О происхождении точного знания
ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ
Заблуждения и удачи науки.
«История не является «хронологией открытий или, наоборот, каталогом заблуждений.., но историей необычных приключений, историей человеческого духа, упорно преследующего, несмотря на постоянные неудачи, цель, которую невозможно достичь, — цель постижения или, лучше сказать, рационализации реальности. Историей, в которой в силу самого этого факта заблуждения, неудачи
столь же поучительны, столь же интересны и даже столь же достойны уважения, как и удачи» [Цитата Койре А. из кн. Черняка В.С. История. Логика. Наука. — М., 1986. — С. 51].
Согласны ли вы с таким пониманием истории? Можете ли вы привести, скажем, три факта-заблуждения из истории психологии, которые следует охарактеризовать как «удачи» ?
Как рождается наука.
«Только после накопления большого конкретного материала в виде разрозненных приемов арифметических вычислений, способов определения площадей и объемов и т.п. возникает математика как самостоятельная наука с явным пониманием своеобразия ее основных понятий и представлений в достаточно общей форме. В применении к арифметике и алгебре возможно, что этот процесс начался уже в Вавилонии. Однако вполне определилось это новое течение, заключавшееся в систематическом и логическом построении основ математической науки, в Древней Греции» [Колмогоров А.И. Математика. БСЭ. Т. 26. — М., 1954. -С. 466].
Согласны ли вы с такой трактовкой рождения науки? А как рождались биология, философия, психология? А астрономия, алхимия ?
Просто о науке.
«Наука». Что связано у нас с этим понятием? Случайно опрошенные на улице люди свяжут термин «наука» с человеческой деятельностью—«наука—это исследование», «...- это анализ», «...— поиск истины»; с людьми — «наука — это ученые», «...— профессора, академики», «...— это ученые степени»; с организацией исследовательской деятельности — «наука — это институты, кафедры, лаборатории»; с зарплатой — «наука — много получают и ничего не делают» и т.д. Сами представители науки в своих определениях подчеркнут «проблемность» науки, относительность научного знания, удивительное сочетание тяжести и счастья научного труда и т.д.
Толковые словари дают такие определения: Наука: «I. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 2. То, что поучает, дает опыт, урок («Вперед тебе наука»)» [Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1963. — С. 385].
Наука: «1. Ученье, выучка, обучение. 2. Чему учат или учатся; всякое ремесло, полные и порядочные собрания опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное и последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений» [Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — М., 1979. — Т.2. — С. 488].
Эти два определения науки разделяет столетие. Сравните их, укажите «плюсы и минусы» этих определений. Обратите особое внимание на единство корней «наука» и «ученье». Как вы объясните это единство? Почему наука называется «наукой» ?
Истоки догматизма.
«Наша склонность к поискам регулярностей и наложению законов на природу приводит к психологическому феномену догматического мышления или, говоря в более об-
щей форме, догматического поведения: мы ожидаем существования регулярностей повсюду и пытаемся искать их даже там, где их нет. События, которые не поддаются этим попыткам, мы склонны трактовать как некоторый вид «шумового фона» и не оставляем наших ожиданий даже в том случае, когда они оказываются неадекватными и нам следовало бы признать свое поражение» [Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 264].
Вы согласны с автором? Приведите примеры обыденного и «научного» догматического мышления на психологическом материале.
О происхождении точного знания.
«Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Таково происхождение даже основных, наиболее характерных черт точного знания, тех, которые временами считаются наиболее ярким его условием.
Так, столь общее и древнее стремление научного миросозерцания выразить все в числах, искание кругом простых числовых отношений проникло в науку из самого древнего искусства — ...» [Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. - М., 1981. - С. 44].
Из какого искусства «проникли» числовые отношения?
Можете ли вы привести аналогичные примеры? Если трудно, то попытайтесь определить этимологию слов (теперь научных понятий): энергия, атом, сила и др. Приведите примеры психологических терминов, произошедших из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства.
Обсудите продуктивность такого варианта рождения психологических понятий.
Путь к науке.
Как бы вы пояснили мысль Г. В. Ф. Гегеля о том, что путь к науке сам уже есть наука.
7. Гарднер М.: цикл задач «на статистику».
1. «Как показывает статистика, преобладающее большинство дорожно-транспортных происшествий приходится на долю машин, едущих с умеренной скоростью, и лишь незначительное число — на долю машин, мчащихся со скоростью свыше 150 км/ч. Означает ли это, что водить машину на больших скоростях безопаснее?»
2. «Как показывает статистика, смертность от туберкулеза в штате Аризона выше, чем в других штатах. Означает ли это, что климат Аризоны благоприятствует развитию туберкулезной палочки?»
3. «Как показало статистическое исследование, дети, носящие обувь больших размеров, более сильны в правописании, чем дети, носящие обувь малых размеров. Означает ли это, что показателем грамотности может служить размер обуви?»
