Выбор метода завершения переговоров
Метод завершения переговоров следует выбирать еще на стадии подготовки к ним. Затем нужно попрактиковаться в использовании выбранного подхода, чтобы хорошо понять его и овладеть некоторым мастерством. Выбранный метод должен соответствовать окружению, в котором проходят дискуссии, и соответствовать общим целям переговоров. С опытом участники переговоров обучаются быстро переходить от одного метода к другому или комбинировать их. Это может стать важной особенностью их стратегии на переговорах [4]. :
Как правило, опытные участники переговоров предпочитают использовать методы уступки "в последний момент", подведения итогов или углубления различий, хотя в культурах определенного типа на переговорах могут оказаться эффективными и другие методы (предположение, побуждение, взаимосвязь и "проба").
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДХОДЯЩИЙ МОМЕНТ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ?Ни одни переговоры не похожи на другие, поэтому выбор времени их завершения прежде всего зависит от конкретной ситуации. Кроме того, на выбор времени также влияют культурные особенности участников переговоров, сложность сделки, существующие взаимоотношения сторон и степень взаимного доверия. Например, если две компании сотрудничают уже много лет и обсуждают повторные заказы, скорее всего, они договорятся довольно быстро. Завершение дискуссий на переговорах по поводу создания нового совместного предприятия может потребовать нескольких месяцев и даже нескольких лет.
Делая окончательное предложение, необходимо убедиться в том, что другая сторона обладает всеми необходимыми полномочиями для принятия решения; в противном случае ей может потребоваться дополнительное время на то, чтобы обсудить предложение с руководством своей организации. В некоторых странах, где решения принимаются путем консенсуса, процесс завершения переговоров может затянуться надолго, так как другой стороне необходимо проконсультироваться со всеми остальными руководителями организации и заручиться их согласием. Такие дополнительные дискуссии могут вести к проволочкам или к требованиям каких-либо уступок буквально в последний момент. Чтобы справиться с такой ситуацией, делая окончательное предложение, нужно ясно заявить, что любые просьбы о дальнейших изменениях потребуют пересмотра всего пакета предложений, по которым согласие уже достигнуто [5].
Пришло время завершать переговоры.Некоторые сигналы помогают опытным участникам переговоров определить, что уже пришло время завершать дискуссии. Когда уступки одной из сторон становятся все более незначительными, более редкими и делаются все менее охотно, — это, как правило, говорит о том, что дальнейшие компромиссы уже невозможны. Любые дальнейшие уступки могут привести к срыву переговоров. Практически на любых переговорах наступает время, когда обе стороны уже достигли почти всех своих целей и готовы уступить по каким-то незначительным пунктам, чтобы достичь согласия. К этому моменту стороны уже обменялись мнениями, изложили свои потребности, проверили свои предположения и оценили масштаб переговоров и размеры необходимых уступок. Основные уступки делаются ближе к концу переговоров, особенно для того, чтобы ускорить их окончание. Около 80 % всех уступок делается на завершающей стадии переговоров. На этой стадии стороны уже знают интересы друг друга, стремятся решать проблемы и обычно готовы идти на существенные уступки, чтобы, наконец, заключить соглашение.
Другой признак того, что пришло время завершать переговоры, — ситуация, когда одна из сторон решает, что достигла максимальных результатов и делает окончательное предложение. Это предложение может быть сделано очень уверенно, и за ним должен следовать запрос к другой стороне принять его. Иногда сложно определить, стоит ли верить такому предложению, или это просто тактика, направленная на завершение переговоров с результатами, наиболее выгодными для этой стороны. Здесь также многое зависит от взаимоотношений сторон и степени их доверия друг другу, а также от культурного окружения, в котором проходят переговоры. В некоторых странах окончательное предложение и воспринимается как окончательное; а в других оно указывает просто на желание заключить соглашение. Делая окончательное предложение, нужно быть готовым прервать переговоры, если другая сторона откажется его принять. Но чтобы избежать преждевременного прекращения процесса переговоров, сторона, делающая окончательное предложение, может дать другой некоторое время на размышления и установить крайний срок, в который должно быть принято решение. Это дает другой стороне время на то, чтобы еще раз как следует проанализировать предложение или получить новые факты для продолжения переговоров.
