Исследование социальных проблем семьи усыновивших (удочеривших) ребенка
Проблемы усыновления сегодня все больше становятся общероссийскими проблемами: проводятся реформы в законодательстве, касающемся вопросов опеки и попечительства, реорганизовываются органы опеки, проходят переквалификацию их специалисты.
Для начала проанализируем аспект, который может послужить проблемой для воспитания усыновленных детей в российских культурно-религиозных традициях. В настоящее время, не зависимо от того, получает ли ребенок религиозное образование, он так или иначе встречается с религиозной тематикой, подчерпывая ее из окружающей его культуры. Религиозная составляющая присутствует в таких народных праздниках как Рождество, Пасха, религиозный смысл несут многие русские пословицы и поговорки. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие на территории России, знакомятся с основами российской традиционной культуры, а с ней и религиозными моментами, что дает им возможность в будущем определиться с вероисповеданием, которое они будут разделять.
На международном уровне усыновление регулируется посредством Конвенции о правах ребенка, в частности, Конвенция говорит об усыновлении следующее: ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык (статья 20). Защищая право детей жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять на воспитание в семью ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативно- правовые акты закрепили преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления. Вспомним что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
В среднем за один год в нашей стране усыновляют около 15 тысяч детей (6%), что включает в себя и усыновление детей иностранными гражданами. В 2015 году из всех детей переданных на воспитание в семьи, лишь 10,2 % детей было усыновлено россиянами.[20] Количество детей, усыновляемых российскими гражданами падает начиная с 2009 года: 9530 в 2010 году, 9048 в 2011 году, 8938 в 2012 году, 7802 в 2013 году. В целом по России наблюдалась тенденция роста количества усыновлений иностранными гражданами при одновременном сокращении усыновления посторонними российскими гражданами. Например, в 2014 г. разница между российскими и международными усыновлениями значительно возросла (россиянами усыновлен 7526 ребенка, иностранными гражданами — 6904). Но нельзя не отметить, что эта разница в большей степени достигнута за счет усыновления российскими гражданами детей до 1 года (российские граждане усыновили 5069 детей этого возраста, иностранцы — 885). При осмыслении тенденций в усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, россиянами и зарубежными гражданами стоит принять во внимание тот факт, что граждане России предпочитают усыновлять детей возрастом до одного года, в то время как иностранные граждане усыновляют детей от одного года и старше, что нельзя объяснить только предпочтениями зарубежных усыновителей.
Скорее всего, речь идет о приоритном праве в усыновлении граждан Российской Федерации, что создает препятствия по времени для усыновителей из-за рубежа. Кроме того, следует отметить, что российские граждане, в отличие от иностранных, имеют возможность принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, избрав иную, нежели усыновление, форму устройства (опека (попечительство), приемная семья). И общее количество детей, устраиваемых ежегодно в семьи российских граждан, во много раз превышает количество детей, усыновляемых иностранными гражданами. [21]
Тем не менее, достаточно велико количество детей, усыновляемых иностранными гражданами. Реализуя право детей, оставшихся без попечения родителей, обрести семью, иностранное усыновление тем не менее лишает ребенка возможности перенять культурно-религиозные формы поведения, присущие его национальности, и тем самым нарушается право детей на принятие культурно-религиозного наследия их предков. Безусловно, если есть выбор между приобретением семьи и сохранением корней, приоритет остается за семьей. Поэтому проблема не в том, что иностранные граждане активно усыновляют российских детей-сирот, а в том, что российские граждане неохотно усыновляют детей, оставшихся без попечения родителей.
На уровне Российской Федерации права усыновляемого ребенка соблюдаются в соответствии с Семейным Кодексом РФ, что было уже отмечено выше. Особенно следует отметить, что к основным принципам семейного права, нашедшим свое закрепление в законе (ст. 1 СК РФ), относится следующий принцип: приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип отражает положение, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ : «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей». Ребенок в семье признается самостоятельным субъектом права, а не зависимым объектом «родительской власти». Интересы детей являются основным критерием при решении всех спорных вопросов, касающихся их жизни и воспитания.
