Введение. История развития служб персонала
Лекция 4. Кадровая политика и стратегия управления персоналом
1. Введение. История развития служб персонала
2. Основы кадровой политики организации
3. Виды кадровой политики
4. Стратегия управления персоналом
Введение. История развития служб персонала.
Кадровые вопросы – это вопросы жизни и смерти предприятия, т.к. от них зависит все, их решение необходимо интегрировать в общую систему управления организацией. За это отвечают службы персонала (человеческих ресурсов), которые имеются на всех предприятиях и оказывают активное влияние на их деятельность. Эти службы могут назваться – отдел кадров, отдел по работе с персоналом, департамент по персоналу и т.д.
Немного из истории появления таких служб.
До нач. 20 века – решением кадровых вопросов занимаются хозяева предприятия или мастера.
1900-е гг. – американец Гудрен организовал для этих целей в своей фирме специальное бюро.
1910 г. – компания «Плимптон-Пресс» создала отдел кадров (для учета фактического использования работающих и выполнения ими задач).
1912 г. – США, спецподразделения с функциями посредничества между администрацией и персоналом для обеспечения социального мира (прообраз служб персонала).
1920-е гг. – распространение отделов кадров в Европе.
1930-е гг. – отделам кадров предоставлены полномочия по разработке единой политики по отношению к персоналу, заключению трудовых соглашений и контролю за их исполнением.
До 1960-х гг. – деятельность этих структур считалась вспомогательной, работа служб находилась на периферии внимания руководства. Почему?
Индустриальный труд с его узкой специализацией, жесткой регламентацией, примитивизмом, однообразием, монотонностью, требовал исполнителей с невысоким уровнем образования. Для работы с таким персоналом не нужна была специальная подготовка, любой руководитель мог справиться с работой менеджера по персоналу.
Сегодня в силу возросшей важности и многопрофильности работы прежние кадровые службы преобразуются в службы персонала. Эти подразделения возглавляются вторыми лицами, обладающими широкими полномочиями. Эти службы – «визитная карточка» организации.
Например, в США кадровиков готовят по 20 специальностям: рекрутер, интервьюер, плановик карьеры, специалист по обучению, специалист по характеру, специалист по семейным отношениям, специалист по связям с администрацией, специалист по планированию заработной платы и проч.
16 сентября 2015 года – День HR-менеджера (каждая 3-я среда сентября)
24 мая – День кадровика
В нашей стране, в советский период, на всех предприятиях были созданы отделы кадров – прообразы современных служб персонала:
· ОК занимались вопросам найма, увольнения, перемещения, обучения, переобучения и повышения квалификации; ведением трудовых книжек, личных дел, книги приказов, распределения льгот, составлением распорядка рабочего времени, его учетом, организацией сельскохозяйственных и иных шефских работ.
· Многие вопросы решались в тесном взаимодействии с отделами труда и заработной платы, техники безопасности, партийными органами и т.д.
· Основная повседневная работа с персоналом возлагалась на линейных руководителей.
· ОК не выполняли следующие функции (присущие службам персонала в условиях рыночной экономики) участие в переговорах об условиях и оплате труда, поиск и вербовка сотрудников, кадровое планирование, составление штатного расписания и др.
· В современной России единая система работы с кадрами находится в процессе формирования: не хватает необходимых специалистов, наработанных методик, учитывающих национальную специфику, практический опыт.