Глава 17. виды наказаний и их система 1 страница
Литература
Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. Минск, 1976.
Петрашов В.Н. Гуманизация системы наказаний в советском уголовном праве. Ростов н/Д, 1988.
Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981.
Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов н/Д, 1987.
Дуюнов В.К., Цветинович А.Л. Дополнительные наказания. Теория и практика. Фрунзе, 1986.
Дуюнов В.К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. Самара, 2003.
Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск, 2000.
Михлин А.С. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
Погосян Т.Ю. Штраф как мера уголовного наказания. Свердловск, 1989.
Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М., 1984.
Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. Казань, 1980.
Сундуров Ф.Р., Бакулина Л.В. Лишение свободы и права осужденных в России. Тольятти, 2000.
Сундуров Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве. Казань, 2005.
Тютюгин В.И. Лишение права занимать определенные должности как вид наказания по советскому уголовному праву. Харьков, 1982.
Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1997.
Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: функции, система, виды. Куйбышев, 1989.
§ 1. Понятие системы наказаний и ее признаки
1. Понятие системы наказаний. Уголовному законодательству России не известно понятие "система наказаний". В ст. 44 УК РФ, имеющей наименование "Виды наказаний", в определенном порядке перечислены все те меры уголовно-правового характера, которые законодатель считает видами наказаний. К таковым он относит:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу. - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертную казнь.
В теории же уголовного права закрепленный законом перечень наказаний традиционно именуется понятием "система наказаний". Что, собственно говоря, имеет под собой основание. Хотя некоторые авторы при определении системы наказаний сводят ее лишь к перечню наказаний <1>.
--------------------------------
<1> См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 2004. Т. 1: Общая часть. С. 351; Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. Краснодар, 1999. С. 296; и др.
Система наказаний предполагает, что: 1) перечень видов наказаний не является беспорядочным; 2) она состоит из определенных элементов (видов наказаний и их групп); 3) элементы системы упорядочены и структурно взаимозависимы; 4) как целостное единство система наказаний относительно самостоятельна и в то же время находится в системно-структурном взаимодействии с другими системами уголовного права, например с иными мерами уголовно-правового характера; 5) дополнение или исключение из системы того или иного элемента (вида, а тем более группы наказаний) влечет изменение всей системы наказаний, что имеет принципиальное значение в процессе совершенствования уголовного законодательства.
Понятие системы наказаний должно основываться не только на анализе отдельных видов наказаний, но и на уяснении этой системы как единого целого. При ином подходе, отмечает П.П. Осипов, система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее элементов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказаний, поскольку "связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов" <1>. В некоторых нормах УК РФ также приводятся перечни (ст. ст. 61, 63, 105, 111, 162, 163 и др.), однако множество указанных в них элементов не свидетельствует о наличии их системы.
--------------------------------
<1> Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций (Аксиологические аспекты). Л., 1976. С. 69.
Система наказаний именуется таковой лишь потому, что все виды наказаний: 1) имеют своим объектом воздействия правовой статус личности; 2) выступают в качестве кары; 3) преследуют общие цели и 4) имеют общую предпосылку - совершение преступления. Иначе говоря, система наказаний слагается из однородных и одноуровневых по своей природе и социальному назначению явлений, т.е. видов наказаний.
Систему наказаний нельзя сводить лишь к их перечню еще и потому, что она, помимо ст. 44, регулируется и в ряде других норм УК РФ, в частности при регламентации альтернативных санкций норм Особенной части, назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64), порядка определения сроков наказания при сложении наказаний (ст. 71), исчисления сроков наказания и зачета наказания (ст. 72), замены некоторых наказаний в случае злостного уклонения от их отбывания другими, более строгими видами наказаний (ст. ст. 46, 49, 50 и 53), замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80), а также ряда других уголовно-правовых вопросов (ст. ст. 10, 66, 68, 69, 70, 73, 81, 82).
Таким образом, система наказаний, по сравнению с их перечнем, более сложное явление. В то же время следует отметить, что перечень наказаний определяет основные параметры этой системы.
