Методика: САН (Самочувствие, активность, настроение).
Инструкция: Постарайтесь вспомнить свое состояние за последний месяц и оцените, выбрав из каждой пары ниже перечисленных характеристик те, которые более сильно проявлялись.
Таблица
САМООЦЕНКА | ВЫС | СРЕД | СЛАБ | СРЕД | СЛАБ | СРЕД | ВЫС | САМООЦЕНКА | |||
Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое | С | |||||||||
Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | С | |||||||||
Пассивный | Активный | А | |||||||||
Малоподвижный | Подвижный | А | |||||||||
Веселый | Грустный | Н | |||||||||
Хорошее настроение | Плохое настроение | Н | |||||||||
Работоспособный | Разбитый | С | |||||||||
Полный сил | Обессиленный | С | |||||||||
Медлительный | Быстрый | А | |||||||||
Бездеятельный | Деятельный | А | |||||||||
Счастливый | Несчастный | Н | |||||||||
Жизнерадостный | Мрачный | Н | |||||||||
Напряженный | Расслабленный | С | |||||||||
Здоровый | Больной | С | |||||||||
Безучастный | Увлеченный | А | |||||||||
Равнодушный | Взволнованный | А | |||||||||
Восторженный | Унылый | Н | |||||||||
Радостный | Печальный | Н | |||||||||
Отдохнувший | Усталый | С | |||||||||
Свежий | Изнуренный | С | |||||||||
Сонливый | Возбужденный | А | |||||||||
Желание отдохнуть | Желание работать | А | |||||||||
Спокойный | Озабоченный | Н | |||||||||
Оптимистический | Пессимистичный | Н | |||||||||
Выносливый | Утомляемый | С | |||||||||
Бодрый | Вялый | С | |||||||||
Соображать трудно | Соображать легко | А | |||||||||
Рассеянный | Внимательный | А | |||||||||
Полный надежд | Разочарованный | Н | |||||||||
Довольный | Недовольный | Н |
Ключ:
-до 50 баллов – низкая выраженность показателей по САН;
-от 50 до 55 баллов – норма;
-от 55 баллов и выше – высокие показатели по САН
Тестовый контроль знаний.
1.Фазы стресса следуют в таком порядке:
Истощение – Тревога – Резистентность
2.Совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека или животного в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
- фрустрация
- страх
- стресс
- тревога
3. Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
- тревога
- отчаяние
- фрустрация
- стресс
4. Неблагоприятные факторы,, воздействующие на организм человека – холод, голодание, психические и физические травмы, кровопотеря, и т.д., называются _______________.
5. Стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.
- физиологический стресс
- информационный стресс
- эмоциональный стресс
6. Стресс в ситуациях угрозы, опасности, обиды, приводящий к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
- физиологический стресс
- информационный стресс
- эмоциональный стресс
7. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это - _____________.
8.Стресс, связанный с желательным эффектом и приводящий к улучшению внимания, повышению заинтересованности, положительной эмоциональной окраске процесса работы- __________.
9.Негативное действие стресса, приводящее к угнетению эмоциональных состояний человека, снижению работоспособности, активности и общего самочувствия- _____________
10.Основоположник концепции стресса:
- З. Фрейд
- Г. Селье
- Э. Берн
- А. Адлер
11.Подберите соответствующие пары "вопрос"-"ответ"
Стадии стресса Характеристика стадий стресса
Стадия _________ - почти полное исчезновение признаков реакции тревоги, уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного, эта стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов.
Стадия __________ - стрессорный фактор является чрезвычайно сильным или длительно действующим, в результате чего организм посылает сигналы – призывы о помощи, которая может придти только извне.
Стадия _________ - непосредственная реакция организма на воздействие стрессора, мобилизация адаптационных возможностей организма.
12.Стресс, возникающий под воздействием неблагоприятных физических условий (очень высокие или низкие температуры, острые химические или механические воздействия), вызывающих нарушение целостности организма и его функций.
- физиологический стресс
- информационный стресс
- эмоциональный стресс
13.Неблагоприятный фактор, вызывающий в организме животного или человека состояние стрессового напряжения, это - _________________
14.Особая форма стрессовой реакции, когда стрессор перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.
- физиологический стресс
- информационный стресс
- травматический стресс
15. Стресс, ведущий к истощению иммунных запасов организма, замедляющий обменные процессы организма.
- дистресс
- информационный стресс
- эустресс
- эмоциональный стресс
16.Набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам- _____________
17. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному, у одних – реакция активная, при стрессе эффективность их деятельности достаточно долго продолжает расти -___________________, а у других, реакция пассивная, эффективность их деятельности быстро падает - ________________.
1. Допишите правильный ответ.
а) непосредственная реакция организма на воздействие стрессора, мобилизация адаптационных возможностей организма._______________
б) стрессорный фактор является чрезвычайно сильным или длительно действующим, в результате чего организм посылает сигналы – призывы о помощи, которая может придти только извне.____________
в) почти полное исчезновение признаков реакции тревоги, уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного, эта стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов________________
Ответы:
№ вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ |
адаптация | стрессор | ||||
эустресс | |||||
стрессор | дистресс | ||||
информ.стресс | стрессоустойчивость | ||||
эмоц.стресс | А-стадия тревоги Б- стадия истощения В- стадия резистентности |