования подготовки будущего учителя.

Дисциплина «Психология» ориентирует на подготовку студентов к организации педагогической деятельности. Главная цель преподавания дисциплины «Психология» ─ обеспечить студентов знаниями научно-психологических основ педагогической деятельности. В ходе изучения психологии студенты должны овладеть системой психологических знаний и умениями их творческого использования в процессе учебно-воспитательной профессиональной деятельности.

Методическая и предметная стороны в развитии профессиональной компетенции будущего учителя базируются на обширных знаниях психологии. Однако, при изучении учебных дисциплин психологического цикла у студентов нередко возникает неудовлетворённость абстрактностью, формализованностью, статичностью психологического знания, его оторванностью от практики реальных отношений, конкретных условий жизни и деятельности личности. Принятие психологии человека и мотивация внимания к личности зависит от представлений реальной ситуации развития, укоренённой в определённых обстоятельствах жизни и культуры. Поэтому так важно включить студента в научно-исследовательскую деятельность и показать возможности психологического знания в анализе содержания внутренней жизни человека.

Первый исследовательский опыт студенты могут получить уже в начале изучения общей психологии. Установка преподавателя включить студентов в научно-исследовательскую деятельность не должна зависеть от теоретического уровня подготовленности студента. В период адаптации студента к ВУЗу можно организовать исследования по изучению психологической готовности к будущей педагогической деятельности.

Вторым этапом психологической готовности студентов является включение в учебно-педагогическую деятельность, основными компонентами готовности которой будут развитие внутреннего мира, содержание, межличностной сферы общения, анализ собственной успешности в ситуации личной ответственности. Научно-исследовательская деятельность усложняется вместе с усложнением форм учебно-профессиональной деятельности. На втором курсе студенты изучают возрастную, педагогическую психологию, выходят в образовательные учреждения для прохождения психологической практики.

На третьем этапе психологической готовности происходит присвоение педагогической деятельности. Основными компонентами готовности здесь являются осознание сущности и содержания взаимоотношений, регулирование собственной деятельности, смысловой анализ собственного поведения в профессиональной ситуации. Формой деятельности становится целенаправленная педагогическая практика студентов на выпускных курсах. Наиболее значимым аспектом научно-исследовательской работы студентов в период государственной практики считается самоизучение, анализ проявлений педагогической продуктивности на своих уроках. Анализ собственных форм взаимодействия с учащимися на уроке, создание эмоционального контакта, совместной деятельности позволяет оценить достигнутый профессиональный и личностный уровень. Эффективные формы взаимодействия зависят от способности к установлению эмоционального контакта с учащимися. С особой яркостью эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном: «… Первейшее из первых условий жизни человека ─ это другой человек. Отношение к другому и к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [112]. Особенности организации педагогического общения, включение в межличностные отношения с учащимися на уроке структурируют мотивацию педагогической деятельности студента, содействует развитию навыков самопонимания и самовыражения. В ходе рефлексивного анализа зарождается убеждение, что без эмоционального контакта с учащимися на уроке невозможна истинная передача нравственных ценностей. Процесс обсуждения урока с психологом способствует развитию адекватного самосознания. Современные установки на профессию у будущего учителя или бакалавра образования прочно закрепляются в мотивационно-потребностной сфере.

Обсуждение со студентом психологического содержания урока и элементов его психологической культуры позволяет закрепить в словаре будущего учителя определения различных эмоциональных состояний, пережитых им во время урока и непосредственном контакте с детьми. Эту закономерность подчеркивал Выготский Л.С. размышляя о единстве мышления и речи: «Бедность и недифференцируемость эмоционального словаря ведет к формированию особого типа сознания и мышления, сознания, в котором внутренняя жизнь очень мало представлена» [34]. Именно поэтому особое место в профессиональном становлении студента занимает психологическая практика.

Развитие психологической культуры личности является ключевой компетенцией профессиональной подготовки будущего учителя. Психологическая культура пронизывает профессиональную деятельность человека, наполняет её значением и составляет основу осознания индивидом его социальной ответственности. Поэтому особый акцент необходимо ставить на актуальности развития всех составляющих психологической культуры современного учителя. Ни одна область профессиональной деятельности не нуждается в развитии психологической культуры так остро как образование и педагогика. Среди основных задач развития психологической культуры мы выделяем развитие культуры психологии педагогической деятельности, сформированности и способности управления собственной профессиональной деятельностью, принятие психологически компетентных решений, целенаправленное развитие личностного потенциала. Важным показателем психологической культуры учителя является умение создавать помогающую среду для своих учеников, развивать их потенциальные способности, «видеть дерево в зерне, человека в возможностях».

Психологическая культура присваивается только тогда, когда учебно-профессиональная деятельность студента наполняется психологическим содержанием, включающим знание будущим педагогом возрастных особенностей учащихся, принятие индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, использование эффективных форм взаимодействия в педагогической деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и этнокультурных особенностей детей. Главным признаком психологической культуры является способность развивать потенциальные возможности своих учеников.

Предлагаемое учебное пособие – практикум включает перечень заданий для учебно-исследовательской психологической практики студентов, обучающихся по различным педагогическим специальностям и направлениям бакалавриата образования. Методические рекомендации по выполнению заданий помогут студентам провести необходимую исследовательскую работу и подготовить психологический анализ и интерпретацию полученных результатов.

