Влияние родителей и детей-подростков друг на друга
Конечно, нельзя сказать, что ребенок не испытывает влияния со стороны других факторов (помимо семьи) – типа вне семейного социального опыта или ценностей групп сверстников (peer group). Однако влияние семьи наиболее сильно. Родители оказывают воздействие на своих подростков несколькими путями.
Во-первых, родители выступают в качестве ролевых моделей, чье поведение подростки наблюдают и имитируют.
Во-вторых, родительские стили и система воспитания ребенка оказывают важное влияние на социальное и эмоциональное развитие подростка.
В-третьих, родители передают свои ценности и моральные нормы детям. Сюда же относятся и общие системы верований, какое поведение считается в рамках семейных ценностей приемлемым.
В-четвертых, родители являются важным источником информации по целому ряду тем и проблем. Следовательно, коммуникация между родителями и подростками действительно является наиболее важной.
Родительские стили
Независимо от своего пола, социального опыта и других характеристик все подростки, так или иначе сталкиваются с ключевыми проблемами своего развития: это адаптация к физиологическим изменениям, создание и утверждение эффективных социальных отношений, согласованных собственной сексуальностью, утверждение само идентичности или подготовка себя для карьеры. Утверждалось, что семья является важнейшим фактором для достижения этих целей.
В своем ставшем уже классическом исследовании, проведенном в 1950-е гг., Шэфер предложил двумерную схему поведения родителя: автономия – контроль и враждебность – любовь. Он полагал, что в секторе враждебность — контроль родители, вероятно, будут требовательными и авторитарными в отношениях с детьми, а в секторе автономия – любовь они будут действовать демократичным образом. Несмотря на то, что различные теоретики впоследствии разработали много других схем, именно эта двумерность — «эмоциональная поддержка» и «родительский контроль» — возникает практически постоянно.
Позднее Ноллер и Паттон выделили две основные родительские стратегии и их возможное влияние на подростка. Авторы заметили, что, если родители стремятся поддерживать низкий уровень принуждения, их ребенок, скорее всего, будет достаточно социально-ориентированным. С другой стороны, принуждение, сочетаемое с недостатком поддержки, вероятно, приведет к поведенческим проблемам среди подростков. Данные говорят о том, что эти родительские качества могут действовать как по отдельности, так и в комбинации при определении психологической приспособляемости подростка.
Родительский контроль
Влиянию контроля родителей на развитие подростков уделяется немало внимания в исследовательской литературе. Эмпирические исследования показывают, что подростки, оценивающие своих родителей как авторитетных, обладают большими способностями, более «продвинуты» в своем социальном развитии, характеризуются более высокой степенью самоуважения и развитыми умственным способностями, чем те, кто оценивают своих родителей как все дозволяющих или, напротив, излишне авторитарных.
Некоторые ученые считают, что «все дозволяющее» родительство – слишком туманное, неопределенное понятие. Они различают авторитетные и авторитарные формы контроля, так же, как разрешение на те или иные действия подростка может быть либо потворствующим (возникающим в силу терпимости родителей), либо попустительским (возникающим в силу равнодушия родителей). <…>
Каждый из этих стилей имеет свои последствия для подростков. Самые большие различия наблюдались между подростками из авторитарных и «попустительских» семей. Различия между авторитарными и «потворствующими» семьями (имеется в виду влияние на подростка) состоят в том, что развитие подростков из авторитарных семей оценивается, в целом, более высоко (однако эти различия не особенно велики). В нижеприведенной таблице показаны основные различия между влиянием родительского контроля на подростка. Как видно из таблицы, наиболее благоприятное влияние на подростков оказывает влияние «авторитетной» семьи.