Основные методы профориентации
Сущность любой методики — расширение возможностей само-
°Психолога-практика. Если психолог обладает природным обая-
ем, высокими импровизационными способностями, жизнен-
1м и профессиональным опытом и т. п., ему могут и не понадо-
биться многие эффективно работающие методики. Правда, . такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то уда| но выбранная методика может подстраховать его, ведь постоя! ' работать в активном, творческом режиме довольно сложно.
Обычно при рассмотрении практической методики выделяй 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержа! методики и 2) психотехническую модель, где отражены продел ра, условия использования методики, а в хорошо описанных м| тодиках и возможные трудности при ее проведении. Имитацио! ная и психотехническая модели относятся к методике как к «вне! нему средству», представленному в различных книгах и ческих пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготс ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см| делированных в методике проблемах (владеющий имитационщ моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс хотехнической моделью). Все это относят к методике как к «вь реннему средству работы психолога».
Как отмечает Е. А. Климов, методика — это как минимум вокупность внешних и внутренних средств профессиональной, ятельности психолога [11, с. 117—118]. Иногда бывает так, что пс холог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работат подобными процедурами практически. И тогда использовав методики будет менее эффективным.
При прогнозировании эффективности методики важно е! учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) гото| воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данн| процедурах. Важно учитывать и приемлемость рассмотрения э проблем в данном учреждении (например, нет ли противоде ствия со стороны администрации и коллег), а также прие' мость использования процедуры методики (например, в некс рых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школы кам тесты уже надоели»). В подобных ситуациях профконсульта" нужно либо постараться «просветить-переубедить» админист цию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понМ необходимость тестирования или использования игровых ме| дов, работать с этими методами как-то «полуподпольно», чте не сталкиваться с открытым противодействием влиятельн школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с вые! образованием) в немалой степени отвечает за то, как и с по» щью каких методов он работает.
Ниже представлены основные группы методов профорие* ции, составленные в соответствии с выделенными ранее ными целями профориентационной помощи [20; 21].
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы — краткие описания профессий (пробле> том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспр!1
маются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографиче-ской информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»);
различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-Влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон-сУльтанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа-Ции больше, чем традиционное тестирование);
опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, 0 Для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль-с Инства, это более важная диагностика, чем определение спо-°°ностей к профессии);
опросники профессиональных способностей (требуется очень из бирательное их использование и особая подготовка профконсуд^ танта при интерпретации результатов; эти опросники оправдыва ют себя применительно к профессиям с особыми условиями тр\ да; для большинства же профессий «профпригодность формир5 ется в самой трудовой деятельности» — по Е. А. Климову);
«личностные» опросники (для их использования требуется осе бая подготовка профконсультантов, понимание смысла и огранг чений применения такого типа опросников в профконсультащц По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает мае проблем); настоящий личностный тест — это поступок человек; ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность против" стоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно мног сказать и по его поведению в общественном транспорте; таг-образом, получается, что тест на «личность» — это, с одной с роны, поступок глобального масштаба, но, с другой сторо! это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жиз* так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредне ном» режиме жизни;
проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования);
метод наблюдения — это «один из основных научно-практиче
ких методов работы психолога» — по Е. А. Климову (при услов^
владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и пар*
метров наблюдения, способов наблюдения и фиксации резуль1!
тов, способов интерпретации результатов и др.); •
сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро/ лей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при ус вии тактичности и этической корректности такого опроса, кс получение косвенной информации не ставит знакомых и др> интересующего профконсультанта человека в положение «с™ чей» и доносчиков);
психофизиологические обследования (в широкой практике име смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специа ных исследованиях могут быть использованы для самых раз! видов трудовой деятельности);
«профессиональные пробы» в специально организованном
ном процессе по типу «Р-теста» японского профессора Фукуя
обычно они требуют очень больших материальных затрат (соЗ|
ние мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и о{8
низаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходят к услов!
современной РФ; •
использование различных игровых и тренинговых ситуаций,! моделируются различные аспекты профессиональной деятели сти (например, особенности общения или нравственного
ра), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в ^рудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);
использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориента-ционной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
«пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга',
личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
различные положительные (успешные) примеры самоопределе-Нця, на которые может ссылаться профконсультант для повыше-Ния уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
«праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики т°й аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. тобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «тор-ественное заорганизованное мероприятие»). Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии ре-
построение «цепочки» основных ходов (последовательных ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и пер пектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представ! возможные жизненные перспективы самоопределяющегося века;
построение системы различных вариантов действий клиента виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к о пределе^] ной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные вариа ты перспектив;
использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения специальности в конкретном заведении (обычно используются; заключительных этапах консультации).