Типичные нормы традиционной и современной семьи
Сфера жизнедеятель- ности семьи и внесемейной деятельности супругов | Типичные нормы Традиционной семьи | Типичные нормы Современной семьи |
Производственная | В семьях верхнего и среднего сословий замужняя женщина не должна работать. В семьях низших сословий она работает только из-за экономической необходимости. | Мужчине и женщине предоставляются равные права на работу, профессиональную карьеру и общественную деятельность. |
Репродуктивная | Семья должна быть многодетной. Чем больше детей, тем лучше. | Супруги могут иметь столько детей, сколько смогут прокормить и воспитать. |
Воспитательная | Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер определяет отец, а занимается им мать. Ребенок должен следовать родительскому выбору в профессиональном самоопределении. | Воспитание детей осуществляется с учетом их мнений, интересов, в основном на силе примеров и убеждений, а не на жесткой дисциплине. Воспитанием желательно заниматься обоим супругам в равной мере. |
Хозяйственно-бытовая | Хозяйство обязана вести женщина: в семьях имущих сословий женщины практически освобождены от домашних обязанностей, а в семьях низших сословий мужчина выполняет тяжелую физическую работу. | Гибкое распределение домашних обязанностей между мужем и женой с учетом их умений, навыков, степени занятости на работе и на основе взаимной договоренности. |
Экономическая | «Добытчиком», кормильцем семьи должен быть муж, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает. | Вклад в материальное благосостояние семьи вносят оба супруга в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка. Распоряжаются совместно. |
Досуговая | Общение с гостями, развлечения, любительские занятия осуществляются супругами совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию. | Муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга. |
Сфера духовного общения | Общение между супругами посвящено в основном семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками и др. | Общение носит товарищеский характер и охватывает, помимо семейных проблем, все сферы жизнедеятельности, производственных дел, интересов и увлечений мужа и жены. |
Отношения с друзьями и родственниками | Обязательное общение с широким кругом родственников, приятельские отношения с соседями, личные друзья – только у мужчин. | Ориентация на дружеские связи и общение по интересам, необязательность поддержания родственных контактов и общения с соседями. |
Сфера власти и семейного лидерства | Муж – глава семьи, он единолично принимает решения по основным вопросам. | Супруги принимают основные решения после совместного обсуждения. Возможно разделение лидерства по сферам. |
Сфера первичного социального контроля | Семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины; к мужчине это относится значительно в меньшей степени. | Семья в равной мере осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм в поведении мужчин и женщин. |
Сфера эмоциональных отношений | Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидаются только со стороны женщин. | Супруги ждут эмоциональной поддержки друг от друга с учетом специфики мужского и женского характера. |
Сексуально-эротическая сфера | Сексуальные отношения имеют подчиненное значение; часто они являются лишь необходимым условием деторождения. Не допускаются добрачные отношения у женщин, у мужчин они не осуждаются. Практикуются внебрачные связи, допустимые с точки зрения морали, только для мужчин. | Все большее отделение сексуальных отношений от репродуктивных функций. Возрастание сексуальной активности женщин, их требований к половой жизни. Допущение добрачных половых отношений, если в их основе лежит любовь. Внебрачные сексуальные связи состоящих в браке мужчин и женщин осуждаются в одинаковой степени. |
Приложение 4
Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов)
Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций.
Инструкция. Представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить свое личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20 – 25 минут.
Варианты ответов: а) полностью согласен; б) в общем, это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.
ВОПРОСНИК
Мужской вариант
1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни.
2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения.
6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота жены, чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
8. Женщина много теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина может гордиться собой, если она хорошо готовит.
10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была хорошей матерью.
11. Женщина, которая тяготится быть матерью, - неполноценная женщина.
12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моих детей.
13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим домом и знающих его досконально.
15. Я восхищаюсь женщинами, которых уважают и ценят на работе за их знания.
16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу.
17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали таким, какой я есть.
18. Я очень ценю в людях умение выслушать сомнения и чувства другого человека.
19. Мне нравятся яркие, красивые женщины.
20. Я ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее с восхищением оглядывались прохожие.
22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.
23. Я люблю заниматься благоустройством нашего быта.
24. Я могу починить обувь, мебель, домашнюю технику.
25. Чужие дети не боятся меня, идти ко мне на руки.
26. Я люблю детей и умею с ними обращаться.
27. Я не оставил бы своего ребенка жене, если бы мы решили расстаться.
28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу.
31. Люди часто обращаются ко мне за помощью или поддержкой.
32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах.
33. Мне нравится опекать и утешать страдающих людей.
34. Мое настроение сильно зависит оттого, как я выгляжу.
35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне подходит.
36. Я придирчиво отношусь к фасону рубашки, костюма, цвета галстука.
Женский вариант
1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни.
2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения – главное в отношениях между мужем и женой.
4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения.
6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа – обеспечить семье достаток и комфорт.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен обслуживать себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший ли он отец своим детям.
13. Мне нравятся деловые и энергичные мужчины.
14. Я люблю мужчин, страстно увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают моего мужа на работе.
16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу.
17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали такой, какая я есть.
18. Мне трудно ладить с людьми, которым мало дела до моих переживаний и сомнений.
19. Мне нравятся щеголеватые, красиво одетые мужчины.
20. Мне нравятся красивые, рослые мужчины.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
23. Я всегда знаю, что купить для нашей семьи.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как чистить, стирать, солить и мариновать овощи, готовить пищу и т. д.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением ребенка.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу.
31. Люди часто обращаются ко мне за помощью ли поддержкой.
32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах.
33. Мне нравится утешать и опекать страдающих людей.
34. Мое настроение сильно зависит от того, как я выгляжу.