4. «Как показали исследования, в одном европейском городе отмечено резкое увеличение населения и аистов, гнездящихся в черте города. Можно ли считать это подтверждением распространенного поверья, будто аисты приносят младенцев?»
Что общего у ряда названных задач ? Какова функция статистических исследований в научном познании? Можно ли данные исследования назвать научными исследованиями?
Решите данные задачи (ответьте на вопросы). Создайте или приведите примеры из газет, журналов, научно-популярной литературы, обладающие такой же «убедительностью», что и предъявленные вам.
У Аристотеля и Бэкона есть своеобразные типологии «ошибок познания». Можете ли вы найти место в этих типологиях для подобных названным «статистическим умозаключениям» ?Желательно, чтобы для своих примеров вы привлекли известные вам данные из психологии.
Смысл науки.
«Большинство ученых учены на манер детей. Обширная эрудиция вытекает не столько из множества идей, сколько из множества образов. Даты, имена собственные, местности, все предметы, изолированные от идей или лишенные их, удерживаются в памяти единственно с помощью запоминания обозначений, и редко какая-нибудь из этих вещей вспоминается без одновременного вспоминания передней или задней страницы того листка, на котором мы о ней читали,
или того образа, под которым она представилась у них в первый раз. Такою почти была модная наука последних столетий. Наука нашего века — иное дело: теперь не изучают, не наблюдают; теперь грезят, и грезы нескольких дурных ночей важно выдают за философию. Мне скажут, что мне тоже грезится; согласен, но я — чего другие не делают — не выдаю свои грезы за грезы, предоставляя читателю искать, нет ли в них чего полезного для людей, которые не спят».
Современна ли сегодня точка зрения Ж.-Ж. Руссо о смысле науки ?Попробуйте написать письмо Ж. -Ж. Руссо с изложением вашей точки зрения, используя его способ (стиль, понятийный строй) изложения.
Имя метода.
В качестве названия концепции П.Я. Гальперина принято имя метода — «планомерно-поэтапное формирование». Назовите еще несколько психологических концепций, также имеющих в своем названии указания на основной метод исследования. Дайте краткую оценку этой группе концепций (в сравнении с концепциями, названными по другим основаниям, например, по интерпретации предмета исследования и т.д.).
Графические модели.
Для иллюстрации систем понятий, развиваемых в различных областях научного знания, нередко используются некоторые графические изображения. В психологии подобные попытки предпринимались Фрейдом, Левиным, Бернштейном и др. Попытайтесь и вы построить графические
модели соотношения основных понятий концепции планомерно-поэтапного формирования, теории деятельности, теории ведущей деятельности.
11. Своеобразие психологии?
«... Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон» [Теплов Б.М. О культуре научного исследования// Вопросы психологии. 1957.-№2.-С. 173].
Согласны ли вы с этим высказыванием ? Почему? А как развиваются другие науки? Что позволяет Б.М. Теплову высказываться именно таким образом?
Наука и ее содержание.
«Перед наукой ... простирается богатое содержание, созданное веками и тысячелетиями познающей деятельности, и это содержание простирается перед нею не как нечто данное, которым обладали лишь другие, не как содержание, которое стало для нас прошлым, результатом которого являются лишь знания, дающие пищу памяти и материал для проявления нашего остроумия в критике исторических сообщений, но как познание, питающее дух и удовлетворяющее нашу потребность в истине. Все наиболее возвышенное, глубокое и сокровенное было открыто в религиях, философских учениях и произведениях искусства в более или менее чистых, более или менее ясных, а иногда
весьма отпугивающих образах» [Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1974. — Т.1. — С. 69].
Приведите примеры подобных образов. Так зачем нужна наука?
Утрата ценностей.
Представим, что развитие наук, искусств, различных областей общественного производства идет по спирали. Оно связано не только с новыми достижениями, но и с временным (до подъема на новый виток спирали) отказом от каких-то ценностей. Предположим, что это — всеобщая закономерность и ее можно проиллюстрировать многими примерами. Приведем только один из них. Мореплаватели древности, пользуясь практически непотопляемыми плотами, способны были проплывать тысячи километров в открытом океане. Как показали исследования Тура Хейердала, благодаря этому были возможны трансконтинентальные сообщения. Однако плоты обладали очень существенным недостатком: они зависели от океанических течений. Во время исторически прогрессивного перехода к морским судам обычного типа этот недостаток был преодолен. Хотя одновременно была утрачена возможность дальних плаваний, связанная с непотопляемостью плотов, — лишь в XV в. вновь стало возможным плавание к берегам Америки. Можете ли вы найти примеры отказов от каких-то возможностей, ценностей, связанных с исторически прогрессивной (в целом) сменой предметов психологии?