В некоторых странах, например во Франции, участники переговоров начинают дискуссии с общих принципов, а затем следует обсуждение более конкретных вопросов [6]. Сторона, которая первой переходит к обсуждению специфических вопросов, демонстрирует тем самым свою заинтересованность в завершении дискуссий. Однако в Соединенных Штатах участники переговоров обычно сразу же начинают искать компромисс по специфическим вопросам, обсуждая их один за другим и до тех пор, пока не будут согласованы самые важные аспекты. Такая разница в подходах показывает, каким образом культурные особенности влияют на деловые переговоры и почему на международных переговорах так необходима гибкость.
Прежде чем перейти к окончательному соглашению, участники переговоров нередко требуют уступок "в последний момент". Таких требований стоит ожидать: они являются частью процесса переговоров, поэтому необходимо оставить некоторые уступки "про запас", чтобы не терять темпа и мотивировать другую сторону заключить соглашение. Эти уступки должны быть ценными для другой стороны, но не слишком дорогостоящими для вас. Именно по этой причине необходимо определить реальные потребности другой стороны и возможные уступки, на которые придется пойти, прежде чем завершить переговоры, заранее включив такие уступки в общий пакет предложений.
Прежде чем использовать любой из методов завершения переговоров, нужно прояснить для себя следующие вопросы.
Ø Соответствует ли это соглашение нашим целям?
Ø Сможем ли мы его выполнить?
Ø Намерены ли мы полностью использовать все ресурсы, необходимые для выполнения этого соглашения?
Ø Способна ли другая сторона выполнить свои обязательства по этому соглашению?
Только в том случае, если вы утвердительно ответили на все эти вопросы, стороны готовы к завершению переговоров.
Крайние сроки.Самый очевидный признак того, что пора завершать дискуссии, — наступление крайнего срока их окончания. Обе стороны должны согласовать сроки проведения переговоров заранее, на начальной стадии переговоров или при создании повестки дня. Если одна из сторон устанавливает сроки в приказном порядке, она получает возможность давить на другую сторону, заставляя ее завершить переговоры слишком быстро.
Сроки должны оставаться гибкими. Их можно изменять, чтобы дискуссии развивались свободно, и делать это до тех пор, пока не будет достигнуто полного согласия по всем вопросам. Дискуссии, например, займут гораздо больше времени (и это должно отражаться в планировании сроков), если вы ведете сложные переговоры в чужом культурном окружении.
Последние пункты.Когда соглашение уже почти заключено, участникам переговоров необходимо выяснить для себя определенные вопросы, чтобы избежать неприятных инцидентов на стадии выполнения соглашения. Чаще всего, соглашения, которые позже оказывается сложно реализовать, становятся сложными не вдруг. Почти всегда это означает, что некоторые незначительные вопросы остались без внимания или были пущены на самотек. Именно они и приводят потом к серьезным кризисам [7]. Чтобы убедиться в том, что на стадии реализации не возникнет серьезных проблем, необходимо выяснить для себя следующие вопросы.
Ø Все ли важные вопросы мы обсудили?
Ø Выполнимо ли потенциальное соглашение для обеих сторон?
Ø Ясно ли указано в соглашении, что должна сделать каждая из сторон, в том числе и по таким вопросам, как сроки платежей, графики поставки, спецификации
продукции и т. д.?
Ø Не появились ли какие-либо серьезные препятствия для реализации соглашения, согласованы ли средства преодоления проблем?
Ø Предусмотрены ли механизмы для разрешения возможных разногласий между сторонами на стадии реализации соглашения?
Ø Если какой-либо из сторон потребуется заново обсудить условия соглашения, какие процедуры для этого существуют?
В реализации соглашения должны принимать участие те же люди, которые вели переговоры. Каждая из сторон должна отслеживать выполнение контракта с помощью согласованных процедур, периодических визитов и постоянного общения. Постоянный контакт, тщательная документация всех трансакций и внимание к самым незначительным деталям позволят обеим сторонам укрепить деловые отношения. В Приложении 7-1 приведены некоторые полезные советы и некоторые вопросы, о которых нужно помнить на стадии завершения переговоров.
Мокшанцев Р.И., «Психология переговоров», 2002.