Типичные нормы традиционной и современной семьи

Сфера жизнедеятель- ности семьи и внесемейной деятельности супругов   Типичные нормы Традиционной семьи   Типичные нормы Современной семьи
Производственная В семьях верхнего и среднего сословий замужняя женщина не должна работать. В семьях низших сословий она работает только из-за экономической необходимости. Мужчине и женщине предоставляются равные права на работу, профессиональную карьеру и общественную деятельность.
Репродуктивная Семья должна быть многодетной. Чем больше детей, тем лучше. Супруги могут иметь столько детей, сколько смогут прокормить и воспитать.
Воспитательная Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер определяет отец, а занимается им мать. Ребенок должен следовать родительскому выбору в профессиональном самоопределении. Воспитание детей осуществляется с учетом их мнений, интересов, в основном на силе примеров и убеждений, а не на жесткой дисциплине. Воспитанием желательно заниматься обоим супругам в равной мере.
Хозяйственно-бытовая Хозяйство обязана вести женщина: в семьях имущих сословий женщины практически освобождены от домашних обязанностей, а в семьях низших сословий мужчина выполняет тяжелую физическую работу. Гибкое распределение домашних обязанностей между мужем и женой с учетом их умений, навыков, степени занятости на работе и на основе взаимной договоренности.
Экономическая «Добытчиком», кормильцем семьи должен быть муж, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает. Вклад в материальное благосостояние семьи вносят оба супруга в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка. Распоряжаются совместно.
Досуговая Общение с гостями, развлечения, любительские занятия осуществляются супругами совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию. Муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга.
Сфера духовного общения Общение между супругами посвящено в основном семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками и др. Общение носит товарищеский характер и охватывает, помимо семейных проблем, все сферы жизнедеятельности, производственных дел, интересов и увлечений мужа и жены.
Отношения с друзьями и родственниками Обязательное общение с широким кругом родственников, приятельские отношения с соседями, личные друзья – только у мужчин. Ориентация на дружеские связи и общение по интересам, необязательность поддержания родственных контактов и общения с соседями.
Сфера власти и семейного лидерства Муж – глава семьи, он единолично принимает решения по основным вопросам. Супруги принимают основные решения после совместного обсуждения. Возможно разделение лидерства по сферам.
Сфера первичного социального контроля Семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины; к мужчине это относится значительно в меньшей степени. Семья в равной мере осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм в поведении мужчин и женщин.
Сфера эмоциональных отношений Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидаются только со стороны женщин. Супруги ждут эмоциональной поддержки друг от друга с учетом специфики мужского и женского характера.
Сексуально-эротическая сфера Сексуальные отношения имеют подчиненное значение; часто они являются лишь необходимым условием деторождения. Не допускаются добрачные отношения у женщин, у мужчин они не осуждаются. Практикуются внебрачные связи, допустимые с точки зрения морали, только для мужчин. Все большее отделение сексуальных отношений от репродуктивных функций. Возрастание сексуальной активности женщин, их требований к половой жизни. Допущение добрачных половых отношений, если в их основе лежит любовь. Внебрачные сексуальные связи состоящих в браке мужчин и женщин осуждаются в одинаковой степени.

Приложение 4

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов)

Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций.

Инструкция. Представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить свое личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20 – 25 минут.

Варианты ответов: а) полностью согласен; б) в общем, это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.

ВОПРОСНИК

Мужской вариант

1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни.

2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения.

6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены, чтобы в семье все были накормлены и ухожены.

8. Женщина много теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошо готовит.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится быть матерью, - неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моих детей.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим домом и знающих его досконально.

15. Я восхищаюсь женщинами, которых уважают и ценят на работе за их знания.

16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу.

17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали таким, какой я есть.

18. Я очень ценю в людях умение выслушать сомнения и чувства другого человека.

19. Мне нравятся яркие, красивые женщины.

20. Я ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее с восхищением оглядывались прохожие.

22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься благоустройством нашего быта.

24. Я могу починить обувь, мебель, домашнюю технику.

25. Чужие дети не боятся меня, идти ко мне на руки.

26. Я люблю детей и умею с ними обращаться.

27. Я не оставил бы своего ребенка жене, если бы мы решили расстаться.

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу.

31. Люди часто обращаются ко мне за помощью или поддержкой.

32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах.

33. Мне нравится опекать и утешать страдающих людей.

34. Мое настроение сильно зависит оттого, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне подходит.

36. Я придирчиво отношусь к фасону рубашки, костюма, цвета галстука.

Женский вариант

1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни.

2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения – главное в отношениях между мужем и женой.

4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения.

6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа – обеспечить семье достаток и комфорт.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен обслуживать себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший ли он отец своим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные мужчины.

14. Я люблю мужчин, страстно увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают моего мужа на работе.

16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу.

17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали такой, какая я есть.

18. Мне трудно ладить с людьми, которым мало дела до моих переживаний и сомнений.

19. Мне нравятся щеголеватые, красиво одетые мужчины.

20. Мне нравятся красивые, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были накормлены и ухожены.

23. Я всегда знаю, что купить для нашей семьи.

24. Я собираю полезные советы хозяйке: как чистить, стирать, солить и мариновать овощи, готовить пищу и т. д.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу.

31. Люди часто обращаются ко мне за помощью ли поддержкой.

32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах.

33. Мне нравится утешать и опекать страдающих людей.

34. Мое настроение сильно зависит от того, как я выгляжу.