35. Я ношу украшения, употребляю косметику, люблю красивую и оригинальную одежду.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Карта и «ключ» ответов
Шкала семейных Номер Ролевые ожидания Номер Ролевые притязания ценностей Х Y
1.Сексуальная 1
сфера 2
2.Общность 4
интересов 5
3.Хозяйственно- 7 22
бытовые 8 23
ценности 9 24
4.Родительское 10 25
воспитание 11 26
12 27
5. Внешняя 13 28
социальная 14 29
активность 15 30
6.Эмоционально- 16 31
терапевтическая 17 32
функция брака 18 33
7.Значение 19 34
внешней при- 20 35
влекательности 21 36
Варианты ответов (в баллах): полностью согласен - 3; в общем это верно – 2; это не совсем так – 1; это неверно – 0.
Интерпретация факторов
Подсчитайте среднюю оценку семейных ценностей М по каждой шкале по формуле: M = (X + Y)/ 2. Чем больше получилось М, тем большее значение придается той или иной семейной функции с точки зрения гармоничного сочетания ожиданий и притязаний каждого из супругов.
I шкала. Позволяет судить о том, какое значение придает субъект сексуальной гармонии супружеских отношений. Высокие оценки (7 – 9 баллов) означают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских взаимоотношений. Низкие оценки (0 – 3 балла) – недооценка сексуальных отношений в браке.
II шкала. Установка на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7 - 9 баллов) – ожидание совпадения мнения, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0 – 3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпровождение.
III шкала. Установка на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание рассматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, тем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера.
IY шкала. Отношение субъекта к родительско-воспитательской функции. Оценка по шкале ролевых ожиданий является мерой того, что основные функции по уходу за детьми и их воспитанием возьмет на себя супруг. Оценка по шкале ролевых притязаний – мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать фактор в качестве основной семейной ценности.
Y шкала. Значение внешней социальной активности, профессиональной, общественной, любой другой деятельности вне семьи. Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, общественной, деловой активности. Шкала притязаний говорит о личной установке на активность.
YI шкала. Установка на эмоционально-терапевтические формы брака. Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректировать психологический климат в семье, создавать моральную и материальную поддержку, т.е. выступать в роли психотерапевта). Оценка по шкале притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера семьи. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придает взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и релаксации.
YII шкала. Значение для субъекта внешней привлекательности супруга, его соответствие внешним общепринятым стандартам. Шкала ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. Шкала притязаний – установка на собственную привлекательность. Средняя оценка – ориентация на внешнее благополучие, социальное мнение.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990.
Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Минск, 1992.
Антонов А. Кризис или возрождение? // Семья и школа. 1989. № 11.
Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология»
Арова Э.В. Будьте добры. Минск, 1985.
Афанасьева Т.М. Семейные портреты / Предисл. Ю.Азарова. М., 1980.
Безруких М.М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 1991.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
Ботуин К. Не бойся Дон-Жуана, или Как относиться к мужской неверности. М., 1995.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М., 1981.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. М., 1988.
Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Воппросы психологии. 1989. № 2.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Дейнега Г.Ф. Мифы и рифы супружества // Агарков С.Т., Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. М., 1991.
Дин К.Делис. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. М., 1994.
Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… М., 1988.
Егидес А. Совет и поддержка // Семья и школа. 1988. № 12.
Желдак И.М. Искусство быть семьей. Минск, 1998.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1978.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
Кон И.С. Материнство и отцовство // Семья и школа. 1988. № 2.
Кофта К. Как мужчину завоевать, удержать и расстаться. Пер. с нем. М., 1993.
Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск, 1987.
Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чеш. М., 1991.
Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через странсактный анализ Э.Берна. М., 1998.
Махов Ф.С. Кого мы растим? М., 1989.
Машкова Л.Т. Брачные ожидания и реальность. Л., 1986.
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1987.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999.
Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1999.
Рипинская М.И. Психология измены. СПБ., 2001.
Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.
Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи / Под ред. Л.С.Алексеевой. М., 1998.
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
Хорни К. Проблемы брака // Женская психология. СПб., 1993.
Целуйко В.М. Неполная семья: Информ.-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение».
Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи. Волгоград, 2001.
Черников А.В. Ввведение в семейную психотерапию. М., 1998.
Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1985.
Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990.
Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. Мн. – М., 2000.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Семья и её основные функции.. 4
Основные функции современной семьи. 6
Структура и типология семей.. 9
Структура семьи. 10
Типология семей. 11
Жизненный цикл семьи.. 32
Молодая семья. 39
Психологические особенности добрачных отношений. 39
Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. 42
Организация семейного быта, семейная экономика. 47
Семейные роли, их распределение. 54
Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. 58
Ребенок в молодой семье. 62
Психология супружеской измены.. 68
Понятие и виды супружеских измен. 69
Причины супружеских измен. 72
Типы личностей, имеющих склонность к внебрачным связям.. 75
Социально-психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях. 80
Реакции обманутого партнера на супружескую измену. 82
Терапия супружеских измен. 84
Разводы.. 99
Социально-психологические особенности развода. 100
Причины и мотивы разводов. 103
Последствия разводов. 104
Повторные браки.. 109
Повторные браки, их особенности и виды.. 109
Психологические проблемы повторных браков. 112
Проблемы брака и особенности кризиса современной семьи.. 115
Приложение 1. 123
Семейные мудрости. 123
Приложение 2. 127
Несколько психологических советов тем, кто столкнулся с супружеской неверностью.. 127
Приложение 3. 128
Типичные нормы традиционной и современной семьи. 128
Приложение 4. 129
Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов) 129
* Более подробно о неполной семье см.: Целуйко В. М. Неполная семья: Информационно-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение». Волгоград, 2000.