Тематика самостоятельной работы по аннотации психодиагностических методик
В таблице перечислены методики которые необходимо законспектировать, если отмечается «по выбору», значит студент по своему усмотрению имеет право выбрать методику для анализа. В остальных случаях студент предоставляет к отчету законспектированные методики в соответствии с таблицей. Замена конспектируемых методик проводится при согласовании с ведущим преподавателем и не может касаться методик направленных на исследование личности.
При конспектировании придерживаться следующего плана:
1. Название методики.
2. Автор.
3. Область диагностики в соответствии с теорией.
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.).
5. Данные о стандартизации.
6. Аннотация инструкции.
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.).
8. Особенности анализа данных.
9. Интерпретация данных.
№ | Сфера | Направленность | Методика |
1. | Псих.процессы | Ощущение, восприятие | Три методики на выбор (в соответствии с возрастами) Методика «Компасы», кубики Коса |
2. | Память | Три методики на выбор (в соответствии с возрастами) Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву Методика Л.С.Выготского | |
3. | Воображение | «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вербального воображения. Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости представлений | |
4. | Мышление | «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями. «Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей. «Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычислений. Тест на логическое мышление | |
5. | Интеллект | Тест Д.Векслера (взр, дет варианты) Тест Р.Амтхауэра, Тест Г.Айзенка Прогрессивные матрицы Дж.Равена Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла Тест Ф.Гудинафа «Рисунок человека» | |
6. | Псих.свойства | Темперамент | Теппинг-тест для оценки свойства лабильности и процесса возбуждения нервной системы Павловский темпераментальный опросник (ПТО) (М.В. Бодунов, Е.С. Романова, Я. Стреляу, А. Англяйтнер) Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова |
7. | Характер | Опросник Шмишека для выявления типа акцентуаций (по Леонгарду) Опросник черт характера для взрослых (ОЧХ-В) В.М. Русалова и О.Н. Маноловой Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова | |
8. | Способности | Тест (КОТ) Р.Вандерлика Тест Е. Торренса (США) для оценки вербальной и образной креативности Д.Богоявленская «Метод креативного поля» Тест педагогических способностей (на выбор) | |
9. | Состояния | Внимание | Корректурная проба Бурдона (в модификациях по возрастам) Кольца Ландольта «Таблицы Шульте» «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания |
10. | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) | ||
11. | Личность | MMPI, Mini-Mult (полный и сокращенный варианты) Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик Факторные личностные опросники Р.Кеттелла Методика «15 личностных факторов» (15ЛФ) А.Г. Шмелева Личностный опросник Г. Айзенка Личностный профиль О.Лири Опросник «Пять факторов» (ОПФ) (П.Т. Коста, Р.Р. МакКрей, адапти- рован М.В. Бодуновым) | |
12. | Типы личности | Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга Соционика А. Аугустинавичюте | |
13. | Проективные методики | Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея Мотивационный тест Х. Хекхаузена Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик Методика «Выбор цвета» М.Люшера Тест восьми влечений Л. Сонди Тест Г. Роршаха «Чернильные пятна» Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви Фрустрационный тест С. Розенцвейга | |
14. | Графические проективные методики | Проективная методика «Рисунок семьи» Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука Тест Дерева К. Коха | |
15. | Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей | Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик Опросник Басса-Дарки Методика «Hand-test» Э. Вагнера Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришина) | |
16. | Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности | Шкала самоуважения М. Розенберга. Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга, Р. Циллера, Р. Хендерсона. Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал) | |
17. | Измерение ответственности и регуляторной активности | Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Опросник локуса контроля у студентов (ЛКС) С.Р. Пантелеева. Опросник субъективного контроля (ОСК) О.А. Осницкого и Ю.С. Жуйкова | |
18. | Диагностика личностных особенностей | «Ориентационная анкета» Б. Басса «Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда Диагностика толерантности как устойчивости личности Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана | |
19. | Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности | «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна Тест школьной тревожности Филлипса Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина «Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова Опросник психического выгорания учителей А.А. Руковишникова | |
20. | Диагностика мотивации и уровня притязаний | Опросник А. Мехрабиана для измерения результирующей тенденции мотивации достижения Мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена Опросник «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова Тест юмористических фраз (ТЮФ) «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса для измерения 15 мотивационных тенденций личности. «Потребность в общении» Ю.М. Орлова Изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной | |
21. | Психодиагностика профессиональной деятельности | «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» Б.А. Федоршина | |
22. | Психологическая оценка работников в организации | Опросник стиля руководства коллективом В.А. Журавлева «Опросник на выявление типов профессионалов» М. Белби | |
23. | Диагностика адаптации и дезадаптации | Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению | |
24. | Социально-психологическая диагностика личности и группы | Социометрия Референтометрия Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона Индекс групповой сплоченности Сишора | |
25. | Диагностика межличностных отношений и особенностей общения | Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда Цветовая методика отношений Лутошкина | |
26. | Диагностика семейных, супружеских отношений | Семейный тест отношений И.М. Марковской Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко | |
27. | Диагностика родительско-детских отношений. | «Родители глазами подростка» (ADOR) (5 шкал). Измерение родительских установок и реакции (опросник PARI) Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина Проективная графическая методика «Рисунок семьи» |