Структура коммуникативного действия
Элементарная единица общения – коммуникативное действие.
Код
А « В
Контекст
Структурные компоненты коммуникативного действия:
Субъекты общения: отдельные индивиды или группы.
Сообщение - информация, передаваемая от одного субъекта другому.
Код– система значений тех знаков, которые передаются в ходе общения от одного субъекта к другому. Это правила языка, используемые для передачи сообщения.
Контекст – «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
Можно выделить культурно-исторический контекст, контекст групповых отношений и контекст межличностного общения.
Культурно-исторический контекст – это культурные традиции, нормы, ценности, символы, ритуалы, правила поведения, знание и учет кото-рых необходимы в случае общения с людьми соответствующей культуры.
Контекст групповых отношений – это конкретные особенности групповых отношений, обусловленные принадлежностью людей к конкретной группе и проявляющиеся в их поведении.
Контекст межличностного общения – это реальный смысл, которым наделяют свои отношения их участники.
Общение, соответствующее контексту и прямо выраженное, считается явным. Другое сообщение при этом оказывается скрытым.
Средства общения.Различают вербальные, невербальные и технические средства общения.
Вербальные (речевые) средства – это устная и письменная речь, звучащее или написанное слово. Речь является основным средством формирования, выражения и передачи деловой информации. Кроме того, речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По особенностям речевого поведения человека можно судить о его профессии, увлечении, жизненном опыте.
К невербальным средствам относятся:
- Кинесические средства: мимика, жесты, пантомимика (телодвижения, позы).
- Паралингвистические средства: качество голоса, его диапазон, тональность, тембр.
- Экстралингвистические средства: паузы, смех, плач, кашель.
- «Контакт глаз»: направленность взгляда говорит о характере контакта,
- Формы телесного контакта: рукопожатия, похлопывания, объятия и др.
- Проксемические средства: пространственное расположение партнеров.
- Внешний вид участников деловой коммуникации (одежда, прическа, аксессуары и др.) и оформление офисов.
- Знаково-символические средства: логотипы, торговые марки, государственная, групповая символика, подарки т.п..
- Ритуальные (перформансные) объекты и действия.
- Технические средства: аудио- и видеотехника, компьютеры, факсы и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Покажите роль деловой коммуникации в профессиональной деятель-ности и в частности в рекламном бизнесе и в связях с общественностью?
2. Раскройте сущность общения, назовите его характерные признаки.
3. Проанализируйте каждую из сторон общения.
4. Охарактеризуйте основные виды общения.
5. Дайте определение деловому общению. Перечислите особенности деловых отношений.
6. Постарайтесь объяснить, в чем заключается формально-ролевой характер делового общения.
8. Рассмотрите функции делового общения.
9. Выделите основные структурные компоненты коммуникативного действия и охарактеризуйте их.
10. Выделите невербальные средства, особенно значимые для PR-деятельности и рекламы.
Основные понятия:общение, коммуникация, перцепция, интеракция, деловое общение, функции делового общения, структура делового общения, субъекты общения, сообщение, код, контекст, средства общения, точность,
ТЕМА 2
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Речевые формы делового общения и их специфика
2. Основные правила делового разговора
3. Слушание в деловой коммуникации
4. Вопросно-ответная форма деловой коммуникации
5. Обратная связь в деловом общении