Теоретическая борьба периода становления психологии: функционализм -структурализм
Это направление наиболее ярко и последовательно представлено психологами Чикагской школы Дж.Дьюи, Дж.Р.Энджелл, А.УМур, Дж.Г.Кэрр и др. само направление просуществовало до 1916 года, потом перешло в бихевиоризм. Начало было положено статьей Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), направленной против атомизма в понимании рефлекторного акта. Выделяемые обычно элементы - стимул и ответная реакция - в действительности не существуют как отдельные. Они находятся внутри координации и соответствуют ее разным фазам. «Стимул является той фазой формирующейся координации, которая представляет условия, необходимые для достижения успешного результата; реакция является той фазой этой же координации, которая дает возможность достигнуть соответствия этим условиям и служит инструментом в достижении успешной координации. Поэтому они являются строго соответствующими друг другу и совпадающими во времени». По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией з поведении. Социальную почву функционализма составляет прагматизм, пронизывавший всю американскую философию, науку, идеологию. Практическая полезность идей считалась их главным свойством. В этих условиях анализ сознания, лишенный практической значимости, как у Титченера, вызывал протест. Функционализм вместо этого требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Вместо анализа сознания по типу «что» анализ сознания по типу «как», «почему» совершается умственная операция, как работает ум, когда он имеет дело с окружающим миром, каковы операции, при помощи которых сознание решает задачи в приспособительном акте. Функция (операция) становится предметом исследования. Изучить ее - значит раскрыть ее координацию с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешним миром, на который она направлена. Психическая функция с точки зрения ее полезности является инструментом приспособления к окружающим. Нацеленность на анализ психики в жизненных ситуациях способствовал развитию прикладных областей -тестирования, педагогической, медицинской, юридической, промышленной психологии. Дьюи, например, занимался проблемами обучения. Психологи этого направления выступили против представлений Титченера о психологии как чистой науке, считая, что «функционалист находит удовольствие в общественном применении его трудов». Значение, ценность, отношение не должны быть исключены из психологии только по причине их ненаблюдаемости, как считали структуралисты. А также функционалисты требовали не ограничиваться только областью сознания, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела.
Функциональная психология оказалась полезной для становления прикладных отраслей, оказала влияние на психологов разных стран (швейцарец Э.Клапаред, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге). Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: это и психические акты (видение, слышание и т.п.), и функция функции, как в физиологии (дыхание как функция снабжения кислородом).
Противопоставление структурализма и функционализма на рубеже 19-20 веков выявило односторонность каждого из подходов. Структурализм абстрагировался от роли сознания в поведении, а психология акта и функционализм недооценивали содержательную сторону сознания. Психологические исследования содержания сознания в современной психологии открывают большие возможности для понимания внутреннего мира человека. Задача заключается в том, чтобы сделать сознание по-настоящему содержательным при изучении его психологией. К началу 20-го века положение психологии Н.Н.Ланге сравнивал с Приамом, сидящим на развалинах Трои, т.к. она была раздроблена на ряд направлений и вступила в период открытого кризиса.
Развитие функционализма как противника экспериментальной психологии В. Вундта. Наряду с последователями В. Вундта появляются и противники его теории, которые активно развивают свои направления и концепции. Так, ярым противником не только теории В. Вундта, но и традиционной элементаристской ассоциативной психологии в целом является Ф. Брентано, создавший свою концепцию понимания человека и назвавший ее функционализмом. Дальнейшее развитие в Америке этого направления осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.
4. Антитеза функционализм — структурализм как главное содержание теоретической борьбы в зарубежной психологии сознания конца XIX—XX вв. высветила односторонность каждого из этих подходов. Структурализм строил свои исследования, абстрагируясь от роли сознания в поведении, а психология акта и функционализм недооценивали содержательную сторону сознания. Этот спор поучителен и для современной психологии. Как показали новейшие исследования в области субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Шмелев и др.), психологический анализ содержания сознания открывает новые и большие возможности для понимания субъективного внутреннего мира человека. Задача заключается, поэтому не в том, чтобы исключить содержание сознания из сферы психологического изучения, а сделать его по-настоящему содержательным.