Современные информационные технологии и развитие теории высших психических функций

Виды и путь влияния ИТ на ВПФ.

2. Опосредствование и переопосредствование. Развитие сознание у детей, Ш.Тёркл.

Экстериоризация

Зона ближайшего развития

1. Прямое и косвенное влияние. Прямое - связано с «эффектом преобразования» - трансформацией опосредствованной информационными технологиями деятельности в содержательном и в структурном аспекте по сравнению с традиционной, с возникновением новых форм этой деятельности. Косвенное же влияние распространяется на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом.

Культуру в целом можно интерпретировать в качестве семиотической системы, которая содержит особые алгоритмы, предназначенные для формирования человеческой психики, а также управления человеческим поведением. Культура представляет собой особую систему информационного обеспечения человеческой жизнедеятельности, ее программную среду, состоящую не столько из звуков и образов, сколько из управляющих кодов.

И тогда, например, Интернет, с психологической точки зрения, является современным этапом знакового (семиотического) опосредствования деятельности. Его можно понимать как социотехническую систему, вместе с современными цифровыми технологиями опирающуюся на традиционные знаковые системы и всемерно способствующую их количественному усложнению и качественному преобразованию. А в соответствии с положениями культурно-исторической теории развития психики, постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации «высших психических функций», включая, например, память или мышление.

2. В условиях информатизации структура высших психических функций развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения. Развитие имеет место и за счет многократного переопосредствования деятельности, уже опосредствованной ранее другими знаками и знаковыми системами. Может быть приведен описанный Ш.Текл (Turkle, 1984) пример развития сознания у детей, применяющих компьютеры. Ш.Текл наблюдала у младшеклассников развитие представлений о живой и неживой природе в результате того, что компьютеры демонстрируют свойства, которые дети считают характеризующими как живые существа (компьютер "понимает" команды, "подчиняется", "умеет решать задачи", а в играх типа "крестики-нолики" никогда не проигрывает - стало быть, "хитрит" и "обманывает"), так и неживые (сделан из металла и пластика, включен в розетку и т.п.). У исследованных Ш.Текл детей развилось представление о компьютере как о чем-то промежуточном между живой и неживой природой ("вроде живого" или "как бы живой"), чего никогда не наблюдалось у "некомпьютеризированных" детей, исследовавшихся Ж.Пиаже и другими психологами.

3. Экстериоризация: Компьютеры и Интернет опосредствуют все большее число выполняемых современным человеком видов деятельности, составляя основу современной культуры. Не случайно периодически происходящие сбои компьютеризированных систем парализуют на некоторое время финансовую, транспортную, производственную и др. отрасли и тяжело отражаются на повседневной жизни людей, особенно жителей т.н. развитых стран. Более того, осуществление руководства сложными системами без опоры на компьютеризированные системы управления повсеместно признается невозможным и превосходящим человеческие возможности. У компетентных специалистов и руководителей, у операторов таких систем стратегии и механизмы выполняемой деятельности включают как внешние (экстериоризированные), так и внутренние (интериоризированные) компоненты.

4. ЗБР: Как отмечают зарубежные последователи Л.С.Выготского, "опыт взрослого не вносит предопределенности в развитие ребенка. ... Зона ближайшего развития - это не диалог ребенка с прошлым взрослого, а диалог ребенка с собственным будущим" (Гриффин, Коул, 1988). Разработанная М.Коулом учебная среда, получившая наименование "пятое измерение", представляет собой одну из наиболее перспективных реализаций "зоны ближайшего развития" на современном этапе психологического знания. «Пятое измерение» представляет собой особую культурную среду со своими нормами, задачами, условностями и, такой метафорической фигурой, как "волшебник". Волшебник вводит детей в компьютерную среду. Очень важно, что ребенок, играя, выбирая игры, учится самостоятельно оценивать свою деятельность, повышает уровень субъективного контроля, саморегуляции. Дети сами оценивают свои успехи или неудачи. Ребенок в школе чаще всего успех определяет по оценкам учителя, а в компьютерном клубе он полностью полагается на свои силы.

Наши рекомендации