Основным исследовательским методом студента в период учебно-исследовательской практики является наблюдение и психологический анализ урока, как преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие объективных событий. Успешность наблюдения и объяснения его результатов зависит от состояния знаний по психологии и понимания природы изучаемого явления. Учебно- диагностический комплекс для психологического анализа урока (часть 3.1) дает возможность студенту избирательно подходить к наблюдению, намечая основные цели, план и содержание исследования. Наблюденние будет полным и систематическим, если его построить на основе плана и выделить ключевые критерии для анализа. Умение целенаправленно фиксировать психологические особенности учащихся развивает важное профессиональное качество будущего педагога – наблюдательность.

Схемы психологического анализа урока, предложенные в учебном пособии – практикуме, включают наиболее значимые критерии оценки современного качества образовательного процесса, определяют проявление соотношения целей и результатов педагогической деятельности. На основе наблюдения студент сможет отличить предметно-дидактическое и психологическое содержание во взаимодействии учителя и учеников, а также разобраться в особенностях учебной и педагогической деятельности. Вариативность схем учебно-дидактического комплекса будет способствовать решению ключевой задачи Педагогической психологии – изучению и анализу традиционного, личностно-ориентированного и развивающего подходов в практике современной школы. Важной чертой рассматриваемых схем психологического анализа урока является выделение наиболее продуктивных категорий педагогической деятельности учителя: знание и учет возрастных особенностей учащихся на уроке, создание мотивации учения, развитие самостоятельности и творчества, а также организация эмоционально привлекательной совместной деятельности.

Содержание учебно-диагностических комплексов в части 3.2–3.7 пособия определяет направленность проективной и исследовательской работы студентов. Спектр анализа затрагивает все стороны психологической деятельности учащегося: особенности личностного развития, познавательных процессов, общения, эмоционального самочувствия и адаптации учащихся, мотивации учебной деятельности. Особое внимание уделено исследованию целей и ценностей личности, сфер самореализации и профессиональной ориентации молодежи.

Профессиональный труд педагога отличает высокая степень эмоциональной нагрузки и предполагает постоянный контакт со многими субъектами взаимодействия (коллеги, ученики, родители и т.д.). Психологическая культура личности педагога проявляется в умении регулировать свое эмоциональное состояние, способности к пониманию поведения учащихся, адекватном реагировании на неожиданную ситуацию в классе. Значительная часть пособия (часть 3.8) посвящена исследованию и анализу собственной педагогической деятельности будущего учителя. Разнообразные схемы психологического анализа урока, а также конкретные методы профессиональной рефлексии позволят студенту оценить свой актуальный уровень профессионального и личностного становления.

В части 4 пособия - практикума представлен учебно-развивающий комплекс по индивидуальной работе с учащимися и родителями. Используя методические материалы, студент может организовать развивающую работу с учащимися, разработать внеклассные мероприятия и принять участие в подготовке родительского собрания.

Часть 1 Содержание заданий по психологии

Задания по психологии на учебно-исследовательской и педагогической практике выполняются студентами второго, третьего и выпускного курсов.

Содержание заданий определяется государственным образовательным стандартом. С содержанием заданий по психологии, основными требованиями к их выполнению, критериями оценок и сроками сдачи работ студенты знакомятся на установочной конференции по педагогической или учебно-исследовательской практике.

Выполнение психологических заданий способствует развитию исследовательских умений и навыков, которые необходимы для выяснения особенностей личности отдельных учащихся, межличностных отношений в классе, профессиональных интересов и других склонностей учащихся, формированию психологической наблюдательности как важнейшего профессионального качества и умения выбирать способы и методы психологического воздействия на основе психологического анализа или диагноза фактов и явлений школьной жизни.

В непосредственной психологической работе с учащимися студенты изучают индивидуальные особенности эмоциональных состояний детей, мотивацию учения, наблюдают особенности психологической организации мыслительной деятельности детей на уроке. Этот опыт важен в развитии способности к индивидуальной работе с детьми в учебной и воспитательной работе. Однако не всегда психологические исследования связаны с педагогической работой студентов. Часто случается, что изучение психологических особенностей школьников приобретает самостоятельное значение и в большинстве случаев не используется в целях индивидуального подхода. Отсутствие непосредственной связи психологического задания с практическими педагогическими задачами является серьёзным недостатком. При такой постановке дела у студентов не формируются достаточно правильные представления о возможностях индивидуального подхода в воспитании. В практике учителя зачастую наиболее трудным оказывается вопрос о том, как наилучшим образом использовать знания об индивидуальных особенностях учащихся. Именно эта трудность и должна устраняться путём перенесения акцента с исследовательской работы студента на педагогическую. Решая ситуации индивидуального подхода, студент сможет наглядно убедиться в важности психологических знаний. Педагогические рекомендации, сделанные на основании выполнения психологических заданий, следует учесть при составлении плана воспитательной работы в классе или в конкретных воспитательных мероприятиях.

Для согласования требований психолога и методиста-предметника рекомендуется предлагаемую схему анализа урока (см. пункт 3.1) довести до сведения методистов-предметников, периодически проводить с ними консультации с целью учета методистом требований к психологическому анализу урока и выработки единых критериев анализа урока. Можно рекомендовать для заключительной конференции готовить доклады или сообщения по проведённой воспитательной работе на основе психологических исследований.

Организация контроля за работой студентов проводится в форме групповых и индивидуальных консультаций непосредственно в образовательных учреждениях.

Содержание заданий по психологии включает следующие этапы:

1. Выполнить психологический анализ урока.

2. Составить психологическую характеристику учащегося.

3. Разработать систему индивидуальной работы с учащимся.

4. Подготовить рефлексивный анализ собственной профессиональной деятельности.

5. Разработать беседу по психологии для учащихся.

Наши рекомендации