35. Я ношу украшения, употребляю косметику, люблю красивую и оригинальную одежду.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

Карта и «ключ» ответов

Шкала семейных Номер Ролевые ожидания Номер Ролевые притязания ценностей Х Y

1.Сексуальная 1

сфера 2

2.Общность 4

интересов 5

3.Хозяйственно- 7 22

бытовые 8 23

ценности 9 24

4.Родительское 10 25

воспитание 11 26

12 27

5. Внешняя 13 28

социальная 14 29

активность 15 30

6.Эмоционально- 16 31

терапевтическая 17 32

функция брака 18 33

7.Значение 19 34

внешней при- 20 35

влекательности 21 36

Варианты ответов (в баллах): полностью согласен - 3; в общем это верно – 2; это не совсем так – 1; это неверно – 0.

Интерпретация факторов

Подсчитайте среднюю оценку семейных ценностей М по каждой шкале по формуле: M = (X + Y)/ 2. Чем больше получилось М, тем большее значение придается той или иной семейной функции с точки зрения гармоничного сочетания ожиданий и притязаний каждого из супругов.

I шкала. Позволяет судить о том, какое значение придает субъект сексуальной гармонии супружеских отношений. Высокие оценки (7 – 9 баллов) означают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских взаимоотношений. Низкие оценки (0 – 3 балла) – недооценка сексуальных отношений в браке.

II шкала. Установка на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7 - 9 баллов) – ожидание совпадения мнения, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0 – 3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпровождение.

III шкала. Установка на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание рассматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, тем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера.

IY шкала. Отношение субъекта к родительско-воспитательской функции. Оценка по шкале ролевых ожиданий является мерой того, что основные функции по уходу за детьми и их воспитанием возьмет на себя супруг. Оценка по шкале ролевых притязаний – мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать фактор в качестве основной семейной ценности.

Y шкала. Значение внешней социальной активности, профессиональной, общественной, любой другой деятельности вне семьи. Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, общественной, деловой активности. Шкала притязаний говорит о личной установке на активность.

YI шкала. Установка на эмоционально-терапевтические формы брака. Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректировать психологический климат в семье, создавать моральную и материальную поддержку, т.е. выступать в роли психотерапевта). Оценка по шкале притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера семьи. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придает взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и релаксации.

YII шкала. Значение для субъекта внешней привлекательности супруга, его соответствие внешним общепринятым стандартам. Шкала ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. Шкала притязаний – установка на собственную привлекательность. Средняя оценка – ориентация на внешнее благополучие, социальное мнение.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990.

Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Минск, 1992.

Антонов А. Кризис или возрождение? // Семья и школа. 1989. № 11.

Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология»

Арова Э.В. Будьте добры. Минск, 1985.

Афанасьева Т.М. Семейные портреты / Предисл. Ю.Азарова. М., 1980.

Безруких М.М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 1991.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

Ботуин К. Не бойся Дон-Жуана, или Как относиться к мужской неверности. М., 1995.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М., 1981.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. М., 1988.

Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Воппросы психологии. 1989. № 2.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Дейнега Г.Ф. Мифы и рифы супружества // Агарков С.Т., Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. М., 1991.

Дин К.Делис. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. М., 1994.

Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… М., 1988.

Егидес А. Совет и поддержка // Семья и школа. 1988. № 12.

Желдак И.М. Искусство быть семьей. Минск, 1998.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1978.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

Кон И.С. Материнство и отцовство // Семья и школа. 1988. № 2.

Кофта К. Как мужчину завоевать, удержать и расстаться. Пер. с нем. М., 1993.

Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск, 1987.

Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чеш. М., 1991.

Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через странсактный анализ Э.Берна. М., 1998.

Махов Ф.С. Кого мы растим? М., 1989.

Машкова Л.Т. Брачные ожидания и реальность. Л., 1986.

Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1999.

Рипинская М.И. Психология измены. СПБ., 2001.

Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.

Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи / Под ред. Л.С.Алексеевой. М., 1998.

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.

Хорни К. Проблемы брака // Женская психология. СПб., 1993.

Целуйко В.М. Неполная семья: Информ.-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение».

Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи. Волгоград, 2001.

Черников А.В. Ввведение в семейную психотерапию. М., 1998.

Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1985.

Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990.

Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. Мн. – М., 2000.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2000.

СОДЕРЖАНИЕ

Семья и её основные функции.. 4

Основные функции современной семьи. 6

Структура и типология семей.. 9

Структура семьи. 10

Типология семей. 11

Жизненный цикл семьи.. 32

Молодая семья. 39

Психологические особенности добрачных отношений. 39

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. 42

Организация семейного быта, семейная экономика. 47

Семейные роли, их распределение. 54

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. 58

Ребенок в молодой семье. 62

Психология супружеской измены.. 68

Понятие и виды супружеских измен. 69

Причины супружеских измен. 72

Типы личностей, имеющих склонность к внебрачным связям.. 75

Социально-психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях. 80

Реакции обманутого партнера на супружескую измену. 82

Терапия супружеских измен. 84

Разводы.. 99

Социально-психологические особенности развода. 100

Причины и мотивы разводов. 103

Последствия разводов. 104

Повторные браки.. 109

Повторные браки, их особенности и виды.. 109

Психологические проблемы повторных браков. 112

Проблемы брака и особенности кризиса современной семьи.. 115

Приложение 1. 123

Семейные мудрости. 123

Приложение 2. 127

Несколько психологических советов тем, кто столкнулся с супружеской неверностью.. 127

Приложение 3. 128

Типичные нормы традиционной и современной семьи. 128

Приложение 4. 129

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов) 129

* Более подробно о неполной семье см.: Целуйко В. М. Неполная семья: Информационно-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение». Волгоград, 2000.

Наши рекомендации