Система наказаний одновременно имеет субъективный и объективный характер. Субъективность системы наказаний определяется тем, что создается государством, т.е. по воле людей. А ее объективность заключается в том, что воля государства, проявляющаяся в законотворчестве, должна быть социально обусловленной. Кроме того, после введения уголовного закона в действие система наказаний сама становится объективной реальностью. В процессе назначения судами наказаний в рассматриваемую систему вновь привносится субъективный момент (судья назначает наказание на основе закона и в то же время по своему внутреннему убеждению). Как подчеркивает А.Л. Цветинович, практически одновременно существуют две системы наказаний - идеальная, т.е. содержащаяся в законе, и реальная, существующая в судебной практике <1>. Суды, естественно, должны руководствоваться нормами, регламентирующими систему и определенные виды наказаний, а также принимать во внимание санкции норм Особенной части УК РФ. В то же время и законодатель должен чутко улавливать тенденции в судебной практике и, если это необходимо, своевременно вносить изменения в закрепленную законом систему наказаний.
--------------------------------
<1> См.: Уголовное право России. Часть общая / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 1999. С. 347.
С учетом изложенного систему наказаний можно определить как социально обусловленную, закрепленную уголовным законом и применяемую судом с учетом требований индивидуализации наказания совокупность взаимодействующих между собой отдельных видов наказаний и их групп, построенную по принципу возрастания их строгости.
С точки зрения эффективности уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление, и иных граждан система наказаний должна отвечать следующим требованиям: 1) в систему должны входить различные по своему содержанию наказания; 2) она должна обеспечивать возможность для суда реализации требования индивидуализации назначения наказания; 3) система наказаний может обеспечивать решение задач уголовного законодательства только при своей относительной стабильности; 4) она носит исторически изменчивый характер, т.е. нельзя запаздывать с ее реформированием в соответствии с изменяющимися социальными реалиями.
2. Признаки системы наказаний. Исходя из предложенного выше определения понятия системы наказаний можно выделить и ее признаки.
1. Система наказаний обусловлена социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни общества. Если, допустим, убийство подневольного в рабовладельческом обществе вообще не рассматривалось убийством, а наиболее предпочтительными видами наказаний были смертная казнь и членовредительские наказания, то во многих современных странах наказание в виде смертной казни справедливо признается в качестве неприемлемой с точки зрения общечеловеческих ценностей меры уголовно-правового воздействия. Социальную обусловленность системы наказаний можно проследить и на примере последних десятилетий истории российского общества. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. система наказаний включала в себя общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, направление в лечебно-трудовой профилакторий, ссылку и высылку. Все эти наказания не предусмотрены действующим УК РФ. В то же время с учетом новых социальных реалий законодатель включил в ныне регламентированную систему неизвестные для советских УК некоторые виды наказаний - обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Некоторые наказания предусмотрены в УК РФ в измененном виде. Например, в настоящее время предусмотрен только один вид исправительных работ - в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ). По сравнению с УК РСФСР 1960 г. в ныне действующем УК РФ существенно повышены размеры штрафа и предусмотрен новый порядок его исчисления (ст. 46). Включение в систему каждого из перечисленных видов наказаний или изменение содержания некоторых из них имеет, как говорится, свои обоснования. Однако применительно к каждому виду наказания можно усмотреть влияние изменившихся в российском обществе социально-экономических, нравственных и политических условий.
2. Система наказаний закреплена уголовным законом. В нормах УК РФ исчерпывающим образом законодатель определил не только круг отдельных видов наказаний, но и их систему. Все те уголовно-правовые меры, которые законодатель включил в перечень наказаний, считаются таковыми, и наоборот, не упомянутые в этом перечне не могут признаваться наказаниями. Тем более в других правовых актах не могут устанавливаться наказания или регулироваться те или иные вопросы, касающиеся их системы. Категория "наказание" имеет сугубо уголовно-правовой характер. Хотя понятие наказания и употребляется в других отраслях законодательства (например, в административном), науки и социальной практики (например, в педагогике применяется наказание в качестве метода воспитания), тем не менее оно имеет в этих случаях иной смысл.
3. Система наказаний имеет обязательный характер для суда. Этот признак следует понимать в том смысле, что если суд назначает наказание, то он, как правило, должен избрать тот вид наказания, который предусмотрен санкцией соответствующей нормы Особенной части УК РФ, а последняя, в свою очередь, должна быть согласована с перечнем наказаний (ст. 44 УК РФ). Только в ряде случаев, непосредственно регламентированных законом, суд может назначить более мягкий вид наказания по сравнению с предусмотренными санкцией нормы Особенной части УК. Обязательность системы наказаний предполагает, что суд в качестве наказания не может назначить виновному в преступлении такую меру уголовно-правового характера, которая не включена в перечень наказаний. Однако она не исключает применения к нему иной, помимо наказания, меры уголовно-правового характера (например, условного осуждения, освобождения от наказания и др.). Действующий УК РФ предоставляет достаточную свободу для суда в индивидуализации наказания при его назначении и применения иных мер уголовно-правового характера. Поэтому можно сделать вывод, что "идеальная" система наказаний, т.е. закрепленная в законе, в судебной практике подвергается существенной корректировке и адаптации к социальным реальностям. Проследим практику назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера судами в Республике Татарстан в 2006 г., которая мало чем отличается от общероссийских показателей (см. табл. 1).
Таблица 1
┌──────┬──────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│ N │ Вид наказания и иной меры │ Число │
│ п/п │ уголовно-правового характера │ осужденных │
│ │ ├───────┬──────┤
│ │ │человек│ % │
├──────┴──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ Всего осуждено с назначением │ 23164 │ 100 │
│ наказания, в том числе и условно │ │ │
├──────┬──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 1 │Смертная казнь │ - │ - │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 2 │Пожизненное лишение свободы │ 2 │ 0,01 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 3 │Лишение свободы на определенный срок │ 7137 │ 30,8 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 4 │Исправительные работы │ 1135 │ 4,9 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 6 │Штраф │ 2614 │ 11,3 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 7 │Условное осуждение к лишению свободы │ 10846 │ 46,8 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 8 │Условное осуждение к иным видам наказания │ 625 │ 2,8 │
├──────┴──────────────────────────────────────────┴───────┴──────┤
│ Дополнительные наказания │
├──────┬──────────────────────────────────────────┬───────┬──────┤
│ 9 │Штраф │ 65 │ 0,3 │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 10 │Лишение права занимать определенные │ 42 │ 0,2 │
│ │должности или заниматься определенной │ │ │
│ │деятельностью │ │ │
├──────┼──────────────────────────────────────────┼───────┼──────┤
│ 11 │Лишение званий, чинов и наград │ - │ - │
└──────┴──────────────────────────────────────────┴───────┴──────┘
Как видно, судебная практика существенным образом корректирует систему наказаний, закрепленную в УК РФ. Наиболее часто назначаемыми видами наказания являются лишение свободы, исправительные работы и штраф. В единичных случаях применяется такой вид наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Необоснованно редко назначается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время не всегда обоснованно применяется условное осуждение. Свыше половины всех лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, осуждаются в России условно. Фактически судебная практика свидетельствует о кризисе закрепленной в законе системы наказаний, которая не способна полностью обеспечить реализацию принципа индивидуализации назначения наказания.
4. Система наказаний содержит исчерпывающий перечень видов наказаний. К наказаниям можно отнести только те меры уголовно-правового характера, которые включены в перечень наказаний. Поэтому в санкциях норм Особенной части УК РФ могут указываться только меры, включенные законодателем в этот перечень. Естественно, и суд может назначить наказание из числа предусмотренных в рассматриваемом перечне. В основе системы наказаний лежит принцип nullum penal sine lege ("нет наказания без указания о том в законе"). Этим самым законодатель устанавливает гарантию прав осужденных от неограниченного произвола суда.
5. Одним из признаков системы наказаний является ее упорядоченность. В системе наказаний каждый вид наказания занимает строго определенное место в зависимости от его сравнительной строгости. В советских Уголовных кодексах использовался принцип построения системы наказаний "от более строгого к менее строгому виду наказания". Этот же подход мы видим в УК Италии 1930 г. (ст. 17), УК Швейцарии 1937 г. (ст. ст. 35 - 40), УК Франции 1992 г. (ст. 131-1 - 131-18), УК Испании 1995 г. (ст. 33).
В основу системы наказаний, закрепленной действующим УК РФ, положен противоположный принцип: виды наказаний в перечне наказаний и альтернативных санкциях норм Особенной части УК перечисляются начиная с менее строгих. Следовательно, предшествующий вид наказания всегда должен рассматриваться в качестве менее строгого по сравнению с последующим его видом. Такое построение системы наказаний имеет глубокий практический смысл - законодатель ориентирует суды прежде всего на назначение менее строгих видов наказаний из числа предусмотренных санкцией нормы Особенной части УК. В ч. 1 ст. 60 УК РФ закреплено положение, согласно которому более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. Через построение системы наказаний от менее строгих к более строгим реализуется требование экономии мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление.
6. Одним из признаков системы наказаний является наличие в ней структурно взаимосвязанных элементов. Иначе говоря, система наказаний имеет свою структуру. Это означает - изменение отдельных элементов данной структуры ведет к изменению всей системы наказаний.
В качестве элементов структуры системы наказаний можно рассматривать как отдельные виды наказаний, так и группы схожих между собой видов наказаний. В наиболее обобщенном плане структуру системы наказаний можно представить следующим образом: 1) наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы; 2) наказания, имеющие своим объектом свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и 3) смертная казнь. Исключение из системы или существенное изменение того или иного элемента объективно ведет к изменению ее в целом. Представим себе, из системы наказаний будет исключена смертная казнь. Изменится ли в связи с этим структура и содержание системы наказаний в целом? Безусловно, не теряя своих социальных ориентиров, своего социального назначения, система наказаний в этом случае приобретет глубокое нравственное значение.
§ 2. Виды наказаний и их классификация
1. Понятие вида наказания. Наказание есть принудительная мера, выражающаяся в определенной совокупности правоограничений. Вид наказания - это конкретное наказание, имеющее свойственную ему совокупность правоограничений и соответствующее наименование. Нет ни одного вида наказания, который бы по объему кары, т.е. по своему содержанию, совпадал с каким-то иным его видом. Наименование каждого вида наказания отражает его содержание.
Некоторые виды наказаний имеют подвиды. Например, лишение свободы назначается с отбыванием в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах. Эти подвиды лишения свободы отличаются друг от друга по порядку его отбывания, т.е. совокупностью правоограничений, по объему кары. Так, в тюрьме круг правоограничений значительно шире, чем в исправительных колониях, хотя в них осужденные отбывают один и тот же вид наказания.
Перед каждым видом наказания стоят одни и те же цели, в то же время они отличаются друг от друга по средствам их достижения. В силу неодинакового "набора" правоограничений некоторые наказания не всегда могут обеспечивать в равной мере достижение всех целей. Так, для наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью приоритет имеет цель специального предупреждения преступлений, т.е. предупреждение новых преступных деяний со стороны осужденного.
Анализ законодательства показывает, что различные виды наказаний отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по условиям и порядку их применения. Это обстоятельство привносит еще большее разнообразие в систему наказаний. Например, ни в одной санкции нормы Особенной части УК не указывается наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, однако в соответствии со ст. 48 УК при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить осужденного указанных званий, классного чина и государственных наград.
В обиходе практикующих юристов, да нередко и в теоретических работах помимо понятия "вид наказания" употребляется и понятие "мера наказания". Понятие "мера" законодатель использует лишь в одном случае - при обозначении иных, помимо наказания, мер уголовно-правового характера (ст. ст. 2, 6 и 7 УК РФ). Вид и мера наказания - не однопорядковые категории. Понятие "мера наказания" употребляется для обозначения конкретного наказания (его вида, срока или размера), назначенного судом виновному в совершении преступления. Мера наказания означает не только качественную его характеристику (вид наказания), но и количественное измерение наказания.
Следует отметить, что не все виды наказаний могут измеряться, т.е. дифференцироваться в соответствии с их сроком или размером. Таковыми являются абсолютно определенные наказания - пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
2. Классификация видов наказаний. Объективная основа классификации видов наказаний заключается в том, что каждый вид наказания характеризуется своим содержанием и порядком его назначения и исполнения.
Классификация означает распределение однопорядковых явлений по определенным группам на основе тех или иных критериев или оснований. Все виды наказаний по своей сущности и социальному предназначению находятся в одном ряду, или классе, поэтому они вполне могут быть сгруппированы по тем или иным критериям.
Основные и дополнительные наказания. Классификация видов наказаний на основные и дополнительные проведена на законодательном уровне. В ст. 45 УК РФ закреплено:
"1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний".
Проведенная законодателем классификация наказаний предопределяет ряд требований: 1) основные наказания не могут сочетаться друг с другом; 2) наказания, которые могут применяться только в качестве дополнительных, не могут назначаться самостоятельно, т.е. без применения основных видов наказаний; 3) наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут назначаться самостоятельно либо в качестве дополнения к основному наказанию.
Само наименование основных и дополнительных видов наказаний свидетельствует о том, что последние должны назначаться судом в качестве дополнения к основному виду наказания. Если же одновременно назначается основной и дополнительный виды наказания, основное уголовно-правовое воздействие на лицо, совершившее преступление, осуществляется через применение основного вида наказания, а дополнительное наказание выступает вспомогательным средством этого воздействия.