Реабилитационное консультирование
Реабилитационное консультирование сосредоточивается на обслуживании людей с инвалидностью. Из-за такой специфической направленности реабилитационная работа представляется отличной от остальных ветвей консультирования (Emeпег & Cottone, 1989). Частично такое восприятие правильно. Реабилитация определяется как переобучение людей с приобретенными увечьями, которые ранее жили независимой жизнью. Смежная область, обучение (абилитация) инвалидов (habilitation) сосредоточивается на обучении клиентов с врожденными нарушениями, никогда не бывших самостоятельными (Bitter, 1979).
Реабилитационные консультанты также проводят различие между инвалидностью и неполноценностью. Человек с инвалидностью имеет какое-либо физическое или психическое нарушение, которое ограничивает его деятельность или выполнение трудовых обязанностей (U.S. Department of Health, Education and Welfare, 1974). В Законе об американцах-инвалидах (American with Disabilities Act, 1990) предполагается, что в США насчитывается свыше 40 миллионов инвалидов. Эти люди «в связи со своей инвалидностью постоянно сталкиваются с неправильными представлениями, предубеждениями и притеснениями, которые влияют на их каждодневные социальные взаимодействия» (Leierer, Strohmer, Leclere, Corwell & Whitten, 1996, p. 89). В результате большое количество людей с инвалидностью являются безработными и неспособны достичь независимого статуса (Blackorby & Wagner, 1996).
Неполноценность, которая связана с инвалидностью, но отличается от нее, представляет собой «видимое или различимое ограничение, которое обусловлено существованием различных барьеров» (Schumacher, 1983, р. 320). Она является совокупным результатом препятствий, которые инвалидность ставит между человеком и его максимальным уровнем функционирования (Olkin, 1994; Wright, 1983). Примером инвалида (при неполноценности) является паралитик, проживающий в квартире на третьем этаже в здании без подъемника, или человек с на--рушениями слуха, получающий устные инструкции. Реабилитационные консультанты помогают клиентам в подобных ситуациях преодолевать препятствия и эффективно справляться со своей инвалидностью.
Другой аспект реабилитационного консультирования, который отличает его от других форм консультирования, – это его историческая связь с медицинской моделью предоставления услуг (Ehrle, 1979). Особое значение медицинской модели легко понять, если вспомнить, насколько тесно специалистам по реабилитации приходится работать с физическими проблемами. «Практика реабилитационного консультирования требует специальных знаний в области медицинской терминологии, диагноза, прогноза, оценки связанных с недееспособностью ограничений профессиональных возможностей и умения подобрать работу в контексте социально-экономической системы» (Emener & Cottone, 1989, p. 577).
Хотя медицинская модель изначально доминировала в реабилитационном консультировании, постепенно стали появляться более прагматичные модели помощи (Anthony, 1980; Livneh, 1984). Две такие модели – модель меньшинства, которая предполагает, что люди-инвалиды составляют меньшую группу, чем люди с патологиями, и модель равного консультанта, которая предполагает, что люди, сами непосредственно получившие опыт инвалидности, лучше помогут тем, кто недавно стал инвалидом (Olkin, 1994).