Семинар № 11. Психическая регуляция поведения и деятельности 3 страница
3. Любовь - комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
9. Чувства человека - это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
10. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача 4○. На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.
Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.
Задача 5○. Пользуясь данными о функциональной асимметрии полушарий и ее роли в формирований эмоциональных реакций, вставьте в текст пропущенные слова.
В эксперименте здоровым испытуемым демонстрировали короткометражные кинофильмы - раздельно в правое и левое полушарие (с помощью специальных линз). Они должны были оценить эмоциональный тон кинофильма как юмористический, приятный, неприятный, ужасный и т.п. по 10-балльной шкале. Оказалось, что ... полушарие "видит мир" в более неприятном, угрожающем свете, чем ... . Установлено, что поражение определенных областей ... полушария вызывает ощущение потерянности, беспомощности, подавленности, а ...-сторонние нарушения, наоборот, чаще приводят к благодушию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему настроению вопреки любым тяжелым обстоятельствам. Кроме того, человек оказывался не в состоянии адекватно воспринимать эмоциональные состояния других; понимая смысл сказанного, не понимал интонации. При ...-стороннем поражении, наоборот, утрачивается понимание смысла, но сохраняется оценка эмоциональной окраски сказанного.
Задача 6○. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.
Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.
Задача 7○. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.
"Куда ты идешь?" - спросил странник, повстречавшись с Чумой. "Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек". Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. "Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят", - упрекнул он ее. "Нет, - возразила Чума, - я погубила только пять. Остальные умерли от ...".
Задача 8○. Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции образуют "враждебную триаду"?
Задача 9○. Соотнесите фазы мыслительного процесса и интеллектуальные эмоции.
Фазы мышления: постановка проблемы; формирование догадки; первичная проверка; принятие догадки.
Интеллектуальные эмоции: догадка; стремление проникнуть в суть проблемы; динамика сомнения-уверенности; удивление; радость открытия истины; удовлетворение от получения знаний, от умственной работы.
Задача 10○. Из предлагаемого списка симптомов (по Э. Линдеманну) выберите те, которые отражают симптоматику острого горя с нормальным ходом реакций и болезненных реакций, являющихся искажениями нормального горя.
Отсрочка реакций; постоянные вздохи, особенно заметные, когда человек говорит о своем горе; искаженные реакции (повышенная активность без чувства вины; появление у человека симптомов последнего заболевания умершего); чувство вины (обвинение себя в невнимательности к умершему и преувеличение малейших оплошностей); враждебные реакции; ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности и потребностью в наказании; утрата моделей поведения; особенно яростная враждебность против определенных лиц; активность, наносящая ущерб собственному экономическому и социальному положению.
Задача 11○. Назовите факторы, определяющие, по К. Изарду, горе. На какие группы вы можете разделить следующие факторы?
Биологическая реакция, обеспечивающая групповую сплоченность; обычай улыбаться в состоянии горя; сильное, но чрезвычайно кратковременное переживание горя; утрата аффективной привязанности; ощущение потери чего-либо ценного и любимого; генетическая детерминанта горя; утрата привлекательного качества в самом себе; приспособление к потере.
Задача 12●. Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.
1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются...
2. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет...
3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали...
4. Сердце чаще поражается...
5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями...
6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями...
Задача 13●. Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н. А. Рерих, В. К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А. Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П. В. Симонов.
1. [...] определял эмоции как состояния, которые "увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее".
2. [...] утверждал: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция".
3. "Эмоции, - писал [...], - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности".
4. "Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"".
5. "Всю систему чувств, - писал [...], - можно определить как многообразие трех измерений" (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения), "в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".
6. Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
7. "Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое "радуйся", истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения".
Задача 14●. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.
1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.
4. Чувства непередаваемы языком слов и движений.
5. Без эмоций невозможны познание и деятельность.
6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
8. Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.
Задача 15●. Объясните приведенный исторический факт. Что стало причиной такого резкого изменения в эмоциональных отношениях?
В 1848 г. в результате взрыва металлический стержень длиной примерно 1 м и весом более 5 кг пробил череп некоего Финеаса Гейджа, 25-летнего мастера, работавшего на железнодорожной стройке. Из-за этого несчастного случая его левая лобная доля была удалена так чисто, как это можно было бы сделать только с помощью хирургической операции. Гейдж чудесным образом выжил, но его характер резко изменился. До ранения это был симпатичный, надежный и трудолюбивый человек. После выздоровления он стал беспокойным, крикливым, грубым и импульсивным. Наблюдавший его врач писал, что Гейдж "почти не проявляет уважения к своим товарищам, раздраженно реагирует на ограничения и советы, если они идут вразрез с его желаниями; он то невыносимо упрям, то капризен и нерешителен; строит многочисленные планы будущих действий, которые так и остаются неосуществленными".
Задача 16●. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.
1. Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову)
2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин)
3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов)
Задача 17●. Ниже приведен пример из книги К. Форбс "Mama's Bank Account". Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.
Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.
Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, - нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит.
В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему?
Задача 18●. Объясните, почему...
а) когда мы повторяем слово "лимон", во рту становится кисло?
б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?
в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают?
г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия?
д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти?
е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?
Задача 19●. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.
1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.
2. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций.
3. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.
4. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.
5. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.
6. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.
Задача 20●. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?
1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
3. Эмоции снижают страх перед неизвестным.
4. Эмоции снижают внимание к деятельности.
5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.
6. Страх - это всегда следствие недостатка информации.
7. В момент удивления отсутствуют мысли.
8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.
9. По закону Йоркса - Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно.
10. По образному выражению И. П. Павлова, "страсть можно вогнать в мышцы".
