Алгоритмический анализ деятельности экипажа (этапы: содержательное описание формализованных действий, разработка алгоритмов)
Алгоритмический анализ деятельности экипажа может производиться с целью оценки рациональности распределения обязанностей между членами экипажа, определения минимального времени выполнения заданного алгоритма, обоснования предельно-допустимых условий полета в заданной практической ситуации, выявления оперативной перегруженности членов экипажа.
Содержание и порядок алгоритмического анализа. Алгоритмический анализ деятельности включает следующие этапы:
- составление содержательного описания формализованных действий экипажа для заданной полетной ситуации. Описание составляется на основании данных РЛЭ, конструкции ВС и другой специальной литературы. Уровень детализации технологии работы используется такой же, как в РЛЭ для распределения обязанностей между членами экипажа;
разработка алгоритмов действий членов экипажа на уровне функциональных операций (ФО). или так называемых типовых комплексов элементарных действий (ТКЭД). В общем виде можно записать:
Из приведенного соотношения следуют различные варианты содержания ТКЭД в зависимости от принятия решения (ПР): может последовать управляющее воздействие (УВ) или переход к работе по другому алгоритму. Графическое толкование ТКЭД представлено на рис.
Разработка алгоритмов действий членов экипажа производится на основании распределения функциональных элементов содержательного описания между членами экипажа. Функциональные элементы детализируются до уровня функциональных операций и записываются в таблицы отдельно для каждого члена экипажа, Фрагмент формализованного описания действий экипажа приведен в табл.
Каждая функциональная операция, приводимая а табл. в графе « Вид
ОЕ» (оперативные единицы), представляется в виде последовательности
афферентных (а) и эфферентных (Е) оперативных единиц, записываемых в
порядке их выполнения. В графе "Примечание» приводятся данные о повороте головы, переносе руки и другие характеристики моторных действий членов экипажа, используемые в данной функциональной операции.
Формализованное описание следует разбить на участки по функциональному признаку, т.е. части технологии работы члена экипажа, представляющие собой небольшие завершенные задачи по траекторному движению ВС, по управлению ФС ВС или по другим признакам. От количества выделенных участков зависит точность анализа оперативной загруженности членов экипажа. Чем больше выделенных участков, тем точность анализа выше. Все выделенные участки заносятся в одну таблицу и таким образом составляется весь алгоритм действий члена экипажа.
Для каждого выделенного участка определяется сумма оперативных единиц, а также минимальное потребное время для его выполнения. Суммарное количество оперативных единиц подсчитывается с учетом афферентных и эфферентных операций, выделенных в каждой функциональной операции. Количество оперативных единиц в каждом выделенном участке в дальнейшем будет использоваться для расчета интенсивности действий члена экипажа ВС.
Минимальное потребное время на выполнение участка алгоритма подсчитывается по временным данным, приведенным в табл. Суммарное время выполнения всех выделенных участков определяет минимальное потребное время на выполнение всего заданного алгоритма действий;
- определение располагаемого времени до выхода на предельные или эксплуатационные ограничения (в зависимости от цели анализа). Расчет производится по формуле (8) или по другим аналитическим зависимостям, вытекающим из схемы движения ВС или характера изменения того или иного параметра работы ФС ВС;
- расчет интенсивности выполнения заданных формализованных действий для каждого члена экипажа по выделенным участкам алгоритма производится по формуле
- определение интенсивности пилотирования по заданным условиям полета по
графику на рис;
- определение суммарной интенсивности по выделенным участкам алгоритма;
- построение диаграмм оперативной загруженности, т.е. диаграмм распределения интенсивности действий по участкам данного алгоритма для каждого члена экипажа. Определение резерва интенсивности и перегруженных участков с интенсивностью раиной или превышающей заданные ограничения;
- сравнение диаграмм оперативной загруженности членов экипажа, при необходимости перераспределение обязанностей и внесение изменений к алгоритм действий экипажа и, соответственно, повторение необходимых расчетов; выводы и рекомендации.