Иностранное усыновление — благо или беда? Национальный позор или спасение для детей? Есть два уровня этой проблемы.
Первый — на уровне ребёнка. Действительно, ребёнок, оставшийся без родителей, находящийся в доме ребёнка, в детском доме, он имеет право быть в семье. И если, увы, не нашлось россиян, которые были готовы взять на себя ответственность за него, то он должен быть передан иностранцу, если тот готов это сделать. Спорить тут не о чем совершенно.
Второй — на уровне общества. Усыновление за границу не столь значительно, по сравнению с устройством в семьи. Усыновлено в 2014 году за границу 6689 детишек (из них инвалидов, вопреки распространённому мнению, всего 187). Устроено в Россию (на все формы) — 101465 детей. Почувствуйте, как говориться, разницу. В 2015 году ситуация ещё более показательна (устроено в России 125025 детей, иностранное — 4536 детей). Поэтому крик, на самом деле, лишь про 3,6% устройств детей в семью. Это раз. Поэтому тезис о том, что закрывая (прикрывая, затрудняя) международное усыновление мы просто-таки лишаем российских детей-сирот «шанса в жизни» — несколько надуман.[22]
Если гражданин России решит взять ребёнка, то куда ему идти — совершенно непонятно. Большинство людей так и живут, не зная, куда же обратиться. Нет ни социальной рекламы, ни понятного пути, куда идти, что делать. Самый большой источник информации, простите, интернет. Иностранец же может обратиться в специальное агентство и ему тут же предоставят весь перечень необходимых услуг, проведут буквально за ручку. При этом, очевидно, что подавляющее большинство и иностранных, и российских усыновителей хотят получить здорового ребёнка, желательно не экзотической внешности.
При этом детей о 0 до 4-х лет (наиболее часто усыновляемая группа детей) — какое-то ограниченное число, и среди них далеко не все «не-экзотической» внешности и не имеют существенных «болячек». Поэтому на маленьких детей, простите «очередь». По крайней мере, в ряде регионов — совершенно реальная очередь. И в результате за 2014 год более 7200 российских граждан, планировавших взять ребёнка в семью так и не нашли своего.[23]
Это первая проблема. Граждане своей страны по сути конкурируют с иностранцами за детей. Но это — не самое страшное. У иностранных усыновителей, в отличие от россиян есть специальные агентства, за плату обеспечивающие «зелёную улицу» своим клиентам. И — вы все живёте в России — понимаете, что отсутствие очередей, радушный приём в доме ребёнка, в банке данных — всё это неспроста.
Итак, в доме ребёнка находится, скажем, 50 детей. Чем их больше, тем выше вероятность того, что на какую-то девочку или мальчика найдётся иностранный усыновитель. Почему именно иностранный? Если усыновление в Россию — это просто «сокращение контингента», то усыновление за рубеж — всегда! — возможность получить пусть и незначительную, но мзду за то, что «хорошо приняли».
Как происходит на практике? Во-первых, чтобы работало иностранное усыновление, нужно, чтобы было достаточно большое количество детей, более полугода находящихся в федеральном банке данных и которых оттуда не забрали россияне. Как этого добиться?
Во-первых, надо «нарисовать» ребёнку как можно более страшный диагноз. Как правило, это гепатит С. Не в последнюю очередь потому, что простейшие тесты не выявляют непосредственно анти-тела к гепатиту С, а «путают» его с герпесом, который есть, как известно, почти у всех. Потом, обязательно, часто «со слов» или вообще придумывается, что мать ребёнка (как правило, неизвестная, без документов) наркоманка или алкоголик. Если даже это и так, данный факт будет написан первой строчкой во всех документах ребёнка.
Во-вторых, отечественный усыновитель, даже продравшийся через все эти диагнозы приходит, наконец, с направлением в дом ребёнка оказывается, что «главврача нет», «сегодня не принимаем».
Часть этих деток, которых испугались российские усыновители, конечно, будут усыновлены за рубеж, но значительная часть «досидит» в детском учреждении до 4-х лет, потом будет переведена в детский дом. А в 7 лет уже — всё. Только 10% усыновлений — детей старше 7 лет.
«Оставшиеся» дети — обречены. У них страшные «нарисованные» диагнозы, а стало быть их не учат, лечат не от того, и тем самым ещё больше снижают и так минимальный их шанс на нормальную жизнь. И, анализируя ситуацию, получается, чтобы усыновили 1-го (с «денежкой»!) — двадцать остаются «с диагнозом».
И вот именно поэтому мы — против иностранного усыновления. «Благодаря» ему тормозиться усыновление внутри России и усыновление в принципе. Как бы это ни звучало парадоксально, но чем больше усыновление иностранное, тем меньше детей, оставшихся без попечения родителей, обретает семью.
Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, поживающих за пределами Российской Федерации. Это приводит к необходимости формирования особого порядка международного усыновления и системы контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и интересов на территории иностранного государства.
вышесказанное, следует отметить, что международное усыновление является важным фактором жизни современного российского общества. Однако существует немало проблем, которые необходимо решить. Так, проблему насилия в отношении детей могут решить ряд законов об ограничении или полном запрете усыновления российских детей, таких как: О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей от 08.07.2002 г. № 218[24]
Федеральный закон от 18 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данный закон получил неофициальное название — «Закон Димы Яковлева», в память о ребенке, умершем из-за халатности своих усыновителей — граждан США.
Данные законы следует принять в отношении тех стран, где чаще возникают случаи насилия. Также необходимо заключение двусторонних соглашений, которые регламентировали бы вопросы усыновления. Данные законы и соглашения позволили бы предотвратить незаконную деятельность в отношении усыновляемых детей, а также их похищения, подмены, эксплуатацию детского труда и насилие над детьми. Кроме того, в целях защиты интересов детей, необходимо детально проверять документы, которые предоставляют иностранные усыновители. Данные меры позволят сократить число несчастных случаев, связанных с усыновлением российских детей иностранными гражданами и защитят их жизнь и здоровье.
Рассмотрим еще одну из проблем с которой может столкнуться семья усыновившая(удочерившая)ребенка.
Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и, если они проведены в детском доме, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода, который он получал там, и многих других.
Благоприятная обстановка в семье после усыновления, конечно, в большинстве случаев смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме или приюте, но потенциальные родители должны понимать, что не все проблемы могут быть решены быстро и безболезненно.
Существует множество проблем, с которыми может столкнуться семья, усыновив ребенка не в младенческом возрасте. Попытаемся обратить внимание на самые распространенные из них: ЗПР (задержку психического развития) и трудности с формированием привязанности. Намеренно не касаемся проблем, связанных с медицинскими диагнозами детей, находящихся в государственных учреждениях, – это тема для отдельного разговора.
Под термином «задержка психического развития» в психологи понимают «синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых». Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития).
По данным психологов, довольно часто полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти половина из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.
Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше может потребоваться усилий, для того, чтобы он догнал по уровню развития своих домашних сверстников. Кроме проблем с развитием, может быть, придется столкнуться с последствиями так называемой «социальной запущенности». Придется многое наверстывать – то, чему ребенок не научился в детском учреждении.
Пониманию, что в чужие квартиры не заходят без приглашения; что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса – все это и многое другое – обществом принятое поведение, которое нам кажется естественным. Но ребенок, долгое время проживший в детском доме, может, попадая в незнакомые ситуации, не знать, как реагировать в том или ином случае, может просто не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет; он может не знать, что кошельки и сумки других теть считаются частной собственностью в нашем обществе. Откуда ему это знать, если он, возможно, в первый раз видит кошелек или сумку? Родителю, следует постараться «вжиться» в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и затем разными способами показывать ребенку и учить его, что существуют другие правила.
Свобода выбора – этому ребенку тоже нужно будет учиться, потому что во многих детских домах существует строгий распорядок дня, а дома ребенок неожиданно получает возможность выбирать. Родителям следует найти приемлемый способ обучения ребенка думать самостоятельно о том, чего он хочет, и выражать это соответствующим образом. Когда вы собираетесь пойти в магазин выбирать одежду, сам процесс может показаться трудным ребенку.
Во-первых, в магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу! Не говоря уже о магазинах игрушек! Поэтому ждите как можно дольше с походами в такие магазины, ребенку может быть очень трудно понять, почему он не может забрать с собой все сразу из магазина!
Родителям придется искать множество способов обучения ребенка разным вещам так, чтобы это и не было скучно, и чтобы ребенок не чувствовал себя неумехой, и чтобы он не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. И одновременно использовать игру, чтобы создать чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что он очень любим.
Многих детей нужно научить играть. Следует делать вместе что-нибудь и вместе играть – желательно в игры и с игрушками, предназначенными для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.
Нарушения привязанности. Привязанность — это стремление и способность к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.
Даже когда условия содержания ребенка в детском учреждении оптимальны: на каждого взрослого приходится несколько малышей, обеспечивается чистота и правильный уход, – как правило, о конкретном ребенке заботится не один конкретный воспитатель, а сотрудники учреждения, сменяя друг друга, заботятся обо всех детях сразу.
Воспитатели могут любить детей, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от конкретного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Поскольку именно это является основой при формировании привязанности, дети в учреждениях интернатного типа не могут сформировать прочную привязанность к одному воспитателю, но приобретают привычку требовать внимания и ласки от любого взрослого.
Это явление носит название «неразборчивая привязанность». Даже проведя какое-то время в семье, такие дети могут проявлять излишнюю дружелюбность с незнакомыми людьми или требовать внимания посторонних. Такого ребенка придется вдумчиво и терпеливо учить разнице между семьей и «другими людьми». Если родители осторожно и с большим терпением подойдут к этой проблеме, дети, в конце концов, тоже научатся понимать, где проходят разные социальные разграничения. Ученые установили, что на проблемы с привязанностью влияет не только восприимчивость ребенка, но и стремление родителей установить прочные взаимоотношения.
Кроме того, могут встречаться и другие признаки нарушения привязанности.
Во-первых – устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослым, чуждается, сторонится их; на попытки погладить отталкивает руку; не смотрит в глаза, избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок, тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.
Во-вторых – преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, или настороженностью, или плаксивостью.
В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут биться головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.). При этом агрессия и аутоагрессия могут быть и следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.
Если ребенок продолжительное время находился в ситуации, когда взрослые обращали на него внимание лишь тогда, когда он начинал плохо себя вести, и это внимание выражалось в агрессивном поведении окружающих взрослых (крик, угрозы, шлепки), он усваивает эту модель поведения и пытается привнести ее в общение с приемными родителями. Стремление обратить на себя внимание взрослого подобным образом (т. е. плохим поведением) также является одним из проявлений неадекватной привязанности. Причем, что интересно, ребенок может спровоцировать взрослого на такое поведение, которое ему, взрослому, в принципе не свойственно. Обычно описывается это следующим образом: «Этот ребенок не успокоится, пока на него не накричишь или не отшлепаешь. Я никогда до этого не использовала такие наказания в отношении своего ребенка (детей), но этот ребенок просто заставляет меня бить его. Причем в тот момент, когда я, наконец, выхожу из себя и шлепаю (кричу) на ребенка, он перестает провоцировать меня и начинает вести себя нормально».
В подобном положении важно понять, что происходит. Как правило, родители, описывая происходящее, говорят о том, что такая агрессия возникает с их стороны как бы помимо их воли и, в принципе, им не свойственна. При этом иногда родителям достаточно просто осознать, что происходит, и научиться чувствовать момент такой провокации. У большинства людей есть те или иные способы совладания с ситуацией стресса, эти способы могут использоваться и в подобных случаях. Например: выйти из комнаты (физически выйти из ситуации), взять тайм-аут (досчитать до 10 или просто сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже), кому-то помогает умыться холодной водой и т. д. Главное в этой ситуации научиться распознавать момент возникновения такой критической ситуации.