Задача 21●. Прочитайте приведенные отрывки. С кем из авторов вам хочется согласиться? Кого после этих строк вы охотнее бы завели - собаку или кошку? Поясните, чем эмоции животных отличаются от человеческих.
1. М. Цветаева, "Кошки"
Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
2. Дж. Вест, "Посвящение собаке": "Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака. Собака останется рядом с человеком в богатстве и в бедности, в здравии и болезни. Она будет спать на холодной земле, где дуют зимние ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином. Собака будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей еды; она будет зализывать раны и царапины - результаты столкновений с жестокостью окружающего мира. Собака охраняет сон своего нищего хозяина так же ревностно, как если бы он был принцем. Когда уходят все остальные друзья, этот останется. Когда все богатства улетучатся и все разваливается на куски, собака так же постоянна в своей любви, как солнце, шествующее по небу".
Задача 22●. Поясните, как определяет Ф. Е. Василюк: а) гедонистическое переживание, б) реалистическое переживание, в) ценностное переживание, г) творческое переживание. Каким личностям свойственны эти типы переживаний? Проанализируйте, какой тип переживаний мог бы быть прототипом для перечисленных исторических и литературных персонажей.
Ван Гог, Родион Раскольников, Мартин Иден, Сомс Форсайт, доктор Швейцер, Джульетта, Скарлетт О'Хара, Обломов, Глеб Жеглов, Плюшкин, Микеланджело, Гитлер, Шариков, Лолита, Павел Корчагин, Базаров, Катерина Измайлова, Петр I, Галилео Галилей, Иван Грозный, Иван Сусанин, Муссолини, Паганини, Карлсон, Воланд, Сальери, Алеша Карамазов, Лука, Васса Железнова, Колумб, отец Сергий.
Задача 23●. Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни?
1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь
2. "Не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе".
3. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2-3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.
4. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: "Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее... У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне... Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим". (Л. Н. Толстой)
Задача 24●. Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологические механизмы моделирования эмоций?
1. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.
2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму)
Задача 25★. "Переведите" на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам.
1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков)
2. ...Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак)
3. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пушкин)
4. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Баратынский)
5. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев)
6. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин)
7. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок)
8. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго)
Задача 26★. Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гамму каких переживаний они стараются передать?
Конец осенним дням.
Уже раскрыла руки
Каштана скорлупа.
(Басё)
Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот Он сметет с небес.
(Какэй)
Над ручьем целый день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
(Тиё-ни)
На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.
(Басё)
Ливень грозовой!
За траву чуть держится
Стайка воробьев.
(Бусон)
Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.
(Исса)
О, с какой тоской
Птица пленная следит
Бабочек полет.
(Исса)
Задача 27★. "Проверьте алгеброй гармонию", попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение - какое?
1. Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. - И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.
(Б. Пастернак)
2. Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
(М. Цветаева)
3. ...И в яму, в бородавчатую темь
скольжу к обледенелой водокачке
и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
и разлетаются грачи в горячке,
и я за ними ахаю, крича,
в какой-то мерзлый, деревянный короб...
(О. Мандельштам)
4. ...Сегодня чувствую в сердце
неясную дрожь созвездий,
но глохнут в душе тумана
моя тропинка и песня.
Свет мои крылья ломает,
и боль печали и знанья
в чистом источнике мысли
полощет воспоминанья...
(Ф. Гарсиа Лорка)
5. ...Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной,
Кто в забытьи немом рисует беспристрастно
Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна
Цветком причудливым в выси восхищена,
И аромат цветка всю жизнь луны заполнил...
(Малларме)
6. До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(С. Есенин)
7. Ты не знаешь, как приятно слушать
Твой милый голос,
Когда ты читаешь
Под пестрой лампой, за чаем,
Японские рассказы.
Я тихонько мешаю сахар
И слежу, как чаинки,
Кружась и танцуя,
Собираются постепенно
Все в одну горку...
И не понимаю ни слова,
Только слышу
Твой милый голос
Под пестрой лампой
Где-то далеко-далеко...
И улыбаюсь.
(В. А. Юнгер)
Задача 28★. Представьте, что вы - приверженец традиционного психоанализа. Что бы сказал психоаналитик, наблюдая следующие эмоциональные проявления? Всегда ли внешние эмоциональные проявления совпадают с их психологическим содержанием?
1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, утирая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь.
2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться рядом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начинает его задирать, грубить и подшучивать над ним.
3. Майкл и Бобби любят группу "Оазис". Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все горло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобморочном или трансовом состоянии.
4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медленно начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: "Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лукум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах... От один такой запах можно умереть!"
Задача 29★. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения.
"Образованное сердце", "канализация эмоций", "животное удовлетворение", "голые эмоции", "кричащий цвет", "страсти-мордасти", "глубокие чувства", "дикий взгляд", "накал (кипение) страстей", "паралич чувств", "слабость эмоционального резонанса", "безумная страсть", "растрепанные чувства", "сам не свой", "терять голову", "взрыв эмоций", "анатомия любви", "разрушительные эмоции", "душевное смятение", "аффект мимо", "умные эмоции", "эмоционально насыщенная мысль", "эмоциональное познание", "пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет", "эмоции - цыгане нашей психики".
Задача 30★. Прочитайте выдержки из работы К. Юнга "Психологические типы". Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где - в интровертированной. Возможны ли ситуации "пересечения" бессознательных установок?
1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату "красивый" или "хороший" не потому, что я из субъективного эмоционального переживания нахожу объект "красивым" или "хорошим", но потому, что подходит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина - красива. Или потому, например, что предикат "безобразная" может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать приятную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все казалось приятным.
2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает. Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину - интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героического характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования. Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом.