Психологические эффекты взаимодействия людей
Социальная фасилитация.1) Тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Усиление доминантных реакций в присутствии других людей (Майерс Д., 1997). Понятие фасилитация ввёл в научный обиход польский психолог Зайонц. В переводе с английского facilitate означает облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация возникает на основе положительных чувств субъектов взаимодействия по отношению друг к другу и к осуществлению совместной деятельности. Фасилитатором называют человека, положительно влияющего на общий настрой группы и способствующий эффективной деятельности каждого субъекта.
Социальная ингибиция– тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы (Андриенко Е.В., 2000). Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Сопровождается развитием патогенных психических состояний у одного или нескольких взаимодействующих и коммуникативными барьерами. Явление, противоположное фасилитации.
Феномен социальной ингибиции наглядно проиллюстрирован в небезынтересном опыте, проводившемся в 20-ые годы в Берлине в школе К.Левина. Испытуемыми выступали студенты – люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный явств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а лишь внимательно следил за испытуемыми и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и в большинство вставали из-за стола голодными.
Эффект Рингельманазаключается в зависимости размера индивидуального вклада в общее дело от количества участников: чем больше людей участвует в совместной деятельности, тем меньше индивидуальный вклад каждого отдельного участника.
Первые опыты, в которых был выявлен этот эффект относятся к 1927 году. Тогда в ходе экспериментов с поднятием тяжестей в группах разной величины было обнаружено, что по мере увеличения количества участников происходит постепенное снижение средних индивидуальных вкладов в итоги групповой работы. Так, если продуктивность одного человека, поднимающего штангу, принять за 100%, то двое в среднем «в четыре руки» преодолевают не в два раза больший вес, а лишь 93% от суммы весов, которые могут поднять два человека по отдельности. КПД индивида в группе из восьми человек – только 49% (Степанов С.С., 2004).
Признаки совместной деятельности:
наличие единых целей для участников;
общая мотивация;
разделение единого процесса деятельности на отдельные связанные действия;
взаимосвязанность и взаимозависимость участников деятельности;
координация и согласование деятельности;
необходимость в управлении;
наличие единого конечного результата;
единое пространственно-временное функционирование участников деятельности.
* * *