В-четвертых - «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).
Кроме того, следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в росте и весе. Причем, если раньше исследователи предлагали только улучшить питание и уход за детьми, то сейчас уже становится очевидным, что дело не только в этом. Очень часто дети, которые попадают в семью, через некоторое время, пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно быстро прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Конечно, не только привязанность является причиной подобных нарушений, хотя и отрицать ее значимость в данном случае было бы неверно.
Особо отметим, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение законодательного порядка и принципов усыновления и сопровождения семьи усыновивших (удочеривших) ребенка позволило наглядно понять технологию и основные аспекты исследуемой темы. А также проблем, связанных и функционированием института усыновления (удочерения) в России, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в облaсти усынoвления (удочерения).
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Несмотря на это заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, отчасти это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.
В настоящее время в России вопрос усыновления (удочерения) является приоритетным направлением. Создана Всероссийская ассоциация приемных семей. Государство принимает актуальные для сложившейся конъюнктуры нормативно-правовые акты.
Также Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская заявила что «Пребывание ребенка в детдоме должно быть временной мерой»[25]. С 1 сентября 2016 г вступает в силу постановление Правительства, полностью изменяющее формат работы всей системы в стране.
Теперь основной задачей организаций для детей-сирот становится не принятие ребенка на проживание, а работа над устройством его в семью. Официально заявлено, что государство лишь временно берет на себя заботу, пока не будут найдены родители.
Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах научно-исследовательских работ В. Н. Ослона и А. Б Холмогоровой, с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:
1) Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти.
2) Необходимо направленное сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).
3) Дальнейшее сопровождение приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.
И в заключение приведем статьи из Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
Статья 20
1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства — участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Статья 21
Государства — участники, которые признали и / или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможны;
в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;
д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.
В понятие «семья усыновителей» мы вкладываем следующий смысл. Это, прежде всего, объединение людей, у которых должен быть усыновленный (удочеренный) ребенок (или несколько детей). Они должны быть связанны между собой отношениями родства, включающего также отношения родительства и супружества. Это объединение предполагает в своей основе право собственности на совместное имущество и общесемейную деятельность. С точки зрения демографии и психологии супруги, усыновляющие ребенка, делают это с целью удовлетворения личных потребностей и выполнения целого ряда социальных функций - воспроизводство населения, социализация детей, преемственность семейных поколений и поддержание жизнедеятельности членов семьи.
Семья усыновителей – это единственная из всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в которой присутствуют все названные ранее формы семьеобразующих отношений: отношения супружества, родительства и родства. В этом типе семьи присутствует очень важная составляющая семейного устройства – юридическое закрепление родства, посредством принятия ребенком фамилии родителей (усыновителей). Этим семья усыновителей принципиально отличается от всех других форм семейного устройства этой категории детей, так как в них - опека, попечительство, патронат и приемная семья – отношения родительства в которых носят временный характер до достижения ребенком совершеннолетия. Следовательно, только при усыновлении формируется собственно семья.
В связи с этим, семья усыновителей выполняет все присущие семье функции – специфические и неспецифические, но качественная сторона выполнения этих функций определяется и усложняется именно усыновлением. Репродуктивная функция заменена усыновлением, содержание и социализация усыновленного ребенка усложняется, тем, что он отличается от своей семьи физиологически, часто имеет наследственные или приобретенные заболевания, нуждается в социально-психологической адаптации к новой семье и к новому социальному окружению.
Таким образом, при сравнении различных форм замещающей семьи можно сделать вывод, что только усыновление является в полной мере семейным устройством ребенка со всеми присущими семье признаками, семейными функциями, принятием в родство и обретением родителей.